С прекращением импортных поставок различных товаров предприятия, в том числе коммунального машиностроения, столкнулись с необходимостью замещения в авральном порядке широкой номенклатуры материалов и компонентов. «Так как мы выпускаем разноплановую продукцию — ковши, дорожно-коммунальная техника, ограждения, элементы дорожной инфраструктуры и многое другое — то на разных этапах каждого направления возникли трудности с поставками сырья и комплектующих, — рассказывает Александр Дружков, коммерческий директор ООО «ТЕХЛАЙН», г. Иваново. — Износостойкая сталь для ковшей, гидравлические составляющие для дорожно-коммунальной техники, сырьё для формовочных печей и оборудование для производства дорожных ограждений. К сожалению, ни одно из наших направлений не может обойтись без импортных товаров».
Импортозамещение и бюрократия
Источник фото: tehlain.comАлександр Дружков: «Пока все попытки восстановить былое производство натыкаются на волны бюрократии»
Так, для такой продукции, как укладчик обочин, требуются ДВС определённых параметров, которых не производят на территории РФ. Моторное производство — одно из самых сложных для импортозамещения, для него требуется конструкторская школа, современные технологии обработки металла, смежные производства и, что не менее важно, нужна достаточная потребность в двигателях для достижения рентабельности.
С другими компонентами похожая ситуация. «Я не слежу за всеми проектами по импортозамещению. Но, что я успел отметить — это начало производства аналогов импортной техники, раскачивание старых заводов, их частичное перевооружение, — комментирует Александр Дружков. — Мы начали подтягивать дизайн, внешний вид техники, но мы по-прежнему ставим на неё иностранные комплектующие. А если использовать агрегаты российского, вернее, советского производства, то качество, жизнеспособность, ремонтопригодность не улучшаются».
Проблема в том, что за последние 30 лет в результате концепции «мы всё за рубежом купим» Россия утратила большую часть производственного потенциала, восстановление которого требует не только колоссальных материальных и интеллектуальных затрат, но и политической воли. «Пока же все попытки восстановить былое производство натыкаются на волны бюрократии, нежелания помогать», — говорит Александр Дружков.
«Ситуация сложная, но решаемая». О российской стали
Источник фото: tehlain.comРоссийские машиностроительные заводы более чем на 60% ориентированы на производство из импортных металлов
Стоит сказать, что один из ударов по российской экономике нанесли свои же «металлурги» ещё в 2020–2021 гг., когда стоимость металлопроката значительно выросла. Сегодня ситуация также является непростой.
«Из-за неоднозначной политики металлопроизводителей цена на нашу продукцию в этом году то взлетала, то опускалась, — комментирует представитель компании «ТЕХЛАЙН». — Сейчас цена вновь вернулась к показателям на январь 2022 года».
Кроме этого, в 2022 г. машиностроение вновь пострадало от прекращения импортных поставок высокопрочной, износостойкой и других специальных сортов стали, так как машиностроительные предприятия ориентированы на производство из импортных сталей более чем на 60%. Теперь необходимо быстро перестраиваться, налаживать поставки и использовать российскую сталь. «Качество, конечно, нужно подтянуть, но и сказать, что она совсем плохая, нельзя, она просто другая. Кроме того, наши металлургические предприятия не были готовы к такому огромному объёму заказов на сталь — возник дефицит. Но, сейчас ситуация стабилизируется», — поясняет Александр Дружков.
«Сегодня в стране нет ни одного завода, который может делать продукцию без использования иностранных комплектующих. Я очень надеюсь, что это «непростое» время даст понять нашим руководящим постам о том, что пора строить внутри, а не брать снаружи», — говорит в заключение собеседник Экскаватор Ру.
Компания «ТЕХЛАЙН» как самостоятельное предприятие создана в 2015 г. Основой для неё послужила крупная дорожно-строительная организации в г. Иваново. Именно её потребности в обеспечении бесперебойной работы стали первыми шагами в рынке навесного и коммунального оборудования. Ведь ранее, чтобы обеспечить все потребности парка более 1 500 машин, всё оборудование, з/ч производились на различных предприятиях и заводах региона. Предприятие также выпускает дорожные знаки, элементы дорожной инфраструктуры, бордюрный камень и другие изделия.