Уже в этом году ремонт питерских улиц будет выглядеть совершенно иначе. На помощь дорожной отрасли пришли высокие технологии. Теперь перед началом работ в обязательном порядке будет создаваться 3D-модель подлежащей ремонту дороги. С этой моделью и предстоит сверяться дорожникам в ходе работы.
Новшество предъявляет определенные требования к функциональности применяемой для ремонта техники. Асфальтоукладчики должны быть оборудованы специальными датчиками, которые будут автоматически производить сверку с 3D-моделью в ходе работы. По словам главы комитета по развитию транспортной инфраструктуры Бориса Мурашова, такой подход даст возможность мониторинга ремонтных работ и выполнения контрольных срезов в любой момент, просто скинув данные на флешку. Мурашов также сообщил, что новые условия сократят число подрядчиков, осуществляющих ремонтные работы на главных городских улицах.
Тенденция к уменьшению числа компаний, занимающихся ремонтом дорог, наблюдается уже довольно давно: если в 2009 году укладку асфальта в Санкт-Петербурге выполняли 32 компании, то в 2010 году их было уже 18, а в 2011 число снизилось до десятка. Однако показательно, что в число этих десяти компаний вошли такие предприятия, как ОАО «АБЗ-1», ООО «Дорожник-92», ЗАО «ВАД», и другие. В этом году снижение обусловлено тем, что далеко не все компании могут себе позволить закупку оборудования, которое сейчас входит в перечень необходимых условий для получения разрешения на выполнение работ по укладке асфальтобетона.
Пожелавший остаться анонимным, генеральный директор одной из компаний, сохранивших за собой право осуществления ремонтных работ, в интервью информационному порталу Фонтанка.ру сообщил, что новое оборудование позволит значительно повысить качество работ, облегчить труд рабочих и избавиться от необходимости применения нивелира и других приспособлений, которые применяются сейчас для обеспечения ровной укладки. Он также отметил высокую стоимость необходимого оборудования:
«Для покупки всех этих датчиков только для одного ремонтного участка потребуются миллионы рублей. Мы, например, только начали приобретать их» - сообщил генеральный директор. Да и применение новшества - утверждает он - далеко не везде будет оправдано. Если на крупных трассах этот метод укладки дает неоспоримые преимущества, то на небольших улицах в условиях ограниченного пространства его применение себя не оправдывает. В США и Европе данная технология не стала универсальной. Однако НПО «Регион», занимающееся разработкой технологий диагностики дорог, утверждает обратное.
«Если вы хотите получить дорогу хорошего качества, то укладывать асфальт при помощи лопат и ручных катков нельзя. Есть современные технологии: проектировщик передает подрядчику не кипу бумаг, а 3D-модель. Подрядчик загружает это в бортовой компьютер, который стоит на укладчике; там же установлены датчики и GPS-навигатор. Дальше нажимаешь на кнопку и идешь пить пиво, пока асфальтоукладчики укладывает вам асфальт», – рассказал генеральный директор НПО «Регион» Владислав Киншаков.
Введение новых требований, как уже было сказано ранее, значительно уменьшило число организаций, имеющих право на осуществление дорожно-ремонтных работ на территории Санкт-Петербурга. Это заставляет задуматься и еще об одной стороне медали. Как посмотрит на ситуацию антимонопольная служба?
«Так сразу на ваш вопрос не отвечу, нужно сначала посмотреть документацию. Думаю, здесь есть рациональное зерно – передовые технологии должны приходить в дорожное строительство, так будет сложнее манипулировать с качеством. Но такие условия сокращают и число претендентов. В любом случае если к нам будут обращаться по этому вопросу, то мы рассмотрим данные жалобы», – ответил Олег Коломийченко - руководитель Управления федеральной антимонопольной службы по Петербургу.
Как и ожидалось, однозначного мнения на счет новой технологии нет. Впрочем, время покажет.