Изучаем 90-тонники. Обзор карьерных самосвалов БЕЛАЗ серии 7558

*На правах рекламы

Так сложилось, что выпускаются эти машины мировыми производителями карьерной техники только с гидромеханической трансмиссией. ОАО "БЕЛАЗ" было первым на мировом рынке предприятием, которое предложило отечественному и зарубежному потребителю 90-тонный карьерный самосвал с электромеханической трансмиссией.

История разработки самосвалов этого класса началась в 2010 году. К середине 2012 г. был изготовлен первый опытный образец, получивший индекс БЕЛАЗ-75580. К концу 2012 г. на предприятии была собрана модификация, которая в настоящее время изготавливается под индексом БЕЛАЗ-75581. В начале 2015 г. на предприятии был собран БЕЛАЗ-75583. А в 2017 г. производственную линейку 90-тонников серии БЕЛАЗ-7558 пополнила еще одна модель - БЕЛАЗ-75585. В настоящее время после проведения комплекса приемочных и эксплуатационных испытаний эта серия включает три модификации: БЕЛАЗ-75581, БЕЛАЗ-75583 и БЕЛАЗ-75585.

Карьерные самосвалы серии БЕЛАЗ-7558 представляют собой двухосные технологические машины грузоподъемностью 90 т с жесткой литосварной рамой и кузовом с задней разгрузкой, колесной формулой 4х2, передними управляемыми и задними ведущими колесами. Самосвалы предназначены для перевозки вскрышных пород и полезных ископаемых на открытых горных разработках, грунта и других сыпучих грузов вне дорог общего пользования и рассчитаны на эксплуатацию в сложных горнотехнических условиях карьеров различной глубины и конфигураций.

На моделях БЕЛАЗ-75581 и БЕЛАЗ-75585 установлен дизельный 4-тактный двигатель QST 30-C фирмы Cummins с V-образным расположением цилиндров, непосредственным впрыском топлива, газотурбинным наддувом и промежуточным охлаждением наддувочного воздуха мощностью 783 кВт (1 065 л. с.) при 1 900 об/мин. БЕЛАЗ-75583 по заказу потребителя оснащен надежным, хорошо зарекомендовавшим себя в условиях эксплуатации дизелем KTA 38-C фирмы Cummins мощностью 783 кВт (1 065 л. с.).

Высокая удельная мощность силовой установки и применение на новых 90-тонниках электропривода переменного тока четвертого поколения позволяют самосвалам развивать скорость до 60 км/ч.

Двигатели оборудованы электростартерным пуском, сухими 3-ступенчатыми воздушными фильтрами с автоматическим удалением пыли. Для облегчения пуска двигателя в холодное время года на самосвале установлены предпусковой подогреватель охлаждающей жидкости и фильтр грубой очистки с функцией подогрева топлива. Выпуск отработавших газов осуществляется через теплоизолированные трубопроводы и металлорукава оригинальной конструкции в газоприемник для обогрева грузовой платформы.

Сегодня в качестве трансмиссии на самосвалах серии устанавливаются электроприводы переменного тока российских производителей КТЭ-90 производства ОАО "Силовые машины" филиал "Электросила" на моделях БЕЛАЗ-75581 и БЕЛАЗ-75583; трансмиссия КТЭО электротехнического концерна "РУСЭЛПРОМ" - на модели БЕЛАЗ-75585. Электропривод переменного тока состоит из двух тяговых двигателей, тягового генератора (1 900 мин-1, трехфазное исполнение), шкафа преобразователя частоты (или "преобразователя") с комплектом монтажных частей (комплект внешних кабелей и контроллер кабины), комплекта кабинного оборудования (приборы управления, контроля и визуализации расположенные в кабине водителя); тормозной установки УВТР 2х600 сопротивлением 1,4 Ом и системы вентиляции электропривода.

Основные параметры электропривода КТЭ-90

Мощность генератора, кВт

не более 730

Напряжение на шине постоянного тока (на выходе выпрямителей), В

— в тяговом режиме

— в тормозном режиме, не более

 

не более 950

не более 900

Мощность тормозной резисторной установки, кВт

2х600

Номинальная мощность на валу асинхронного двигателя, кВт

не более 322

Максимальная скорость вращения асинхронного двигателя, об/мин (при скорости самосвала 60 км/час)

4 140

Применение частотно-регулируемого асинхронного электропривода по сравнению с гидромеханической трансмиссией позволяет:

Классическая колесная формула 4х2 в сочетании с направляющим аппаратом подвески, короткой базой и электромеханической трансмиссией переменного тока обеспечивают высокую плавность хода, маневренность и хорошие тягово-динамические качества.

Принятая схема подвески самосвала обеспечивает наилучшую плавность хода по сравнению с аналогами и, соответственно, минимальные динамические нагрузки на оператора и узлы самосвала. Использование шаровых опор в цилиндрах подвески снижает трудоемкость и себестоимость ремонта, при ремонте требуется замена только вкладышей вместо шарнирных подшипников в сборе и не требуется демонтаж пальца подшипника, трудоемкость замены которого значительно вырастает в случае выработки в процессе эксплуатации.

