Локализация. Подводные камни законодательства

СКАЧАТЬ PDF
В продолжении материала, посвященного теме импортозамещения, речь пойдет о деятельности зарубежных брендов на территории России, а также об опыте угледобывающего холдинга СУЭК по производству запчастей собственными силами

Взгляд со стороны

Предполагается, что реализация программы импортозамещения обеспечит стране независимость от зарубежных поставщиков машин и запчастей. Но, как говорится, не каждый импортный болтик можно заменить отечественным винтиком. По мнению Геворка Ахвердяна, генерального директора ТД "Вертикаль", российские производители не способны обеспечить страну качественными фронтальными погрузчиками, бульдозерами, грейдерами, складскими погрузчиками. "Российских аналогов импортных вилочных погрузчиков практически нет. Если по строительной линейке отечественные производители частично покрывают имеющийся спрос, то рынок складской техники к импортозамещению пока абсолютно не готов. Мы на 10-15 лет отстаем от европейских и азиатских производителей по уровню внедрения и развития инноваций. Надеяться, что в ближайшие год-два в России будут запущены современные производства вилочных погрузчиков и складского оборудования, не приходится", - отметил представитель ТД "Вертикаль".

В таких условиях зарубежным производителям остается только одно - открывать производство на территории нашей страны. И многие держат курс на увеличение процента местных компонентов. К примеру, локализация производства на предприятии Hitachi Construction Machinery в Твери в настоящий момент менее 20%. Тем не менее, компания намерена продолжить работу в данном направлении. "Мы планируем развивать направление локализации в целях сокращения сроков доставки, а также логистических расходов. В настоящее время мы используем российского производства такие компоненты, как листовая сталь, сварные конструкции, гидравлические трубопроводы, резиновые шланги и т.п. В ближайшем будущем рассчитываем также перейти на внешние сварные конструкции, электрическую проводку, топливные баки, баки для гидравлической жидкости и некоторые другие виды продукции местного производства", - сообщил Сэндзаки Масафуми, генеральный директор "Хитачи Констракшн Машинери Евразия Мануфэкчеринг". При этом спикер уточнил, что в качестве потенциальных партнеров рассматриваются все компании, обладающие соответствующими технологиями.

Завод Hitachi Construction Machinery в ТвериИсточник фото: hitachicm.ruЗавод Hitachi Construction Machinery в Твери

Позиция еще одного известного мирового бренда также заключается в расширении производства на территории нашей страны. Несмотря на сложившуюся на российском рынке ситуацию, компания John Deere планирует дополнительно инвестировать в свою площадку в Домодедово. В частности, по словам директора подразделения строительной и лесозаготовительной техники John Deere в России и СНГ Эндрю Кристофера, будет запущен выпуск нескольких новых моделей строительного оборудования. Цель на ближайший год - максимально локализовать производство.

Справедливости ради нужно сказать, что локализовать производство в России не так просто. В настоящий момент маркировкой "сделано в России" может обладать техника той компании, которая достигла глубины локализации не менее 50%. Однако, как отметил в интервью "Экскаватор Ру" Сергей Харитонов, директор по развитию компании JCB Russia, "в текущей экономический и политической ситуации очень сложно прийти к такому высокому показателю". По мнению собеседника, только снижение процента локализации позволит привлечь в страну "внешних" производителей. Сама компания JCB  уже несколько лет рассматривает возможность открытия предприятия в России.

Еще одно мнение, которое нам довелось услышать в процессе опроса уже работающих на территории России производителей, гласит, что на сегодняшний день на территории нашей страны невозможно найти поставщиков комплектующих требуемого уровня. Производство с нулевым уровнем локализации - это тоже реальность.

Производственная площадка John Deere в ДомодедовоИсточник фото: deere.ruПроизводственная площадка John Deere в Домодедово

Как водится, взглядов на одну и ту же ситуацию может быть много. Но среди зарубежных производителей превалирует мнение, что любые инструменты ограничения конкуренции являются деструктивными, поскольку только свободный рынок создает условия для постоянного повышения качества продукции при одновременном снижении ее стоимости. "Мы считаем, что с точки зрения конкуренции между компаниями политика протекционизма в отношении внутренних производителей не оказывает благоприятного воздействия на повышение технологического уровня производства. А повышение технологического уровня российских компаний намного бы увеличило вероятность снижения доли продукции зарубежного производства", - прокомментировал общую ситуацию на рынке Сэндзаки Масафуми ("Хитачи Констракшн Машинери Евразия Мануфэкчеринг").

Помоги себе сам

Вместо завершения хотим привести еще один вариант решения возникающих перед участниками рынка проблем. Немаловажно, что речь пойдет о проекте, который уже сегодня реализован на территории России. В конце февраля издание Newslab.ru опубликовало материал, в котором описывался процесс импортозамещения в крупнейшем отечественном угледобывающем холдинге "Сибирская угольная энергетическая компания" (СУЭК). Перед компанией остро встал вопрос поиска аналогов зарубежной продукции. Дело в том, что основу парка предприятий холдинга составляет техника украинского (экскаваторы ЭРП-2500) и американского (Caterpillar, Terex, Bucyrus) производства, и с поставками запчастей возникли проблемы. Еще в 2012 г. на Бородинском ремонтно-механическом заводе (РМЗ), входящем в состав СУЭК, была проведена масштабная модернизация, которая сегодня позволила рассматривать его в качестве основной площадки для освоения производства собственных комплектующих для зарубежной техники.

СУЭК наладила производство запчастей к импортной технике на базе одного из своих предприятийИсточник фото: newslab.ruСУЭК наладила производство запчастей к импортной технике на базе одного из своих предприятий

В числе позиций, которые сегодня здесь уже выпускают - коронки, зубья, траки, боковая защита ковшей, ножи для отвалов. Помогает в этом непростом деле сотрудникам завода 3D-сканер, современные станки и консультации сторонних специалистов. Следующим этапом должен стать переход от "копирования" к собственным разработкам. Так, в настоящее время реализуется проект по серийному производству вентильно-индукторных двигателей.

Насколько оправдано такое совмещение совершенно различных по своей сути процессов (добыча угля и производство запчастей) - вопрос открытый. Но, как говорится, можно долго ждать помощи со стороны, а можно начинать действовать.

Наша группа в Telegram

Быстрая связь с редакцией в WhatsApp!

Заметили ошибку? Выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter, чтобы оповестить редакцию сайта.
Оцените, пожалуйста, статью:
Оценивших: 8, оценка: 4,13 из 5
Нам очень важно ваше мнение
4,13
5
1
8