Эксплуатация дорожно-строительной техники тяжелого класса в зимний период: рекомендации Komatsu

СКАЧАТЬ PDF
Интервью со специалистом сервисного центра Komatsu

- Нужна ли какая-нибудь специальная подготовка дорожно-строительных машин (ДСМ) такого класса, как например, Komatsu, к зимней эксплуатации - в средней полосе России, в районах Крайнего Севера и Сибири?

- Да, конечно. Как показал опыт, машина в северном исполнении - это не модернизированная или дооснащенная стандартная модель, а полностью самостоятельная разработка для эксплуатации в холодных регионах. Техника должна выдерживать не только морозы за минус 50 град. Рабочий диапозон машин велик, так как та же машина должна работать и летом на 40-градусной жаре, нередко в условиях резко континентального климата. То есть, оператор, рабочие системы машин и ее агрегаты должны быть защищены и от морозов и изнурительной жары.

Стандартные и Северные спецификации "-30" и "-50" - это, прежде всего, специальные сорта сталей. Заметим, что у стали и резины разные коэффициенты температурного расширения и можно увидеть, что при 20-градусных суточных перепадах температур начинают мокреть соединения при несоблюдении подбора спецификации. При неправильном подборе этих материалов, на морозе уплотнения теряют герметичность, и начинают пропускать рабочую жидкость или смазочный материал, появляется чрезмерный износ в трущихся деталях. Стандартные резино-технические изделия, а так же изоляция электропроводки теряют эластичность, появляются трещины, и, в результате, разрушаются.

Особое внимание двигателю. В холоде для запуска двигателя и начала работы нужны средства предварительного подогрева, как для двигателя, так и силовой передачи. Также необходимы стартеры и генераторы повышеной мощности, мощные аккомуляторные батареи для питания большего количества потребителей, чем в стандартной спецификации. Как правило, это эффективная система предпускового подогрева, как самой кабины, так и силовых агрегатов машины, плюс и дополнительное освещение т.к. на севере в зимний период световой день длится всего 4-5 часов.

Основное, на что надо обратить внимание при подготовке техники к зимней эксплуатации:

  • Переход на рекомендованные горюче-смазочные материалы, плюс охлаждающая жидкость.
  • Cоблюдение рекомендаций предпускового прогрева машины в холод.
  • После запуска основного двигателя,избегать максимальной нагрузки, если гидросистема не прогрета.

На фото - бульдозер Komatsu D65EX-16Источник фото: exkavator.ruНа фото - бульдозер Komatsu D65EX-16

- Известна ли какая-нибудь статистика: увеличивается ли количество отказов на технике в зимний период? Если да - с чем это связано?

- В зимний период могут возникать отказы на технике. Этому способствует большое количество факторов, связанных, как с экстримальностью температур на территории России, так и неправильной подготовкой строительных машин к началу эксплуатации в зимний период, и подготовленностью самих операторов машин. А, ведь, в технике, расчитанной на работу в самое холодное время года, все предусмотрено, как вязкость применяемого масла, так и временной фактор его прогрева до начала работы.

Вот некоторые рекомендации эксплуатации техники при низких температурах:

