Остаётся вопрос с мостами и КПП. Импортозамещение в сегменте экскаваторов-погрузчиков
Журнал Строительная техника и оборудование
Скачать PDF

Остаётся вопрос с мостами и КПП. Импортозамещение в сегменте экскаваторов-погрузчиков

СКАЧАТЬ PDF
22 мая 2023
О ходе и особенностях импортозамещения в сегменте экскаваторов-погрузчиков мы переговорили с Вячеславом Китаевым, директором инжинирингового центра «ПО ЕлАЗ» (Россия), и Юрием Тумахой, генеральным директором компании «Дорэлектромаш» (Республика Беларусь)

Тираж — всему голова

Всего несколько западных брендов снабжают агрегатами трансмиссии большую часть мировых производств экскаваторов-погрузчиков. За счёт масштаба производства они поддерживают уровень цен, с которым невозможно конкурировать напрямую. Сравнительно небольшие объёмы выпуска и, как следствие, высокая себестоимость комплектующих остаются серьёзным препятствием для импортозамещения.

Мнение: чем меньше объёмы производства экскаваторов-погрузчиков, тем дороже импортозамещениеИсточник фото: elaz.ruМнение: чем меньше объёмы производства экскаваторов-погрузчиков, тем дороже импортозамещение

«Если говорить о европейских компаниях, которые производят продукцию в большом объёме, цена такого компонента составит, скажем, 1 рубль. При наших производственных возможностях и тираже цена на такой же компонент будет 50 рублей», — поясняет Вячеслав Китаев.

Чем меньше объёмы производства экскаваторов-погрузчиков, тем дороже для него импортозамещение. На этом фоне параллельный импорт становится привлекательной альтернативой, но доступен он не всегда. «Сегодня не получается с итальянской комплектацией, поэтому сборку ДЭМ-310 мы приостановили, — поясняет Юрий Тумаха. — Мы проработали чертежи на свои мосты и коробку, но в малой серии они получаются в 4 раза дороже. Качество китайских аналогов нас не устраивает. Поэтому, чтобы не испортить мнение о машине, ДЭМ-310 временно не выпускаем. И в основном это связано с двумя позициями — мостами и коробками».

Редакция рекомендует:
На 50% обновлён парк технологического оборудования завода «Тверской экскаватор»

Если есть возможность получать агрегаты трансмиссии по параллельному импорту, то производители этим механизмом пользуются. «На сегодня локализация экскаваторов-погрузчиков ELAZ BL880 и BL888 — порядка 80%, — рассказывает Владимир Китаев. — Мы заменили на отечественные двигатель, радиаторную группу, выхлопную систему. С гидравлическими компонентами пока идёт работа: для насоса-дозатора нашли альтернативу в Республике Беларусь, по распределителю также работаем с белорусскими компаниями, образцы проходят тестовые испытания. Фары рабочего света, фары ближнего-дальнего света тоже белорусские. Мосты и коробки передач пока импортные, но ведётся работа по локализации также с белорусскими компаниями, в частности, с «Амкодором».

О китайских комплектующих

Что касается китайской альтернативы, то, как отмечают оба наших респондента: «рассматриваем, но не применяем». «Прорабатывали возможность замены на китайские комплектующие и остановились — много вопросов по качеству», — поясняет Юрий Тумаха.

Китайские компоненты как на технику «ПО ЕлАЗ» и «Дорэлектромаш» в данный момент не устанавливаютсяИсточник фото: elaz.ruКитайские компоненты как на технику «ПО ЕлАЗ» и «Дорэлектромаш» в данный момент не устанавливаются

«Китайские компоненты мы не устанавливаем, но как альтернативу ушедшим западным брендам рассматриваем. В первую очередь, коробки, мосты, гидрораспределители, гидромоторы, гидронасосы. Всё пока на рассмотрении, но серийно не применяем», — отмечает Вячеслав Китаев.

[bnr_240x400]

За последние 20 лет машиностроение КНР значительно продвинулось и в номенклатуре, и в качестве комплектующих, но полагаться на них и считать полной и безоговорочной альтернативой продукции мировых брендов преждевременно.

Объёмы производства

У производителей есть возможность нарастить выпуск спецтехники при необходимостиИсточник фото: beldem.ruУ производителей есть возможность нарастить выпуск спецтехники при необходимости

Импортозамещение даёт впечатляющие результаты. «На ДЭМ-114 на базе тракторов у нас спрос такой, как давно не было — загрузка больше 100%, — рассказывает Юрий Тумаха. — У нас 4 взаимозаменяемых варианта гидрораспределителей: белорусского, турецкого, китайского и итальянского производства, и мы поддерживаем отношения со всеми поставщиками, так как белорусский поставщик не может полностью обеспечить наши объёмы. Это единственная импортная позиция, всё остальное — трактор, навесное оборудование, гидроаппаратура, РВД, гидроцилиндры — нашего, белорусского, производства. Мы небольшая компания и сегодня объём выпуска составляет порядка 20 экскаваторов-погрузчиков в месяц, но при необходимости мы можем его увеличить».

«ПО ЕлАЗ» также готово наращивать выпуск техники — есть резервы. «У нас две модели экскаваторов-погрузчиков — BL880 и BL888 (разноколёсные и равноколёсные). Под каждую модель используется свой конвейер, которые сегодня работают в 1 смену. При 3-сменной загрузке мы можем производить 1 000 и более машин в год, но для этого необходима полная локализация», — поясняет Вячеслав Китаев.

Планы на будущее

Повышенный спрос на отечественную продукцию — результат реального импортозамещенияИсточник фото: beldem.ruПовышенный спрос на отечественную продукцию — результат реального импортозамещения

Оба предприятия активно расширяют свои модельные ряды и осваивают новые для себя виды техники, чему способствует повышенный спрос на отечественную продукцию. Ещё в 2019 г. «Дорэлектромаш» представил шнекороторный снегоочиститель ДЭМ-133 с автономным двигателем мощностью 300 л.с. Установка массой 5 т и производительностью 2 750 т/час навешивается вместо ковша на фронтальный погрузчик грузоподъёмностью 5 т. «С уходом царивших в этом сегменте канадских брендов на наш снегоочиститель возник взрывной спрос, — комментирует Юрий Тумаха. — На этот год уже законтрактованы 30 установок и, думаю, будут ещё. Вот результат реального импортозамещения».

«ПО ЕлАЗ» осваивает сегменты бульдозеров и автогрейдеров. «В этом году планируем выпустить небольшое количество бульдозеров — порядка 10 машин, так как есть проблемы с импортозамещением основного компонента — коробки передач. — добавляет Вячеслав Китаев. — Ведём работу по её локализации с «Амкодором» и другими компаниями. Автогрейдеры выпускаем порядка 2 машин в месяц и объём постепенно растёт. Рассматриваем возможность разработки 14-тонного грейдера, то есть с меньшей массой и габаритами».

Оцените, пожалуйста, статью,
нам очень важно ваше мнение:
3,43
5
1
14
Лучшие материалы Экскаватор Ру у вас на почте! Никакого спама
Подписаться
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы даете свое согласие на обработку персональных данных.