Дорожное строительство и ручной труд
На сегодняшний день российское законодательство содержит нормы, которые регламентируют тяжёлый ручной труд, связанный с выполнением погрузочно-разгрузочных работ и переноской тяжестей на определённое расстояние.
Так, в «Правилах по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов» указаны предельно допустимые нормы разового подъёма тяжестей (Приказ Минтруда России от 28.10.2020 № 753н «Об утверждении Правил по охране труда при погрузочно-разгрузочных работах и размещении грузов, зарегистрировано в Минюсте России 15.12.2020 № 61471). В этих руководящих документах определены следующие требования предельно допустимых норм разового подъёма и переноски грузов:
- для мужчин — не более 50 кг;
- для женщин — не более 15 кг.
При чередовании с другой работой (до двух раз в час) мужчинам допускается поднимать до 30 кг, женщинам — до 10 кг. Постоянно в течение рабочей смены — 15 кг и 7 кг соответственно.
Но, как это часто бывает, на практике ситуация иная. «К сожалению, нормы и руководящие документы есть, но их не исполняют. Наверное, потому, что работает на таких работах в основном неквалифицированный персонал из стран СНГ, который работодатели обычно не жалеют, а основная их задача — выполнить работы любой ценой и заработать побольше денег. Возникает вопрос, куда смотрят надзорные органы, которые должны следить за соблюдением норм», — высказал мнение представитель ООО «ГРИНКОМ» и кандидат технических наук Валерий Гуцул.
Импорт VS отечественная техника
В дорожном строительстве применяется огромное разнообразие техники и оборудования, но в основном (порядка 70%) это продукция импортного производства. Доля отечественной дорожно-строительной техники остаётся незначительной, что прекрасно видно при строительстве автомобильных дорог и на тематических выставках.
Ещё более сложная ситуация — с малогабаритными машинами, т.е. с сегментом, который и призван минимизировать использование ручного труда. Доля подобной техники в общем объёме незначительна, а российских разработок — ещё меньше.
Сегмент малогабаритной техники. Что доступно?
Самая массовая ниша — компактные фронтальные погрузчики, которые способны выполнять огромное количество работ, особенно вспомогательных, благодаря большому спектру сменного навесного оборудования.
Широкое применение находят мини-экскаваторы и малогабаритные асфальтоукладчики.
Следующим видом техники, востребованным в дорожном строительстве, являются сваебойные самоходные гусеничные установки для забивки стоек дорожных ограждений на наиболее опасных участках дорог вдоль обочин и на разделительных осевых линиях.
[redactors_block]
Ранее основными поставщиками данных машин были немецкие и итальянские компании. Учитывая, что в связи с санкциями против РФ европейские бренды ушли с нашего рынка, начались поставки сваебойных установок китайских производителей. Также на российский рынок усердно пробиваются турецкие компании.
Но в этом сегменте есть и отечественные разработки, которые вполне могут конкурировать с импортом. Одна из них — от «ГРИНКОМ», компании, которая совершенствовала и модернизировала данную технику на протяжении последнего десятилетия.
Применение в дорожном строительстве, пусть и в ограниченном количестве проектов, находят и самоходные буровые установки. Ранее их поставки осуществлялись в основном из Италии. Но в последние годы отечественные компании локализовали, совместно с иностранными партнёрами или самостоятельно, производство малогабаритных буровых установок достаточно широкого спектра.
Что дальше?
«Доля ручного труда в дорожно-строительной отрасли очень большая, и необходимо более интенсивно внедрять новые разработки малогабаритной техники там, где нецелесообразно использовать большие дорогостоящие машины, — подчеркнул Валерий Гуцул. — Это объективная необходимость, так как нехватка рабочих рук заставляет строительные компании приобретать данную технику и инициировать разработку новых видов машин».
Если говорить о грядущих новинках ООО «ГРИНКОМ», то в настоящее время компания приступила к разработке малогабаритной самоходной буровой установки и малогабаритной самоходной универсальной машины с возможностью работы на склонах и использования навесного оборудования: газонокосилки, мульчёра, измельчителя пней, коммунальной щетки и др.
Также производитель работает по одному из направлений, в котором отечественные разработки пока практически не представлены. В 2022 г. на выставках «CTT Expo» и «Дорога» была представлена машина бордюроукладочная малогабаритная МБМ-250, которая помогает облегчить укладку бордюрного камня как в городских условиях, так и на строительстве автодорожных магистралей. Она позволяет в несколько раз увеличить производительность и заменить до 2–3 человек.
Кроме оборудования для укладки бордюрного камня, в комплект установки входит кузовной самосвал объёмом 1 куб.м для транспортировки сыпучего материала, планировщик универсальный для выравнивания поверхности. Всё это крепится на вилочный погрузчик грузоподъёмностью до 2,5 т, который может использоваться для транспортировки паллет.
В процессе разработки МБМ-250 компания «ГРИНКОМ» организовывала показы и натурные испытания на объектах благоустройства г. Москвы. А в 2023 году модель вошла в топ-90 финалистов проекта «Новатор Москвы».
«Интерес к данной установке был достаточно большой, но в силу российского менталитета широкого распространения она пока не нашла. Дешёвая рабочая сила продолжает доминировать», — дополнил Валерий Гуцул.
Локализация и объёмы производства
В зависимости от модели техники, степень локализации продукции ООО «ГРИНКОМ» составляет уже от 60% до 70%. Увеличить ещё больше данный показатель пока не позволяет ряд существующих ограничений. «Основной проблемой является отсутствие отечественного производства двигателей внутреннего сгорания мощностью от 20 до 80 кВт, гидравлических редукторов хода с гидромотором, а также гидравлических насосов и распределителей», — рассказал эксперт.
В связи с введением санкций и ростом курса валют стоимость продукции компании за последние полтора года выросла на 20%. Но на фоне общей рыночной ситуации это не стало преградой для повышенного спроса на отечественные разработки: выручка компании «ГРИНКОМ» показала рост примерно на 40% за аналогичный период.