  • Не начинать работу с максимальной нагрузкой на неразогретой машине (с t -40+50/-50+50). Так как вязкость масла высока,при несоблюдении этого правила предохранительные клапаны гидравлической системы не срабатывают вовремя и уплотнения, и потом шланги начинают трескоться и подтекать.
  • При управлении машиной (экскаватором) стараться не долбить ковшом замерзший грунт, а подрезать его. При возможности использовать рыхлитель или ковш-рыхлитель. Фирма одна из первых применила на своих экскаваторах ковши-рыхлители, и кто знает о них, тот не отказывается и заказывает. На особо замороженных грунтах, как намывной песок для строительства дорог, использовать бульдозер-рыхлитель, что значительно снижает цикл погрузки экскаватора и увеличивает эффективность в отсыпке грунтов.
  • Своевременное проведение ТО и техухода.
  • Содержание ходовой части в чистом состоянии. Намерзания на ходовую часть грунта сковывает вращение катков,поверхность некоторых из них истирается, каток теряет свою форму и приходит в негодность. Сами катки начинают греться,а резиновые уплотнения теряют свою эластичность и плавающие уплотнения не держат масло внутри катка, внутренности катка выходят из стороя.
  • Не оставлять в неработающем положении машину в грязи, к примеру, на ночь в обводненных местах, где плавающие уплотнения легко доступны для грязи и мороз сковывает эти уплотнения, они начинают проворачиваться и греться, резиновые кольца начинают истираться и изнашиваться, теряя свою эластичность, и каток начинает течь. То же самое относится и к плавающим уплотнениям бортовых редукторов машины. Надо постараться перед остановкой машины несколько раз покатать ходовую, чтобы удалить гряз, чтобы стекла вода, и только после этого оставить машину на сухом месте.
  • Не оставлять машину на ночь с включенным двигателем на малых холостых оборотах, как многие еще оставляют машины, с целью якобы экономии топлива. Это и превышение эксплуатационных затрат и ведет к переохлаждению машин, преждевременному износу двигателя.
  • Использовать рекомендованные, соответствующие сезону горюче-смазочные материалы. Стараться реже или вовсе не применять “сухое” топливо, т.е. топливо, разбавленное большим количеством керосина и на глаз, чтобы не выделялся парафин (не забивались топливные трубки), к примеру газоконденсатное, которое долгое время считалось “cухим”, и из-за чего долговечность топливной аппаратуры значительно сокращалась.
  • Участились случаи применения нерекомендованных смазок в холод, зимой, когда сложно проконтролировать правильность проведения смазки при ТО. Прокачиваемость этих смазок через центральные порты в холод затруднительны, необходимо правильно подбирать смазки, либо шприцевать напрямую непосредственно сам узел, а не через длинные замерзшие трубки, либо оставлять машины перед ТО в теплом боксе.

Модель погрузчика Komatsu WA470-6AИсточник фото: exkavator.ruМодель погрузчика Komatsu WA470-6A

- Имеются ли какие-нибудь специфические преимущества в зимней эксплуатации у дорожно-строительных машин высокого класса (уровня Komatsu) по сравнению с машинами более низкого технического и ценового уровня: с машинами российского и китайского производства? Можете ли Вы сравнить "зимние" качества ДСМ ведущих мировых марок?

- Зимние качества можно сравнить у бульдозеров, например. Разные производители во время развития своих компаний, учились друг у друга. Не секрет, что во все времена производители перенемали технологии друг у друга, сравнивали и находили лучшее. Приведем пример: изготовление опорных катков. Как показало время и постоянное совершенствование продукции, производительность японского представителя оказалась намного выше конкурентов. В особенности на территории с мерзлыми обводненными грунтами. На Севере практически безотказно работают трубоукладчики D355С-3 и бульдозеры D275А-5 на -50С.

- Какие типы и сорта смазочных материалов рекомендуются для применения в ДСМ высокого класса в зимний период? Нужно ли заменять смазочные материалы после летнего периода эксплуатации, или эти материалы всесезонные. Расскажите по регионам: для средней полосы России, районов Крайнего Севера и Сибири?

- Охлаждающие жидкости и масла (далее ГСМ - горюче-смазочные материалы) следует применять посезонно, согласно “Инструкциям по эксплуатации” любого вида техники. Такого вида инструкции есть у всех производителей, которые предоставлятся клиенту вместе с техническими документами на каждую машину. От места, условий, климата зависит ваш выбор масел.

