По данным Комитета, в январе – июле 2012 года, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, по большинству видов выпускаемой тракторной, сельскохозяйственной, коммунальной и дорожно-строительной техники произошел рост производства и в среднем составил 7,5%. Наибольшую динамику показала техника сельскохозяйственного назначения.
Но, наряду с увеличением роста производства, на половине ведущих российских предприятий также наблюдается заметный спад объемов выпускаемой техники.
Снижение производства по рассматриваемым видам техники в январе – июле 2012 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составило:
- тракторам для трелевки леса – 57,1%;
- строительным погрузчикам – 36,1%;
- автогрейдерам – 27,2%;
- тракторам на гусеничном ходу - 26,1%;
- бульдозерам и трубоукладчикам – 22,0%;
- сеялкам – 8,0%;
- культиваторам – 7,5%.
За отчетный период (январь - июль 2012 года) по всем видам выпускаемой продукции динамика объемов отгрузки отставала от ее производства, в результате чего общее количество неотгруженной техники по состоянию на 1 августа 2012 года составило 9612 машин.
Специалисты Комитета связывают такие низкие показатели с факторами неопределенности: ожидания понижения цен на технику при вступлении в ВТО, колебания курсов валют, закредитованность сельхозтоваропроизводителей.
В связи со вступлением России в ВТО, Владимир Гутенев (первый вице-президент Союза машиностроителей России) считает, что существует опасность для отечественных производителей: из-за снижения ввозных пошлин, россияне могут не выдержать ценовой конкуренции с иностранцами.
Ввиду упреждения подобной ситуации, в Комитете полагают, что необходимо принять ряд законодательных мер по сокращению ввоза в страну подержанной сельскохозяйственной, дорожно-строительной и лесозаготовительной техники. Уже инициирован аналогичный с автомобилями законопроект, предусматривающий безопасную утилизацию и введение утилизационного сбора на сельскохозяйственную и дорожно-строительную технику (читайте подробнее в материале "Спасательный круг для отечественной промышленности").
Профильный Комитет Союза машиностроителей России предлагает следующие меры:
- Совершенствование системы технических регламентов, направленных на создание системы заградительных барьеров от проникновения на внутренний рынок иностранной продукции не только с конкурентными свойствами, но и с неприемлемыми для нас потребительскими характеристиками;
- стимулирующие меры, направленные на смягчение налоговой нагрузки предприятиям, обновляющим производственную базу, применяющим инновации, закупающим за рубежом не готовую продукцию, а средства и технологии ее производства;
- совершенствование систем государственного заказа, госзакупок, установление государственного контроля цен на энергоносители.