В 2007 году российский рынок землеройной техники характеризовался ажиотажным спросом, который полностью так и не был удовлетворён. Это вызвало соответствующую реакцию её производителей и поставщиков. Например, компания «Komatsu» (Япония) объявила о планах строительства своего завода в нашей стране. Помимо этого уже циркулируют слухи об аналогичных производственных планах шведской компании «Volvo СЕ», чьи позиции особенно сильны на СевероЗападе России.
Что касается поставщиков, то они укрепляют свои партнёрские отношения с традиционными продуцентами землеройной техники, а также выстраивают отношения с новыми, пока недостаточно известными на российском рынке.
В качестве примера можно назвать холдинг «Техcтройконтракт» (г. Москва), который, будучи крупным поставщиком техники таких известных брендов, как Hitachi, Tadano, New Holland, Case IH и др., приступил к продажам в России машин HİDROMEK, выпускаемых турецкой компанией «Hidromek Hidrolik Mekanik Makina İmalat Sanayi Ticaret Ltd. Sti.» (сокращённо — «Hidromek»).
Сегодня всё средиземноморское побережье Турции представляет собой сплошную строительную площадку. Застраиваются новыми гостиницами и жилыми домами уже и вторая, и третья линия от моря, расширяются старые дороги и строятся новые. Там днём и ночью (к вящему неудовольствию многочисленных отдыхающих) неустанно работает землеройная техника. В большинстве случаев она окрашена в яркожёлтый цвет и снабжена чёрным логотипом HİDROMEK.
Компания «Hidromek» была основана в 1978 году талантливым инженером-механиком Хасаном Басри Бозкуртом, который и сегодня — уже вместе со своими сыновьями Ахметом и Мустафой — возглавляет семейный бизнес.
Первоначально это был небольшой цех, в котором собирались гидравлические цилиндры и навесные (сменные) приспособления для переоборудования сельскохозяйственных тракторов в экскаваторы-погрузчики. В 1986 компания открыла свой первый завод в Анкаре, а три года спустя изготовила на нём первый турецкий экземпляр.
В 2001 году открылся второй завод «Hidromek», специализирующийся на сборке погрузочной техники. Он находится в льготной таможенной зоне неподалёку от города Измир на побережье Эгейского моря.
Данный тип техники сегодня широко известен во всём мире благодаря своей прочной конструкции, экономичности и высокой производительности, благодаря чему затраты на их приобретение быстро окупаются.
«Hidromek» выпускает всего две модели — HMK 102B и HMK 102S. Именно они сегодня экспортируются в Россию.
HMK 102B
Обе модели HİDROMEK оснащаются 4-цилиндровым дизельным двигателем Perkins (Великобритания) с водяным охлаждением, турбонаддувом и прямым впрыском, с рабочим объёмом 4,4 л, максимальной мощностью 74,5 кВт (100 л. с.) при 2200 oб/мин и максимальным крутящим моментом 415 Н·м при 1350 oб/мин.
Гидромеханическая полуавтоматическая трансмиссия типа Full Powershift производства «International Transmissions Limited» (Великобритания) с одноступенчатым трёхэлементным гидротрансформатором имеет 4 задние и 4 передние передачи, переключаемые при невыключенном сцеплении, то есть без разрыва потока мощности.
Возможности независимого управления колёсами мод. HMK 102S:
А — управление двумя передними колёсами при движении по обычной дороге;
В — управление четырьмя колёсами при маневрировании в ограниченном пространстве («колесо в колесо»);
С — управление четырьмя колёсами для достижения так называемого «крабового хода», что очень важно при землеройных работах рядом со стеной
Ведущие мосты производства «International Transmissions Limited» имеют дифференциалы типа MAX-TRAC и через одноступенчатые планетарные редукторы передают крутящий момент пропорционально на каждое колесо, в зависимости от конкретной потребности в данный момент, предотвращая тем самым проскальзывание колёс.
Тормозная система Rexroth (ФРГ) включает в себя ножной (многодисковый в масляной ванне) тормоз, действующий на задние колёса, и ручной механический тормоз, действующий на вал трансмиссии.
Гидравлическая система — тандемного типа с шестерёнными насосами Parker Hydraulics (Великобритания) и с управлением сервоклапаном.
Максимальные скорости движения передним и задним ходом: от 5 км/ч на первой передаче до 40 км/ч на четвёртой.
Ёмкость погрузочного ковша — 1,1 м3, а экскаваторного — 0,08–0,22 м3.
Другие параметры экскаваторного оборудования с ковшом шириной 600 мм (со стандартной/телескопической стрелой):
- максимальное усилие на кромке ковша — 53,3/54,5 кН;
- максимальная г/п — 1645/1517 кг.