В зимний период производителями рекомендовано применение особых ГСМ, которые будут выдерживать не просто холодную погоду, а морозы. В России это более чем актуально. Климат страны разнообразен, а перепады температур могут быть очень резкими. Поэтому были разработаны рекомендованные ГСМ для гидравлики, двигателя и трансмиссий в зимний период. Если пользователь техники не меняет во время масло, что происходит? Масло со временем портится, загрязяется, теряет абсорбирующие и противоизносные свойства, вязкость и т.п. В результате, повышается износ оборудования. Техника выходит из строя.

В средней полосе России, где температура вальируется от +/-15 град. применимо всесезонное масло, которое после летнего периода можно не менять. Так же, например, и для автомобилей. Но если техника работает в более экстремальных условиях, где не только морозы, но и большие перепады температур в течение дня (начиная от +/-20 град.), - замена обязательна. И дорогостоящая техника нуждается в правильном уходе! Выбирая правильные типы масел, увеличивается "жизнь" машины.

На фото - экскаватор-погрузчик Komatsu WB93S-5Источник фото: exkavator.ruНа фото - экскаватор-погрузчик Komatsu WB93S-5

- Расскажите, имеются ли какие-либо новинки, новые разработки, внедренные на машинах Komatsu, улучшающие именно зимнюю эксплуатацию? Имеются ли аналогичные инновации на машинах других марок?

- Компания Komatsu постоянно изучает потребности заказчика, изучает спрос. Комфорт оператора, удобство его работы с техникой - один из главных условий для производителя. В технике для низких температур так же уменьшена трудоемкость и количествово точек технического обслуживания, увеличены интервалы замены масел и фильтров. Стал более доступен новый тип режущих кромок отвала бульдозеров, коронок рыхлителей и экскаваторных ковшей.

Чем же должна обладать техника, предназначенная для работы зимой? Современная северная спецификация предусматривает специальные сорта стали, из которых выполнены несущие металлоконструкции, особые сорта резины и пластиков для уплотнений и изоляции, более мощные аккомуляторы, стартеры и мощные генераторы. Гидроцилиндры конструктивно отличаются своими уплотнениями от стандартных, что позволяет им сохранять герметичность. На машины ставят кабины с двойным остеклением и высокоэффективными встройными подогревателями, в некоторых случаях даже до трех штук (модель бульдозера D275A-5, D375A-5). Важная часть "зимней" техники - предпусковой подогреватель двигателя. Возможны два варианта подогрева - электрический от промышленной сети и автономный со своим топливным баком. Для сосредоточенных парков машин предпочтителен первый вариант, как более быстрый, безопасный и экологически чистый. Но опыт показывает, что у этого варианта есть ограничение - иногда необустроенность трасс и большая потребляемая мощность бортовых электроподогревателей. Кроме того, этот вариант предпускового подогорева хорош для колесных машин, работающих сосредоточенно. А гусеничные машины, как правило, разбросаны по карьерам и трассам, куда редко протянуты электросети. Поэтому Komatsu, поставляющая преимущественно гусеничную и колесную технику, отдает предпочтение условиям заказчика по выбору оборудования машины и автономного подогревателя.

- Приведите какой-нибудь яркий пример из практики зимней эксплуатации машин Komatsu и других марок, иллюстрирующий их отличные рабочие качества?

- Многие машины в процессе своей работы на трассах проваливаются под воду, особенно зимой. В современной технике применяется много электрических соединений, соленойдов и электроклапанов. Из опыта, при аварии электрика и компьюторы выходят из строя, следовательно, и машины. Поэтому трассовики предпочитают Komatsu, т. к. электрическая схема проще, чем у конкурентов и главное электроразводка с влагонепроницаемыми разъемами поднята максимально от земли. Здесь же максимально высоко стоит блок электрических клапанов и соленойдов, а в кабине надежно "спрятаны" компьютеры.

- На ДСМ высокого класса используются навесные орудия специализированных фирм. Эти орудия так же хорошо выдерживают низкие температуры, как и сами базовые машины? Есть ли у Вас рекомендации для наших читателей - как готовить навесные орудия к зимней эксплуатации и орудия каких марок лучше использовать при очень низких температурах?

