Хорошо забытое старое. Второе кольцо в Минске строят из цементобетона
Журнал СТРОИТЕЛЬСТВО И РЕМОНТ ДОРОГ
Скачать PDF

Хорошо забытое старое. Второе кольцо в Минске строят из цементобетона

СКАЧАТЬ PDF
08 августа 2014
Узнав о том, что наши соседи ведут строительство Второй кольцевой дороги, мы решили собственными глазами посмотреть на работу белорусских дорожников

Нас встретил заместитель гендиректора дорожно-строительного треста №5 Василий Куцый, который вкратце ознакомил нас с деятельностью организации:

- В состав треста входят 5 дорожно-строительных управлений. Работает хозрасчетный участок: сотрудники осуществляют установку криволинейного бруса, павильонов, знаков. Также в нашей структуре - управление технической комплектации.

Если говорить конкретно о  тресте, то все проводимые нами работы проходят сертификацию на соответствие стандартам СТБ ИСО. Так, помимо строительства дорог и аэродромов, а также сооружений на них, мы выполняем работы по благоустройству дорог, улиц, проездов, дворов. Проводим земляные и укрепительные работы.

Кроме того, наш трест производит модифицированный битум и эмульсии, асфальтобетонные смеси для строительных работ, песчано-гравийные смеси.

Также мы производим устройство тонкослойного защитного покрытия по технологии "Тонфриз-Слой" на модифицированном битуме.

На объекте параллельно ведутся работы по строительству путепровода

На объекте параллельно ведутся работы по строительству путепровода

Ответ на вопрос о том, на каких строительных объектах сегодня работает ДСТ-5, нас слегка удивил:

- Сейчсас мы работаем на строительстве дороги Минск-Микашевичи и Второй кольцевой минской автодороги, - рассказал В. Куцый. - По плану, ее протяженность составит 157 км. И все это будет построено из цементобетона.

Получается, что в Беларуси возрождают не используемую со времен СССР технологию укладки дорожного полотна из цементобетонной смеси, оставив в прошлом асфальт.

Замдиректора треста пояснил нам, в связи с чем было принято такое решение:

- Недавно в республике была принята Национальная программа строительства дорог с цементобетонным покрытием на 2014-2020 годы. И в соответствии с ней все дороги будут строиться с применением цементобетона. Причиной, повлиявшей на принятие такого решения, стало перенасыщение белорусского рынка цементом.

Обочины вдоль кольцевой сразу благоустраиваются

Обочины вдоль кольцевой сразу благоустраиваются

Технология, конечно, не новая… Строительство первой бетонной дороги началось еще в 1957 году. Под "прицел" тогда попали трассы Москва-Минск-Брест, Гомель-Кобрин, подъезд к аэропорту "Минск-2". Здесь впервые была применена технология "Автогрейд" американской фирмы СMI. Существенным ее отличием от применявшихся в то время в Советском Союзе и Европе технологий было использование пластичных цементобетонов вместо жестких смесей, укладываемых в рельс-формы. Своеобразный "бум" строительства "бетонок" приходится на середину 1980-х годов.

Каток HAMM на строительстве второй кольцевой дороги

Каток HAMM HD-govo на строительстве Второй кольцевой дороги

На сегодняшний день в Беларуси протяженность цементобетонных дорог составляет 1 236,4 км (1,43% от протяженности дорог общего пользования). Срок их службы в Беларуси иногда превышает 30 лет (в среднем от 15 до 48 лет).

- Расскажите более подробно о строительстве второй кольцевой: какие стоят цели, сроки?

- Если говорить о сроках, то строительство полностью должно быть завершено к 2017 году. На данный момент мы уже уложили "эталонный километр", сейчас ведутся землеустроительные работы. Кроме того, мы строим путепровод: сейчас ведется забивка свай.

"Эталонный километр" цементобетонной кольцевой дороги вокруг Минска

Проблема, с которой мы столкнулись, - отсутствие техники для укладки цементобетона. Сейчас мы ожидаем, когда вышестоящее руководство закупит необходимую технику. К слову, список "покупок" довольно внушительный: около 21 позиции, в каждую из которых входит несколько наименований техники.

- Вы сказали, что у вас нет необходимой техники для работы. Как в таком случае вы сделали "эталонный километр"?

- Бетоноукладчик Gomaco GP 400 нам предоставил наш субподрядчик - российская компания, которая, к слову, занималась строительством взлетно-посадочной полосы в минском аэропорту.

- Вызовет ли использование цементобетона удорожание строительства второй кольцевой? И если вызовет, то на сколько?

- Технологии укладки этих покрытий отличаются. В первую очередь парком техники. На данный момент у нас нет необходимого оборудования для качественной укладки, и это усложняет строительство кольцевой. Но в ближайшее время ожидаются закупки необходимой техники.

План строительства второй кольцевой дороги вокруг Минска

План строительства Второй кольцевой дороги вокруг Минска
*Нажмите на картинку для увеличения

Стоимость строительства цементобетонных дорог приблизительно в 1,6 раза дороже по сравнению с асфальтобетонными. Но экономический эффект от укладки таких дорог оправдывает себя. Судите сами: при должном уходе и правильной эксплуатации срок жизни асфальтобетонных дорог составляет 15-18 лет, а цементобетонных - 25-30 лет, хотя ремонт последних - намного более трудоемкий процесс.

Тем более, если учесть рост цен на нефть, продукты которой используются при его производстве, и возможность наших белорусских заводов выпускать высокомарочный цемент, то вывод очевиден.

Устройство разделительной полосы на

Устройство разделительного бордюра на "эталонном километре"

- Какой техникой на сегодняшний день располагает трест?