Использование классической схемы редукторов мотор-колес ведущего моста, максимально унифицированных с редукторной частью серийных 130-тонных самосвалов, позволяет добиться высокой надежности данного узла.

Гидросистема привода рулевого управления, тормозов и опрокидывающего механизма объединенная, что позволяет упростить и унифицировать гидропривод. Привод гидронасоса переменной производительности осуществляется от выходного фланца тягового генератора без применения дополнительного редуктора, что позволяет снизить потери мощности и исключить из конструкции радиатор для охлаждения гидропривода, достичь ресурса насосов до ремонта с учетом внедренной дополнительной системы фильтрации масла не менее 25-30 тыс. моточасов.

В стандартную комплектацию самосвалов серии БЕЛАЗ-7558 входят:

Технические характеристики

БЕЛАЗ-75581

БЕЛАЗ-75583

БЕЛАЗ-75585

Грузоподъемность, т

90

Модель двигателя

QST 30-C

KTA 38-C

QST 30-C

Номинальная мощность двигателя, кВт (л. с.) при 1900 об/мин

783 (1 065)

Удельный расход топлива при номинальной мощности, г/кВт*ч

202

Тип тягового генератора

ГСТ 700-8

СГТ 700-8

Тип тягового двигателя

ТАД-9

ТАД-320

Вместимость кузова, куб. м:

— геометрическая

— с "шапкой" 2:1

 

37,7 / 44,5 / 75,0

53,3 / 60,0 / 93,0

Размерность шин

27.00R49; 31/90-49

Радиус поворота, м

11

Масса эксплуатационная, кг

74 000 (комплектация без дополнительных систем)

Масса полная, кг

164 000

Максимальная скорость, км/ч

60

По заказу потребителя возможна комплектация различными грузовыми платформами, обеспечивающими максимальное использование грузоподъемности самосвала в зависимости от плотности перевозимого груза. Также платформы могут поставляться с футерованными днищами, защищенными от износа при перевозке горных пород с высокими абразивными свойствами.

В перспективе на эти карьерные самосвалы предусматривается вариант установки двигателя внутреннего сгорания другого производителя, а также двигателей, работающих на альтернативных источниках энергии.

Пример создания карьерного самосвала БЕЛАЗ-7558, первого в мире 90-тонника с электромеханической трансмиссией переменно-переменного тока, показал, что на ОАО "БЕЛАЗ" разработка и выпуск новой техники ведется с учетом потребностей рынка, запросов потребителей, с использованием лучших конструкторских решений, новых технологических возможностей производства и предложений поставщиков важнейших узлов. Изготовление новой продукции представляет собой целый комплекс взаимосвязанных работ по научно-техническому и экономическому обоснованию концепции новинки, ее проектированию, производственному освоению и продвижению на рынок.

По итогам 2014 г. самосвал БЕЛАЗ-75581 признан победителем конкурса "Лучшие товары Республики Беларусь на рынке Российской Федерации" в номинации "Продукция производственно-технического назначения" техническое обслуживание, ремонт и расходные материалы.

Внедрение карьерных самосвалов серии БЕЛАЗ-7558, востребованных горняками, позволило снизить эксплуатационные затраты и повысило производительность транспортных перевозок. Эксплуатационники сразу же отметили, что 90-тонные самосвалы БЕЛАЗ получились высокопроизводительными и надежными.

Хорошо зарекомендовали себя самосвалы серии БЕЛАЗ-7558 в сложных условиях Крайнего Севера на Нюрбинском горно-обогатительном комбинате компании АК "Алроса".

Специалистами научно-технического центра ОАО "БЕЛАЗ" специально для потребителей, работающих в районах с холодным климатом, был разработан карьерный самосвал БЕЛАЗ-75581 в северном исполнении, которое позволяет эксплуатировать машину в температурном режиме от -50°C до +40°C. Данная модификация самосвала помимо прочего включает в себя предпусковой подогреватель двигателя, боковое капотирование для теплоизоляции двигателя, утеплитель капота, кабину с дополнительным отопителем и стеклопакетами. Все это помогает создать комфортные условия труда для водителей и облегчает эксплуатацию самосвалов в северных широтах. Отличные отзывы от горняков получили машины по результатам эксплуатации в разрезах Кемеровской области Российской Федерации.

Популярность серии БЕЛАЗ-7558 постоянно растет. Со времени постановки на серийное производство на предприятии произведено более 200 карьерных самосвалов. Сегодня новые 90-тонные машины с маркой "БЕЛАЗ" успешно работают на горнодобывающих предприятиях России, Узбекистана, Вьетнама, Казахстана, ЮАР, Монголии.

По вопросам приобретения продукции ОАО "БЕЛАЗ" обращайтесь к официальному дилеру - ООО "Сервис карьерных машин".

Адрес: г. Москва, ул. Нижегородская, д. 29-33, стр. 1, оф. 1306

Телефон: +7 (495) 134-65-65

Сайт: www.mybelaz.ru

E-mail: info@skm-mining.ru

Теги: Партнерские материалы, Обзоры, БЕЛАЗ
Полная версия статьи