Обе машины могут оснащаться разнообразными навесными (сменными) приспособлениями — различными ковшами (обратной лопатой, мелиорационным, с вилами, трапецеидальным для рытья траншей, специальным), отвалом, двухчелюстным грейфером, захватом для бруса, рыхлителем, гидравлическим отбойным молотком и др., превращающими экскаваторпогрузчик в универсальную многоцелевую строительнодорожную технику для применения в строительстве, сельском и коммунальном хозяйстве.
Модели HİDROMEK изготавливаются в рамках полного производственного цикла. Проектирование, металлообработка, сварка, сборка, окраска — все эти этапы выполняются исключительно персоналом «Hidromek».
Разумеется, ответственные узлы и комплектующие изделия покупаются у самых известных мировых производителей. Помимо уже перечисленных, это, в частности, гидрораспределители производства «Husco International Ltd.» (Великобритания), рулевая система Danfoss (Дания), гидравлические шланги и фитинги Europower (Великобритания), трубопроводы цилиндров производства «Alta S.p.A.» (Италия), фильтры Internormen-Filter (ФРГ) и MP Filtri (Италия), уплотнительные кольца производства «Busak+Shamban S.A.» (Швейцария).
Обе модели добротно сконструированы и характеризуются рядом инновационных технических решений, позволяющих достичь максимального удобства дл оператора, отличной производительности и — что самое главное — высокого уровня безопасности.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что эти машины получают всё более широкое признание во всём мире — они экспортируются в 44 страны.
Положительное мнение о турецких машинах проторило дорогу даже на сложные рынки и гидравлическим экскаваторам HİDROMEK. Их одновременная премьера состоялась во многих странах мира в 1999 году.
В начале 2006 года был запущен ещё один завод «Hidromek» в Анкаре, где ведётся сборка гидравлических экскаваторов. Сегодня компания выпускает две модели гусеничных экскавато
ров (22-тонник HMK 220LC и 30-тонник HMK 300LC) и одну модель на колёсном ходу (21-тонник HMK 200W), а инженеры «Hidromek» работают над созданием 36- и 16-тонных экскаваторов, которые, как ожидают, могут появиться на европейском рынке уже к концу 2008 г. Однако до этого они пройдут испытания в Турции, у самых придирчивых клиентов «Hidromek». Расширение типоразмерного ряда экскаваторов вызвано и тем, что появление каждой новой модели вызывает резкий всплеск спроса.
HMK 102S
Старательно подобранные ключевые узлы и комплектующие японского и европейского производства в сочетании с силовыми агрегатами Mitsubishi и жёсткой несущей конструкцией привели к тому, что бренд HİDROMEK у многих потребителей турецких экскаваторов уже стал ассоциироваться с отменным качеством и надёжностью техники.
Применяемая в машинах HİDROMEK электронная система управления работой машины AECS (Advanced Electronic Control System) была разработана с мыслью о возможности выбора параметров работы экскаватора в зависимости от квалификации его оператора. Это позволяет значительно повысить производительность экскаватора при одновременном ограничении расхода топлива.
Машины турецкого производителя сконструированы в соответствии с ожиданиями потребителей относительно желаемых производительности, безопасности и удобства обслуживания.
В конце 2007 г. заработал на полную мощность третий завод «Hidromek» в Анкаре — на сей раз сталепрокатный, поскольку компания твёрдо уверена, что спрос на её продукцию продолжит свой рост.
В результате быстрого роста компании в течение последних трёх лет она оказалась в ситуации, когда сбыт (в 2007 году было продано порядка 3000 экскаваторов-погрузчиков и 1000 экскаваторов) отстаёт от возможностей производства (имеющиеся производственные мощности «Hidromek» рассчитаны на ежегодный выпуск 5000 экскаваторов-погрузчиков и 2000 экскаваторов).
Сегодня Европа является крупнейшим рынком сбыта продукции компании. Особенно заметны успехи «Hidromek» в Испании. Другими важными клиентами компании являются Израиль, Румыния, Болгария и Иран.
Недавно возникший интерес «Hidromek» к российскому рынку и удачный выбор местных партнёров был вознаграждён увеличением спроса на турецкую технику и значительным ростом продаж. Начинает меняться и мнение российского потребителя о машиностроительной продукции турецкого производства, сильной стороной которой до недавнего времени считалась только низкая цена. Ожидается, что в 2008 году по объёму продаж техники HİDROMEK Россия опередит Болгарию и выйдет на второе место (после Испании).
Компания планирует расширение своего присутствия в Европе, на Ближнем и Среднем Востоке, а также через 2–3 года существенно увеличить продажи в Северной Америке.
Для поддержки своих зарубежных клиентов компания создала дилерскую сеть в Африке, на Ближнем и Среднем Востоке, а также на постсоветском пространстве. Планируется также найти новых дилеров в Европе и Америке.