- У нас имеется 11 стационарных, а также один мобильный асфальтобетонный завод Benninghoven производительностью 200 тонн в час. Также есть установка по приготовлению модифицированных битума и эмульсий, мобильный дробильно-сортировочный комплекс, полный комплект дорожно-строительной техники и оборудования для выполнения работ по технологии "Тонфриз-Слой".

Если конкретнее, то землеройная техника представлена как отечественными, так и зарубежными марками. У нас имеются экскаваторы JCB JS-220, бульдозеры производства "Дормаш" и Dressta TD-15M. Также работают автогрейдеры белорусского производства ГС-14.02 и ДЗ-98В7 и погрузчики Амкодор-352.

 

Слаженная работа бульдозеров JCB и ЧТЗ

Слаженная работа бульдозеров JCB и ЧТЗ на строительстве Второй минской кольцевой

В нашем распоряжении - дорожные фрезы Wirtgen W-2000 (2007 г.в.). Остальную необходимую технику нам предоставляют субподрядчики.

- По какому принципу выбирается техника? Сколько в среднем она служит?

- Один из основных принципов выбора, например, асфальтоукладчиков - обеспечение им максимально ровной поверхности укладываемого слоя. Также важную роль играет постоянные показатели толщины и ширины укладываемого слоя асфальтобетонной смеси.

Если касаться технического оснащения, то предпочтение, естественно, отдается гусеничным асфальтоукладчикам - гусеницы позволяют избежать пробуксовки. Но по сравнению с колесными (их используют для работ на дворовых территориях) гусеничные весят больше и менее маневренные. Но это, на мой взгляд, единственный их недостаток. Из достоинств - гусеничные укладчики обеспечивают лучшую ровность покрытия и устойчивость за счет своего веса. Особенно это актуально на слабых основаниях.

Теперь о технологических параметрах. Главными критериями выбора тут являются возможная ширина укладки  и наибольшая толщина укладываемого слоя. В принципе, имеющиеся у нас машины удовлетворяют этим требованиям. Но, естественно, всегда хочется чего-то большего и лучшего.

Что касается остальной техники, то основным требованием выступает соотношение "цена-качество". Под качеством я подразумеваю и неприхотливость в эксплуатации, и простоту в техобслуживании, и качество выполняемых работ.

Прокладывают дорогу новой дороге

Прокладывают дорогу для новой дороги

По поводу срока службы. В целом он соответствует заявленному производителем. Но свои коррективы в эти сроки могут внести и интенсивность эксплуатации, включая форс-мажорные обстоятельства, когда машины работают на пределе своих возможностей, и некоторые другие факторы. Все машины, которыми располагает наш трест, 2007-2010 года выпуска, и могу сказать, что они до сих пор в хорошем рабочем состоянии. Думаю, еще лет 5 прослужат без серьезных инцидентов. Тем более что в свете программы по строительству  в Беларуси цементобетонных дорог, наши асфальтоукладчики Vogele будут эксплуатироваться в щадящем режиме.

- Расскажите подробнее про асфальтоукладчики: какие имеются в наличии, какие плиты применяются при работе?

- В наличии у нас асфальтоукладчики Vogele Super-1800 и Vogele Super-2100. При укладке асфальтобетона мы применяем телескопические и жесткие плиты. Также в нашем распоряжении имеются катки HAMM HD-govo, Bomag BW-203 и ДС-31.

Каток HAMM

Одинокий "труженик" HAMM

- Какой технике отдаете предпочтение: отечественной или зарубежной?

- Зарубежной. Я не утверждаю, что наша техника плохая. Но проблемы с ней есть. Я помню, годах в 1990-х, когда только начинался выпуск белорусской дорожной техники, и мы ее выводили на дорогу. На 2-3 раз трамбовочные плиты асфальтоукладчиков просто разваливались и ремонту уже не подлежали. Та же ситуация была и с остальной техникой.  Сейчас, конечно, ситуация получше, но из трех имеющихся в тресте катков, двух - зарубежного производства и одного - местного, мы в работе стараемся использовать HAMM и Bomag. С ними меньше проблем в процессе эксплуатации, да и ремонтировать их проще: все необходимые узлы находятся в хорошей доступности, с запчастями также не возникает особых трудностей.

- Асфальтобетон пока никто не отменял. Какой вид асфальта вы используете в работе сейчас?

- Сейчас на участке Минск-Микашевичи мы испытываем щебеночно-мастичную асфальтобетонную смесь с добавлением стабилизирующих добавок. В качестве таковых мы применяем целлюлозное волокно, обеспечивающее устойчивость ЩМАС к расслаиванию. Но в связи с принятой программой строительства дорог с цементобетонным покрытием асфальт при устройстве дорожного полотна больше применяться не будет. Данный участок - последний, который будет построен с использованием асфальтобетонной смеси.

- Какова, на ваш взгляд, идеальная техника для строительства дорог?

- Дешевая и износостойкая. А если подробнее, то, конечно, хотелось бы  в парке иметь технику с увеличенным гарантийным сроком службы - это во-первых. Во-вторых, при строительстве дороги главное - ровное и качественное покрытие в кратчайшие сроки. Этот критерий должен стать основным для производителей.

Так пока выглядит будущая кольцевая автодорога

Так пока выглядит будущая кольцевая автодорога

Конечно, хотелось бы еще и большей универсальности, т.е. больше возможностей "подстраивать" технику под свои потребности. Про экономию топливных ресурсов и стоимость обслуживания я говорить не буду - думаю, это и так очевидно.

Дорожная и уплотнительная техника в Торговой системе спецтехники

 

Оцените, пожалуйста, статью,
нам очень важно ваше мнение:
Лучшие материалы Экскаватор Ру у вас на почте! Никакого спама
Подписаться
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы даете свое согласие на обработку персональных данных.