Задача Caterpillar - расширить парк беспилотной техники
Проект беспилотной разработки Caterpillar был возобновлен в начале 2000-х годов, тогда компания начала активно продвигать самосвалы грузоподъемностью 240 тонн. Экономическая выгода от использования подобной технологии в сфере добычи полезных ископаемых становилась все очевиднее, и спрос начал быстро расти. Сегодня автопилот - это уже не эксперимент. Американская компания получает много заявок от заказчиков на дооборудование своего парка самосвалов беспилотной технологией. В сравнении с обычными грузовиками беспилотные самосвалы работают дольше в среднем на 2,5 часа в день.
Год производства: 2012 Грузоподъемность: 240 тонн
В сентябре 2017 года на разных предприятиях по всему миру эксплуатировалось в полностью автономном режиме 56 самосвалов Cat 793F. Их производительность на 20% выше по сравнению с карьерными машинами, у руля которых - машинисты. Эти 56 машин взаимодействуют с любой управляемой человеком техникой - грейдерами, погрузчиками, автоцистернами, бульдозерами и др. Управление всеми операциями выполняется с помощью системы Cat MineStar. За четыре с половиной года непрерывной работы беспилотные самосвалы перевезли более 400 млн тонн горной массы. Интересно, что к концу 2017 года уже около 100 "беспилотников" Caterpillar работало в сфере добычи полезных ископаемых.
В планах у американского концерна - адаптация беспилотной технологии для машин других брендов. Так, к 2019 году Caterpillar хочет завершить проект по установке беспилотной системы на самосвалы Komatsu. Также компания нацелена на внедрение систем полной автоматизации для техники, применяемой в менее крупных карьерных производствах. Пока Caterpillar не может предложить широкого перечня техники с полной автоматизацией, но есть решения с полуавтоматическими операциями. В конце 2017 года компания анонсировала запуск нового поколения 20-тонных гидравлических экскаваторов. Данные машины будут оснащаться технологиями "Ассистент" и "Барьер", которые как раз позволяют машинисту выполнять ряд операций в полуавтоматическом режиме. Впоследствии данная технология будет постепенно дорабатываться до автономной беспилотной версии.
С тремя режимами управления. Белорусско-российская разработка БЕЛАЗ
В 2010 году ОАО "БЕЛАЗ" продемонстрировал дистанционно управляемый 130-тонный самосвал БЕЛАЗ (совместная разработка с российской компанией "ВИСТ Групп"). Опытный образец создан на базе модели БЕЛАЗ-7513 (г/п 130 т) с двигателем Cummins КТА-50С и электромеханической трансмиссией переменно-постоянного тока. На борту этой машины изначально было электронное управление трансмиссией и ДВС. Благодаря параллельному подключению электроцепей все штатные системы управления остались в своем первоначальном виде. Дорабатывались тормозная система и рулевое управление (были установлены исполнительные приводы).
Управление карьерным самосвалом БЕЛАЗ может осуществляться в трех режимах: традиционное, командное (оператор находится в кабине самосвала), дистанционное (удаленное рабочее место оператора) и роботизированное автономное (оператор только контролирует бортовую систему удаленно). Таким образом, для управления машиной были разработаны две системы: бортовая и удаленная. Последняя представляет собой копию операторского места в самосвале, при этом машинист находится в абсолютно комфортных и безопасных условиях.
Год производства: 2010 Грузоподъемность: 130 тонн
Обмен информацией между самосвалом и удаленным рабочим местом оператора происходит через беспроводную передачу данных. В случае невозможности выполнения проверки целостности канала связи и передаваемых данных машина немедленно останавливается. В автономном режиме передвижение грузовика по заданному маршруту задается при помощи спутниковой навигации GPS/ГЛОНАСС. Для передачи данных координат поправок от базовой станции до бортовой системы подключен дополнительный радиоканал.
Сегодня БЕЛАЗ совместно с российской компанией может устанавливать оборудование для роботизированного управления на любой карьерный самосвал собственного производства грузоподъемностью от 90 до 450 т (речь идет о моделях с электромеханической трансмиссией). Белорусская компания уверяет, что в будущем работа машин будет возможна в полностью автономном режиме при помощи роботизированной мобильной системы, над разработкой которой уже трудятся специалисты.
Принципиально новая концепция "беспилотников" от Komatsu
В 2016 году на выставке Mine Expo в Лас-Вегасе японский производитель представил опытный образец карьерного самосвала Komatsu IAHV. По сути эта машина является не завершенным продуктом, а частью системы управления автономным комплексом грузоперевозок. Главные новшества модели - это возможность передвижения вперед и назад с одинаковой скоростью, полный привод и управление как поворотом, так и вращением всеми четырьмя колесами. Благодаря этим опциям сокращается время на постановку самосвала под погрузку и разгрузку, а также экономится место в призабойной и разгрузочной зонах (минимум вскрышных работ), ведь пропадает необходимость в развороте машины. Komatsu IAHV может двигаться "крабовым ходом". Сегодня разработка находится в опытной эксплуатации (полигон Komatsu рядом с Тусоном, США).
Год производства: 2016 Грузоподъемность: 230 тонн
Автономная машина комплектуется двигателем Cummins QSK60, 2 700 л.с. (такой же установлен на моделях 860Е и 930Е). Трансмиссия представлена четырьмя электромоторами General Electric 150 AC, динамическим тормозом (как у самосвала 830Е), модифицированными бортовыми редукторами (как у 860Е-1К) и генератором GE 240 AC или GE GTA-41. Эксплуатационная масса (416 т) и грузоподъемные характеристики (230 т) самосвала ограничены максимальным типоразмером существующих шин (59/80R63). Такими же укомплектована машина 980Е (г/п 370 т). Примечательно, что Komatsu IAHV - это первый самосвал с электромеханической трансмиссией, произведенный в Японии, с момента снятия с производства модели HD1200.
Видео с канала "Awesome Earthmovers"