Автобетононасос Zoomlion K63X-7RZ на шасси Volat 10х4 представляет собой совместный российско-китайско-белорусский продукт. Надстройка — из КНР, шасси — из Республики Беларусь, монтаж, испытания, сертификация, продажи и сервис — российская компания «ПроСтройТех», производитель АБН и официальный дилер Zoomlion в РФ.
Белорусское шасси Volat вместо ушедшего Scania. О смене поставщиков и импортозамещении
После ухода европейских производителей шасси перед предприятием встала проблема выбора нового поставщика, ведь техника должна отвечать определённым техническим и эксплуатационным требованиям. Также одно из важнейших условий — бесперебойное снабжение запасными частями.
Евгений Ефремов отметил востребованность бетононасосов с большой высотой подачи бетонной смеси и особо подчеркнул необходимость срочного решения задачи импортозамещения, тем более что на склад предприятия поступила установка с высотой 63 м, а заказанное для неё шасси Scania так и не прибыло.
«Наши заказчики не должны простаивать из-за неисправного шасси, поэтому мы рассматривали только российскую и белорусскую технику, обеспечение запчастями которой налажено, — описал ситуацию Евгений Ефремов. — Бетононасосная установка, тем более такая высотная, предъявляет жёсткие требования к шасси по распределению нагрузок, монтажной высоте, компоновке. Даже со Scania мы два года прорабатывали адаптацию шасси. У ПАО «КАМАЗ» есть близкое к нашим требованиям шасси, но недостаточно грузоподъёмное».
[redactors_block]
Решение было найдено совсем рядом. С учётом того, что завод МАЗ выпускает шасси с максимальной нагрузкой на задние оси до 20 тонн, на предприятии решили разместить там заказ на шасси колёсной формулой 4х2, 6х4 и 8х4. Эти варианты подошли для установки автобетононасосных надстроек с высотой подъёма до 43 м. Более высотные превысят разрешённый ПДД габарит в 4 м и технически допустимые нагрузки оси, рассказал Евгений Ефремов. По словам гендиректора «ПроСтройТеха», эти сложности подтолкнули компанию обратить внимание на ещё одного белорусского производителя — МЗКТ, специализирующегося на выпуске шасси спецназначения. «Вы же представляете, для какой техники МЗКТ выпускает шасси, с какими параметрами монтажной высоты и нагрузок — они боги в этом деле. Можете убедиться, что, благодаря низкой раме шасси Volat при сохранении максимальной грузоподъёмности и технически допустимых нагрузок на оси, наш автобетононасос не превышает габарит по высоте», — рассказал Е. Ефремов.
Сотрудничество с МЗКТ
Сегодня Минский завод колёсных тягачей плотно загружен заказами для нефтегазовой отрасли на год вперёд, и потому очень сложно войти в его конструкторскую и производственную программу. Кроме того, «ПроСтройТех» планировал представить автобетононасос на CTT Expo, то есть шасси необходимо было получить к концу февраля этого года, чтобы успеть смонтировать надстройку к маю.
«Я встретился с генеральным директором МЗКТ на выставке «Армия» и, к счастью, его заинтересовала идея автобетононасоса, — рассказал Евгений Ефремов. — Спросив, когда нужно поставить шасси и в какой комплектации, он тут же поставил задачу своим подчинённым отгрузить нам одно шасси в конце февраля и ещё одно — отправить на испытания и сертификацию. То есть произвести не одно, а два шасси. Сразу же началась совместная работа наших конструкторов и МЗКТ, которые разработали необходимую технику практически с нуля».
Первое шасси было доставлено на трале в оговоренные сроки, и вот — его показывают на выставке в сборе с бетононасосом. Второе шасси прошло испытания, сейчас идёт его сертификация, которая завершится в июле-августе, соответственно, на оформление ПТС компания выйдет в августе-сентябре.
«Мы продаем насосы в регионы, где раньше не было клиентов». О росте спроса
Хотя 63-метровая новинка пока не получила всех необходимых документов, на выставке она быстро нашла покупателя — настолько сегодня востребованы высотные бетононасосы. Отдельно спикер указал на тот момент, что налажена продажа техники и в регионы, где раньше не было клиентов: в Ижевск, Курган и т.д.
Однако с оценкой спроса Евгений Ефремов затруднился: «С одной стороны, сегодня пошли стройки, реализуются крупные инфраструктурные проекты (например, начато строительство казанской трассы). С другой — хотя строительная индустрия растёт, но темпы и период её роста неочевидны, и сложно строить прогноз на сколь-нибудь длительный период».
Будут удовлетворены все потребности отрасли. О модельном ряде и производстве
«ПроСтройТех» почти полностью сформировал модельный ряд автобетононасосов: с высотой подъёма от 24 до 43 м на шасси МАЗ, свыше — на шасси Volat. В дальнейшем линейку пополнят 50- и 56-метровые насосы. Таким образом, будут удовлетворены все потребности строительной отрасли в технике, способной работать на максимальных высотах.
В этом году компания намерена выпустить 35 автобетононасосов, в следующем — минимум 50. Также в планах — расширение производства: земельный участок в полтора гектара под промышленную застройку уже выкуплен. Ведётся работа со Сбербанком по финансированию проекта.
«Мы стали узкоспециализированным предприятием — заводом автобетононасосов, — пояснил Евгений Ефремов. — Получили все необходимые компетенции в производстве этого вида техники, можем работать с любыми поставщиками шасси и надстроек и строить автобетононасосы под нашей торговой маркой ПСТ».
Результаты лучше, чем в 2022-м. Итоги I квартала 2023 года
Как отметил Евгений Ефремов, результаты первого квартала 2023 г. лучше, чем прошлогодние показатели. Так, в течение квартала отгрузили с десяток новых моделей на шасси МАЗ. В планах — ещё 25 единиц. Сейчас можно утверждать, что проблемы с поставками шасси решены: «На МАЗе понимают, что мы — узкоспециализированное предприятие с небольшими потребностями и интересной и важной темой, и нас вне очереди включают в план».
В связи с переходом на белорусскую технику и с учётом инфляции цена на готовый автобетононасос не выросла по сравнению с прежней (на импортном шасси). А если вычесть инфляцию, то разница составит 6–7 миллионов рублей.
В заключение добавим, что «ПроСтройТех» реализует автобетононасосы в основном коммерческим структурам, и 95% сделок — лизинговые. Но всё идёт к тому, что компания будет участвовать в госконтрактах, так как в этом сегменте растут объёмы бетонных работ. Если раньше было выгоднее нанять подрядчика, то сегодня при большом объёме предпочтительнее собственный автобетононасос.