Гендиректор «ЧЗСА» об остром дефиците складской техники и российских двигателях. Интервью
Журнал СКЛАДСКАЯ ТЕХНИКА
Скачать PDF

Гендиректор «ЧЗСА» об остром дефиците складской техники и российских двигателях. Интервью

СКАЧАТЬ PDF
14 апреля 2023
ООО «Чебоксарский завод силовых агрегатов», российский производитель складской техники и комплектующих, прямо сейчас работает над рядом амбициозных импортозамещающих проектов. О том, что уже удалось реализовать, рассказывает генеральный директор компании и руководитель машиностроительного кластера Чувашской Республики Александр Дмитриев

Прибыль увеличилась в 9 раз. О результатах работы в 2022 году

Александр Дмитриев, генеральный директор ООО «Чебоксарский завод силовых агрегатов»Источник фото: chzsa.ruАлександр Дмитриев, генеральный директор ООО «Чебоксарский завод силовых агрегатов»

Сегмент вилочных погрузчиков показывал устойчивую положительную динамику на протяжении всех последних лет. По итогам 2022 года увеличение объёмов поставок составило около 15%, в результате чего ёмкость российского рынка превысила планку в 20 000 единиц.

Общая тенденция на рынке — рост доли российских и китайских производителей. При этом Александр Дмитриев подчеркнул, что многие крупные покупатели сегодня ищут замену известным мировым брендам именно внутри страны. В результате вилочных погрузчиков «СИЛАНТ» (основная продукция завода «ЧЗСА») в 2022 году было выпущено в 3 раза больше, чем в 2020 году. А уже через три года предприятие намерено выйти на уровень производства в 1 000 единиц техники ежегодно.

— В прошлом году потребители встали перед выбором: искать обходные варианты с помощью параллельного импорта, подбирать поставщика из Китая или договариваться с российским производителем. Но, как показывает сегодняшний день, любые альтернативные варианты поставок работают недолго, не говоря уже о логистических издержках. Несмотря на то, что параллельный импорт позволил поддержать участников рынка в переходный период, гарантировать бесперебойную работу вдолгую может только технологический суверенитет. Понимая это, на нас за последнее время вышло несколько крупных торговых сетей, промышленных предприятий и агрохолдингов с задачей закрыть острый дефицит в складской технике за счёт отечественной продукции. Ситуацию, когда крупные покупатели сами обращаются к производителю техники, можно назвать уникальной, — рассказал специалист.

[bnr_240x400]

Ещё одно направление деятельности производителя — запасные части. Здесь также отмечен кратный рост: поставки элементов ходовых систем увеличились на 95%, мостов для грейдеров — на 126%. В данном случае положительная динамика связана как с ростом объёмов производства на машиностроительных предприятиях, так и с увеличением потребности вторичного рынка. «Очевидно, что в условиях дефицита новой техники потребители стали уделять особое внимание поддержанию в рабочем состоянии имеющихся основных фондов», — отметил спикер.

По сравнению с 2020 годом итоговая выручка предприятия (с учётом всех направлений) увеличилась более чем в 2 раза, прибыль — в 9 раз.

Цены выросли до 25%

Рост цен на технику «ЧЗСА» за последние два года составил от 14 до 25%Источник фото: chzsa.ruРост цен на технику «ЧЗСА» за последние два года составил от 14 до 25%

Среди факторов, которые сегодня влияют на стоимость готовой продукции, — тенденция к удорожанию металла и покупных комплектующих. По словам представителя компании, ситуация с расценками на отечественную сталь в прошлом году напоминала «американские горки».

Как результат, рост цен на технику ЧЗСА за последние два года составил от 14 до 25% (в зависимости от модификаций). Но за счёт своевременно сформированных запасов комплектующих «взрывного» роста и резких перепадов стоимости на предприятии всё же удалось избежать.

— Одновременно с этим, принимая во внимание валютные колебания, сложности с логистикой и увеличение утилизационного сбора в 2023 г., импортная техника также подорожала. Поэтому нам удалось обеспечить рыночные цены с точки зрения ценового позиционирования, — подчеркнул Александр Дмитриев.

Если говорить о дальнейшем развитии ситуации, то в 2023 г. большинство аналитиков прогнозировали незначительное удорожание отечественного металла (до 6%). «Однако точность такого прогноза, как мы видим, невысокая. Из-за экономических и политических факторов ситуация может преобразиться кардинально. Поэтому единственное, что мы делаем сами и советуем нашим коллегам, — это держать запасы металла на складе. Это, конечно, отвлекает оборотные средства, однако позволяет переживать пиковые периоды и прогнозировать экономику предприятия», — уточнил представитель «ЧЗСА».

Отдельно спикер остановился на инструментах, которые делают покупку техники более доступной. Так, на текущий момент до 10-15% складского оборудования предприятия приобретается в лизинг. Клиентам доступны как совместные программы с крупными лизинговыми компаниями, так и льготы в рамках программы Минпромторга. Помимо этого, на базе сервисного партнёра «ЧЗСА» реализован инструмент прямой аренды («холодной», «горячей» и «под ключ»): когда покупка оборудования в моменте нецелесообразна, компания готова предложить решение «СИЛАНТ АРЕНДА».

