21 июля 2015

В ожидании новых ограничений. Что будет с рынком б/у техники?

СКАЧАТЬ PDF
Если уплата утилизационного сбора - реальность, с которой российские автовладельцы уже успели свыкнуться, то распространение подобной меры на рынок спецтехники пока только в планах

Депутаты фракции "Справедливая Россия", выступившие с данной инициативой, приводят следующие аргументы: введение сбора будет способствовать обновлению парка техники и предотвратит попадание на российский рынок бывшей в эксплуатации зарубежной специализированной техники. Глава Минпромторга РФ Денис Мантуров, комментируя подготовку изменений в закон "Об отходах производства и потребления", в свою очередь заявил: "В ближайшее время готовится решение о введении утилизационного сбора на дорожно-строительную технику, где у нас есть уже целая линейка конкурентоспособной российской техники".

Еще одна инициатива (на этот раз от Союза производителей строительно-дорожной техники) также связана с б/у машинами. Чтобы "не превращать нашу страну в свалку старой спецтехники", объединение предложило ограничить ввоз в Россию спецмашин массой более 3,5 т, возраст которых больше 3 лет, оформляемых на таможне как единичное транспортное средство для личного пользования.

Чтобы узнать, как относятся к перспективе внесения подобных изменений непосредственные участники рынка, Экскаватор Ру побеседовал с представителями компаний ООО Технопарк "Импульс" (российский производитель навесного оборудования) и ТД "Вертикаль" (дистрибьютор брендов Doosan, Bobcat и YALE).

ТД "Вертикаль": "Ничего, кроме удорожания техники, для конечного потребителя это не принесет. Это игра "в одни ворота"

Генеральный директор Торгового дома "Вертикаль" Геворк Ахвердян сомневается в целесообразности введения утилизационного сбора на дорожно-строительную технику: "Ничего, кроме удорожания техники, для конечного потребителя он не принесет. Это игра "в одни ворота", попытка искусственно воздействовать на рыночную конъюнктуру. В свое время, когда был введен утилизационный сбор на легковые автомобили, это вызвало массу недовольства среди иностранных производителей. И при введении аналогичного сбора на строительную технику реакция будет не менее острой".

Далее наш собеседник обратил внимание на то, что представители Минпромторга РФ не скрывают основную идею данного нововведения - продвижение отечественной техники. Поэтому сам смысл представления сбора как "утилизационного" в таком контексте теряется. К тому же в сфере дорожно-строительной техники проблема использования отживших свой срок машин не столь актуальна, как в сфере легковых авто: "Никто не бросает технику во дворах - владельцы, как правило, сами решают вопрос утилизации, разбирая машины на металлолом, и получают на этом дополнительный заработок". И более того: так как инновационная составляющая в структуре расходов отечественных заводов по международным меркам слишком маленькая, ожидать ее кардинального увеличения, даже при введении дополнительных субсидий со стороны государства, не приходится.

А вот инициативу Союза производителей строительно-дорожной техники глава ТД "Вертикаль" поддержал: "Если технику до трех лет имеет смысл покупать (она может прослужить еще, как минимум, столько же), то все, что старше, я бы назвал нерентабельным приобретением. Это машины, которые уже выработали свой ресурс. Потому их, как правило, и сбывают за копейки". При этом наш собеседник отметил рост спроса на б/у технику за последние полгода: каждый десятый клиент обращается в компанию для приобретения подержанной дорожно-строительной машины. Но в большинстве случаев покупателю важно лично осмотреть приобретаемую технику: "Завоз б/у техники из-за рубежа - это всегда риск, покупка "кота в мешке", поэтому среди конечных потребителей такой тип сделок мало востребован".

Технопарк "Импульс": "Все привыкнут к отечественному продукту, что впоследствии сломит стереотип о том, что все отечественное это плохо и некачественно"

Коммерческий директор ООО Технопарк "Импульс" Руслан Саламов в целом высказался за ограничения, накладываемые государством на импортную продукцию, имеющую качественные аналоги внутри государства. "Что мы имеем в конечном итоге? Производители инвестируют средства в производство. Создают новые рабочие места, увеличиваются налоги в бюджет. Деньги остаются в стране и работают на ее благо. Стоит отметить, что также загружаются смежные виды деятельности в стране (химическая и металлургическая промышленности). В конечном итоге все привыкнут к отечественному продукту, что впоследствии сломит стереотип о том, что все отечественное это плохо и некачественно".

Тем не менее, наш второй собеседник также высказал некоторые сомнения в целесообразности утилизационного сбора. По словам Руслана Саламова, государство не тратит никаких денег на данный процесс, ведь утиль спецтехники - это металл, который направляется на переработку. Другая ситуация с шинами, хотя сегодня уже существуют технологии производства из покрышек как сырья, так и готовых изделий, например, черепицы.

Оправданный комплекс мер по мнению главы Технопарка "Импульс" включает: ограничение на ввоз техники старше 3 лет и б/у запчастей, а также уплата пошлины в размере 110% и утилизационного сбора (по опыту Бразилии). "Эти меры остановят поток б/у техники. Хотя курс сегодняшнего рубля сам ввел свои корректировки, и многие компании уже прекратили ввоз подержанного оборудования".

Наша группа в Telegram

Быстрая связь с редакцией в WhatsApp!

Заметили ошибку? Выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter, чтобы оповестить редакцию сайта.
Оцените, пожалуйста, статью:
Оценивших: 26, оценка: 4,42 из 5
Нам очень важно ваше мнение
4,42
5
1
26