Так, в начале 2007 г. компания открыла филиал в Испании для дополнительной поддержки местных дилеров и обеспечения первоклассного послепродажного обслуживания приобретённой техники HİDROMEK. В вышеупомянутом филиале будет склад запчастей, чтобы ускорить их доставку клиентам. В ближайшем будущем аналогичный филиал предполагается открыть и в России.
В отличие от Турции, где компании принадлежит 30% турецкого рынка, на внешних рынках «Hidromek» сталкивается с очень жёсткой конкуренцией.
Во-первых, ещё не разрушен стереотип о том, что по технике Турция не в состоянии конкурировать с такими машиностроительными державами, как, например, Германия. Но компания «Hidromek» приняла этот вызов и делает всё возможное для того, чтобы качество продукции HİDROMEK не вызывало никаких нареканий даже у самых искушённых клиентов, привыкших ориентироваться на технику «раскрученных» брендов.
Во-вторых, свободную конкуренцию часто ограничивает политика. Например, из-за сложных отношений между Турцией и Грецией компания лишена возможности экспортировать свою продукцию в южную (греческую) часть близлежащего Кипра. Также мешает и то, что Турцию не принимают в ЕС. Изза малых квот, выделяемых ЕС для турецких грузовиков, компания несёт дополнительные затраты по транспортировке своей продукции в Европу. Аналогичные квоты ЕС выделяет и для турецких морских перевозчиков, услуги которых стоят гораздо дешевле, чем у европейских конкурентов.
В отличие от многих других компаний из развивающихся стран, достаточно успешно работающих на мировом рынке в сегменте низкотехнологичной продукции, «Hidromek» стремится использовать самые современные технологии и применяет наиболее изощрённые системы контроля качества, а все производственные предприятия компании оборудованы по последнему слову техники.
В 2006 году Турция стала крупнейшим в Европе рынком по сбыту машин, в том числе и благодаря «Hidromek».
Семейный бизнес «Hidromek» — это ещё одно конкурентное преимущество, позволяющее установить более тёплые отношения с клиентами. Поскольку номенклатура выпускаемых изделий достаточно узкая, компания имеет возможность уделить большее вниманию повышению квалификации технического персонала, что приводит к формированию профессиональной команды, полностью сконцентрированной на нуждах потребителей.
Однако здесь имеет место проблема дефицита квалифицированных техников, поскольку нынешнее поколение турецкой молодёжи предпочитает учёбу в университетах получению среднего специального образования. В результате количество технических школ в стране сокращается.
Поэтому «Hidromek» активно вовлечена в решение этой проблемы и тесно сотрудничает с Министерством просвещения Турецкой Республики на предмет открытия новых технических школ и прохождения их учащимися производственной практики на предприятиях компании с последующим гарантированным трудоустройством.
Имеет смысл упомянуть и такое конкурентное преимущество продукции HİDROMEK, как использование железа и стали исключительно турецкого производства, славящегося своим качеством.
В целом, компания «Hidromek» уверена в качестве своей продукции и ищет новые рынки для её сбыта во всём мире. В конце прошлого века компания получила сертификат ISO 9001:2000, а её участие в таких крупнейших международных строительных выставках, как «bauma» (ФРГ), «Conexpo» (США), «Intermat» (Франция), «SMOPyC» (Испания) и др., несомненно, поможет продвижению бренда HİDROMEK на мировом рынке.
Так, на выставке «bauma 2007» компания «Hidromek» представила свою новейшую разработку — экземпляр Hi-Concept. Его кабина, выполненная в изменённой стилистике, стала одной из главных достопримечательностей турецкого стенда и ещё раз подтвердила то, что конструкторы «Hidromek» уделяют огромное внимание эргономике.
На этой же выставке были представлены экскаваторы HİDROMEK, у которых заслуживают внимания противовес нового типа и вышеупомянутая система AECS.
Глобальная стратегия «Hidromek» состоит в том, чтобы, оставаясь относительно небольшой компанией с совокупным персоналом порядка 900 человек и с ограниченной производственной номенклатурой, занять сильные позиции на мировом рынке.
Основные различия между урецкими экскаваторами-погрузчиками
Характеристики | Модели | |
HMK 102B | HMK 102S | |
Колёсная формула | 4×4 | 4×4×41 |
Шины: — передние — задние | 12,5/80×18 12 PR или 16/70×20 12 PR 16,9/14 x 28 12 PR | 16,9/14×28 12 PR 16,9/14×28 12 PR |
Maксимальная г/п погрузочного ковша, кг | 2935 | 3014 |
Максимальная глубина копания обратной лопатой, м | 5,64 | 5,59 |
Эксплуатационная масса, кг | 8400 | 8700 |
1 С электрическим переключение привода на 2 или 4 колеса
Александр Седунов