Убытки от экспорта российского угля составляют 4,5 тыс. рублей с тонны. Эти данные приводятся в презентации «Анализ экономики экспорта российского угля».
Отмена экспортной пошлины способна уменьшить это значение на 340–650 рублей с тонны. А если сделать дешевле аренду полувагонов для транспортировки угля и выделить государственные субсидии экспортёрам, экспорт угля станет «легче» ещё на 0,4–3,7 тыс. рублей с тонны. Кроме того, в случае применения понижающих коэффициентов на перевозку угля и скидки к железнодорожному тарифу возможно сэкономить ещё 240–720 рублей с тонны.
И, напротив, индексация ж/д тарифов на 17,2–22,7%, которую сейчас обсуждают в правительстве, может ещё больше усложнить ситуацию в отрасли в 2025 году и изрядно опустошить бюджет угледобывающих регионов.
Напомним, в 2022 году, когда мировые цены на уголь были высокими, отменили понижающие коэффициенты на его железнодорожную транспортировку. По итогу грузовой тариф на перевозку угля вырос в 2 раза для Кемеровской, Новосибирской областей и Хакасии. В этих регионах убыток угольных компаний в первой половине 2024 года составил 13 млрд рублей, в то время как за тот же период 2023 года была значительная прибыль (184 млрд рублей).
Редакция Экскаватор Ру