Локализация вилочных погрузчиков достигнет 90% в 2024 году

До конца 2024 года уровень локализации производства вилочных погрузчиков должен превысить 90%Источник фото: chzsa.ruДо конца 2024 года уровень локализации производства вилочных погрузчиков должен превысить 90%

С начала прошлого года на предприятии активизировались работы по замещению импортных компонентов на отечественные. В частности, сейчас в стадии реализации находится проект по расширению производства комплектующих к автопогрузчикам. Если локализация данной техники на сегодняшний день находится на уровне более 60%, то до конца 2024 года показатель должен превысить 90%.

Важными шагами в рамках импортозамещения стали переход с японских двигателей на российские и освоение производства мостов непосредственно на «ЧЗСА». В этом году уже запущен выпуск управляемых мостов, готовятся испытания первых опытных образцов ведущих мостов. Кроме этого, происходит замена гидроцилиндров, панели приборов, сиденья оператора и многих других иностранных комплектующих. «Благо для всего этого у завода есть компетенции, опыт и технологические возможности», — отметил генеральный директор предприятия.

Тем не менее есть вопросы, которые только предстоит решить. Рассказывает Александр Дмитриев:

— Сложнее ситуация обстоит с автоматической коробкой передач и гидравлическими компонентами. Но конструкторская документация нами уже разрабатывается, и выйти на полноценные испытания опытной партии мы хотим в следующем году. Сложность заключается не столько в конструктиве или технологии изготовления, сколько в необходимости капитальных вложений на технологическую оснастку и оборудование для создания первых образцов. Тут, вероятнее всего, мы будем вынуждены использовать инструменты господдержки.

Редакция рекомендует:
На 50% обновлён парк технологического оборудования завода «Тверской экскаватор»

Отдельно специалист остановился на сегменте газобензиновой техники:

— На данный момент никто в стране не производит газобензиновые двигатели требуемых параметров, и нам до сих пор приходится рассматривать иностранных поставщиков. Но стоит отметить, что в целом данный тип техники менее востребован среди российских покупателей. Связано это со сложностями при заправке и более высокой стоимостью по сравнению с дизельными версиями.

Параллельно на предприятии решается вопрос замещения компонентов на электрических погрузчиках, популярность которых в России сопоставима с дизельными машинами. Локализация производства в данном сегменте потребовала большее времени, чем в случае с автопогрузчиками, но уже в этом году планируется представить практически полностью «российскую» технику. В рамках данного проекта совместно со своим партнёром — ООО «Априорные решения машин» — компания изготовила первые образцы российских электродвигателей. Одновременно ведётся разработка контроллера и программной части.

Если же говорить о другой продукции «ЧЗСА» (коммунальном тракторе СИЛАНТ УНИВЕРСАЛ и вездеходе СИЛАНТ 4х4), то большая часть компонентой базы у данных машин уже отечественная. Сейчас компания работает над локализацией гидравлических компонентов, и этот проект тоже будет завершен в ближайшие год-полтора.

Новые разработки «ЧЗСА»: от перевозчика паллет до электротрактора

Компания «ЧЗСА» первой в России начнёт выпускать ричтраки, перевозчики паллет и штабелёрыИсточник фото: chzsa.ruКомпания «ЧЗСА» первой в России начнёт выпускать ричтраки, перевозчики паллет и штабелёры

Компания за последние два года значительно расширила количество модификаций складской техники. Максимальная грузоподъёмность автопогрузчиков на данный момент составляет 5 тонн, электропогрузчиков — 2,5 тонны.

Другие перспективные разработки предприятия — грузовик для бездорожья под брендом СИЛАНТ и первый в России электрический трактор.

Вездеход был разработан по заказу одной из российских горнодобывающих компаний. Это машина с колёсной формулой 4x4 и грузоподъёмностью 3 тонны, которую можно считать более бюджетным аналогом немецкой Unimog или итальянской Bremach T-REX. Дополнительно предлагается модификация, способная перевозить грузы весом до 8 тонн.

Что касается электротрактора, то это скорее нишевый продукт, который может найти применение в закрытых производственных помещениях, теплицах, животноводческих хозяйствах, парках и скверах. В этом году «ЧЗСА» совместно с партнёрской инжиниринговой компанией создали отечественный мотор для данного типа техники и сейчас работают над тем, чтобы локализовать его производство в России.

Первый российский электрический трактор сойдёт с конвейера «ЧЗСА» в 2024 годуИсточник фото: chzsa.ruПервый российский электрический трактор сойдёт с конвейера «ЧЗСА» в 2024 году

И это ещё не всё. Прямо сейчас специалисты предприятия занимаются двумя новыми проектами: организацией производства средств малой складской механизации и проектированием фронтального погрузчика.

— Мы первыми в России планируем запустить выпуск ричтраков, перевозчиков паллет и штабелёров. В данном случае мы просто выполняем пожелания наших заказчиков, т.к. дефицит российского оборудования в этом сегменте ничуть не меньше, чем на рынке вилочных погрузчиков. Очень рассчитываю, что в этом году мы уже представим рынку первые образцы такого оборудования, — поделился инсайдом Александр Дмитриев. — Ещё мы начали конструировать габаритный фронтальный погрузчик на основе российской компонентной базы. Работы по созданию опытного образца также планируем завершить в 2023 году.

Оцените, пожалуйста, статью,
нам очень важно ваше мнение:
3,82
5
1
17
Лучшие материалы Экскаватор Ру у вас на почте! Никакого спама
Подписаться
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы даете свое согласие на обработку персональных данных.