- Очень важно прислушиваться ко мнению фирмы. Ведь, чаще всего, компания не первый год поставляет оборудование, а следовательно, имеет опыт в ее подборе. Учитываются технические возможности машины, место эксплуатации и вид дополнительного оборудования подбирается, к примеру, как валочно-покитирующее оборудование на экскаваторы, гидромолоты,гидробуры и прочее. Мы рекомендуем соблюдать это и следовать имеющемуся опыту при эксплуатации.

Модель гусеничного экскаватора Komatsu PC210-10MOИсточник фото: exkavator.ruМодель гусеничного экскаватора Komatsu PC210-10MO

- Есть ли какие-нибудь рекомендации, как лучше прогревать ДСМ перед началом работы после долгой стоянки на холоде? Можете ли привести характерные примеры из опыта эксплуатации машин Komatsu и других за границей в схожих климатических условиях - на Аляске и т.п.?

- В подобном случае, при прогреве техники обычными штатными средствами, велика вероятность разряжения батарей с одной стороны, а если машина простояла несколько дней в нерабочем состоянии, то здесь необходим особый подход, применять подогреватель более мощный,такой как УМП-400 - максимальная тепловая мощность в 400 кВт. Такие подогреватели в народе называются “Cтюардесами” или "Змей Горыныч". Это подогреватели для авиации. Они являются самыми быстрыми и эффективными в данном случае!

Как пример: если машина была остановлена на ночь и температура достигала -40 град. и ниже, то достаточно применить штадтный предпусковой подогреватель. Учитывая температуру -40 град., уже за 20-30 мин. работы подогревателя вязкость масла в двигателе становится допустимой для запуска основного двигателя, его прогрева и можно приступать к прогреву гидравлической системы машины и к работе с нагрузками! Это правило стало единым для всех производителей. Север - суровый край!

- Известны ли Вам случаи, когда вместо оригинальных "зимних" смазочных материалов поставлялись контрафактные, непригодные для зимней эксплуатации ДСМ высокого класса? Можете ли Вы что-нибудь посоветовать нашим читателям по этому поводу?

- Смазочных материалов сегодня много и нет необходимости покупать контрфакт, и причем, низкого качества. Мы рекомендуем использовать оригинальные масла, предлагаемые производителем техники. Это 100% гарантия безотказной работы машины.

- Расскажите о проблемах зимней эксплуатации гидравлической системы и топливной аппаратуры ДСМ?

- Топливная аппаратура. Необходимо следовать строгим правилам: вовремя проводить ТО, использовать топливо посезонно, использовать арктическое топливо только при низких температурах (ниже минус 30-35 град.) и попытаться не использовать его уже при нулевых. Чрезмерная сухость топлива сокращает срок службы топливной системы. А так же обслуживать машины таким образом, чтобы не было в топливе посторонних примесей и воды.

Гидравлика. Подогрев рабочей жидкости, особенно в крупных машинах - большая проблема. К примеру, у экскаватора шланги высокого давления обладают большой охлаждающей поверхностью и масло, проходя по ним, быстро теряет температуру. В Komatsu, исследовав эту проблему, отказались от предварительного автономного подогрева, и приняла другое решение. Чтобы масло не быстро старело стали использовать гидросистемы с закрытым контуром, и был увеличен интервал его замены при уменьшенном объеме рабочей жидкости. Это облегчило разогрев гидросистемы холостыми движениями рабочего оборудования перед основными видами работ.

Наша группа в Telegram

Быстрая связь с редакцией в WhatsApp!

Заметили ошибку? Выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter, чтобы оповестить редакцию сайта.
Оцените, пожалуйста, статью:
Оценивших: 12, оценка: 4,92 из 5
Нам очень важно ваше мнение
4,92
5
4
12