Заводу БЕЛАЗ принадлежит практически четверть рынка карьерных самосвалов
В рамках пресс-конференции генеральный директор ОАО "БЕЛАЗ" Петр Пархомчик рассказал о рекордах компании. Так, в 2018 юбилейном для завода году (ему исполнилось 70 лет) БЕЛАЗ занял второе место среди мировых производителей карьерной техники: белорусским большегрузным самосвалам принадлежит практически четверть мирового рынка. При этом в сегменте машин грузоподъемностью 110-136 т предприятие является безусловным лидером с долей 73,7%. В классе 220-240 т технике БЕЛАЗ принадлежит более 50% рынка.
В конференции приняли участие генеральный директор завода Петр Пархомчик, генеральный конструктор Александр Егоров и представители других направлений деятельности.
В 2018 году общая сумма реализованной продукции БЕЛАЗ составила 1 036,3 млн долларов, при этом объем экспорта достиг отметки 990,6 млн долларов. Стоит отметить, что самосвалов грузоподъемностью 90 тонн и выше было выпущено 802 единицы.
Что касается результатов 2019 года, то за первые 8 месяцев продукция БЕЛАЗ была реализована в 25 стран мира. Крупные заказы завод планирует осуществить в Индонезию, Алжир, Сербию и Индию. "Нашей продукцией, в том числе и 450-тонным самосвалом, заинтересованы компании в Перу, - пояснил первый заместитель генерального директора Олег Степук. - Сейчас прорабатывается вопрос сотрудничества на основе долгосрочной аренды, когда клиенты будут платить нам за тоннокилометр перевезенного материала. Есть потребность в наших большегрузных самосвалах и в Канаде, но для этого рынка машины нужно оснастить ДВС с экостандартом Stage IV. Решением этого вопроса мы тоже занимаемся".
Когда будет открыт сервисный центр в Апатитах
По словам генерального директора ОАО "БЕЛАЗ", Россия остается главным рынком сбыта техники БЕЛАЗ. В 2018 году туда было отгружено продукции на сумму 605 млн долларов. Немаловажное значение в экспортных поставках играют и такие страны, как Узбекистан (в 2018 там было реализовано техники на 184 млн дол.), Украина (49 млн дол.) и Казахстан. Но вернемся к продажам в России.
Не так давно БЕЛАЗ выиграл тендер на поставку 50 карьерных самосвалов в Апатиты. Среди них 32 машины грузоподъемностью 136 т и 18 самосвалов г/п 180 т. Здесь же важно сказать о том, что белорусскому предприятию в этом году в Апатитах выделили площадку (около 4 тыс. кв. м) для строительства сервисного центра. Планируется, что уже примерно через год он начнет свою работу.
"5 лет назад совместно с "Торговым домом "БелАЗ" была разработана программа по строительству сервисных центров в России, - рассказал П. Пархомчик. - Наши центры уже работают на Сахалине, Камчатке, в Якутии, Хакасии, Екатеринбурге и Красноярске. Большое строительство сейчас ведется в Кемеровской области (возле г. Белово)".
Генеральный директор поделился еще одной важной новостью: "С одним из партнеров в Апатитах сегодня обсуждается вопрос роботизации техники. Нам уже предоставлен карьер, где будут тестироваться беспилотные машины (3 карьерных самосвала, экскаватор, погрузчик, бульдозер). Это будет полностью безлюдный карьер, на котором группа специалистов будет управлять техникой на удаленном расстоянии. Мы планируем, что этой зимой машины уже приступят к работам".
Надо отдать должное, что БЕЛАЗ выпустил и протестировал два роботизированных самосвала (г/п 130 т), которые эксплуатируются на территории предприятия "СУЭК-Хакасия" . Как работают эти машины? Первый раз оператор проезжает по нужному маршруту, а затем самосвал в автономном режиме воспроизводит данный маршрут бесконечное количество раз.
Альтернативные виды топлива и российский ДВС
Еще одна важная тема, которая была затронута в ходе пресс-конференции, - это развитие линейки двигателей для большегрузных самосвалов. Сегодня продукция завода в основном оснащается силовыми агрегатами Cummins и MTU. Однако в этом году 240-тонный самосвал БЕЛАЗ-75319, мощность которого находится в пределах 2 300-2 500 л.с., был оснащен двигателем Уральского дизель-моторного завода. Машина уже прошла испытания на заводе и отгружена одному из заказчиков для проведения эксплуатационных испытаний.
По заверению руководства, линейка продукции завода будет постоянно расширяться. Появятся электрические самосвалы, будет разработано больше машин, работающих на газу и смешанных видах топлива (газ, дизель). Отметим, что в течение 4 лет специалисты Сummins обещают разработать газовый ДВС большой мощности.
Отдельного внимания заслуживает тема разработки дизель-троллейвозов на базе самосвалов с электромеханической трансмиссией. Первый заместитель генерального директора Олег Степук рассказал, что в планах предприятия на следующий год - обкатать первую модель на своем полигоне (для этого будет установлена специальная сеть): "Если испытания пройдут удачно, машина вместе с линией троллей будет отгружена для эксплуатации в Кемеровскую область".
Автоматика и полуавтоматика. Как все устроено на производственных площадках?
Для участников тура провели экскурсию по некоторым производственным площадкам завода. Так, в первом механосборочном цеху была возможность увидеть, как изготавливают ходовую часть и мосты для самосвалов. Здесь работает 246 специалистов в две смены.
В отдельной комнате установлено измерительное оборудование, которое позволяет выявлять погрешности деталей с точностью до 2 микрон. Обычно измерения производятся в автоматическом режиме, но для нас показали, как это может происходить вручную.
Стоит отдельно отметить, что ОАО "БЕЛАЗ" сейчас заканчивает реализацию инвестиционного проекта по увеличению объемов производства самосвалов г/п 90-450 т. Его приблизительная стоимость составит 280,11 млн долларов. К 1 сентября текущего года освоены инвестиции в основной капитал в размере 267,96 млн долл. В рамках этого проекта было закуплено 542 единицы нового оборудования, модернизировано 186 установок и создано 172 дополнительных рабочих места.
Теперь вернемся к экскурсии.
После изготовления и химико-термической обработки детали поступают на сборочные линии, где и собираются самосвалы. На данный момент завод выпускает машины с двумя типами кабин - обычная и со встроенной системой ROPS. Последняя прошла сертификацию как самая безопасная кабина, в аварийных ситуациях она коробится не более чем на 10%.
На данной производственной площадке мы увидели, как собирается самый большой самосвал в мире. Примечательно, что четвертая по счету машина (до этого было выпущено три единицы) будет комплектоваться российским приводом, изготовленным на заводе "Силовые машины" (ранее самосвал оснащался приводом Siemens).
Последнее, о чем пойдет речь в материале, - посещение музея, который расположен в главном корпусе завода БЕЛАЗ. Лучше один раз увидеть, чем 10 раз услышать, поэтому публикуем фотографии.