Анализ импорта карьерных самосвалов за 2007 - 1 кв. 2008 гг.

Анализ импорта карьерных самосвалов за 2007 - 1 кв. 2008 гг.

15 августа 2008

Самосвалы относятся к наиболее распространенным типам специализированной техники. В целом оценивая импорт карьерных самосвалов на территорию России, можно сказать, что ввоз карьерных самосвалов развивается неоднозначно

Информационно – аналитическая компания «ВладВнешСервис» (www.vvs-info.ru)

Подготовила: аналитик «ВладВнешСервис» Никашкина Анастасия

Анализ импорта карьерных самосвалов за 2007 -1 кв. 2008 гг.

Самосвалы относятся к наиболее распространенным типам специализированной техники. Условно самосвалы можно разделить на дорожные и внедорожные. Дорожные самосвалы в основном используются в сельскохозяйственных, коммунальных и строительных целях. Внедорожные (карьерные) самосвалы используют на открытых разработках полезных ископаемых.

В отличие от дорожных самосвалов отдельные виды карьерных самосвалов способны перевезти до 350 тонн горной породы, имеющей разные физико-механические свойства. При этом в отличие от железнодорожного транспорта упрощается процесс разгрузки, а также они способны передвигаться по относительно крутым подъемам автодорог за счет сокращения транспортного маршрута. Самосвалы с шарнирно-сочленённой рамой имеют преимущества, там, где требуется повышенная проходимость и маневренность.

К основным недостаткам данного вида транспорта относятся: зависимость производительности от погоды, загрязнение атмосферы отработавшими газами, вымокая энергоемкость и эксплуатационные затраты.

Объем импортируемых карьерных самосвалов в Россию включает в себя технику с различными техническими характеристиками, используемую для перевозки вскрышных пород и полезных ископаемых различной плотности на открытых горных разработках, грунта и других сыпучих грузов вне автомобильных дорог общего пользования.*

Динамика ввоза карьерных самосвалов за период 2004 г. – 1 квартал 2008 г. отличается нестабильностью – рост сменяется падениями импорта в Россию (рис.1.).

Динамика импорта карьерных самосвалов

 

Рис.1.Динамика импорта карьерных самосвалов с разбивкой по маркам за период 2004г. – 1 квартал 2008 г. (единицы техники)

Наиболее крупными брэндами в данном сегменте являются TATRA, VOLVO, CATERPILLAR и KOMATSU. Объем поставок TATRA за период с 2004 года составляет 790 единиц техники. Наиболее распространенные ввозимые модели - T163-370SKT 6X6.2R и T-815-250S01 6X6.2. Неплохое стабильное положение у VOLVO, совершившего продажи карьерных самосвалов в объеме 296 единиц. Популярные модели импорта VOLVO – A30D и A35D. Наблюдается увеличение поставок у CATERPILLAR (185 карьерных самосвалов за период с 2004 года). Импорт данной марки представлен моделями 740, 777D и 785C.

За последние полтора года объем поставок карьерных самосвалов в Россию заметно вырос.

В 2007 году произошло увеличение объемов импортируемых самосвалов по сравнению с предыдущим годом (по сравнению с 2006 годом – на 142,9 %). На 1 квартал 2008 года наблюдается спад поставок. По сравнению с аналогичным периодом 2007 года, объем поставок снизился на 59 %, а по сравнению с предыдущим периодом – на 78 %. Также следует отметить, что в 4 квартале 2007 года импорт карьерных самосвалов достигает наивысшей отметки в 333 единицы.

В общем объеме импорта лидирующее положение по поставкам карьерных самосвалов занимает Чехия, как страна производитель, импортирующая за период 2007 г. – 1 квартал 2008 г. на сумму 62 679 тыс. долл. США (526 единиц техники), что составляет 31% от общего объема поставок в долл. США и 55% от объема в натуральных единицах измерения. За ней следуют такие страны как США, Япония, Соединенное Королевство и Швеция, занимая неплохие доли в денежном выражении: 24%, 12%, 12% и 10% соответственно, но в натуральном измерении они далеко позади от лидера. Такое преимущество в поставках следует из-за большого объема импортируемых самосвалов марки TATRA. США занимает вторую позицию по денежному объему (49 050 тыс. долл. США – 24% от общего объема поставок) и пятую позицию в натуральном выражении (51 единиц техники – 5 % от общего объема). По количеству поставок лидирующие позиции занимают европейские страны (Чехия, Швеция, Германия).

В импортных потоках не отражаются в полной мере поставки техники производства Белоруссии, в силу существования свободной экономической зоны. Часть поставок производства Белоруссии все же можно проследить за счет потоков из других стран (в данном случае, из Монголии на сумму 905 тыс. долл. США в денежном выражении и 5 ед. в натуральном выражении, что составляет 0,44 % от общей суммы в $ и 0,53 % от суммы поставок в единицах техники).

Структура ввозимых карьерных самосвалов с разбивкой по брэндам за период 2007 г.- 1 квартал 2008 г. указывает на преимущество TATRA, VOLVO, CATERPILLAR (рис.2.)

Структура импортируемых карьерных самосвалов по маркам

 

Рис.2. Структура импортируемых карьерных самосвалов по маркам за период 2007 г. – 1 квартал 2008 г. (единицы техники)

В общем объеме поставок в Россию TATRA занимает 55,43%, что составляет 526 единиц техники на сумму 62 679,5 тыс. долл. США, VOLVO – 12,33 %, что составляет 117 единиц техники (24 565,5 тыс. долл. США), CATERPILLAR – 10,75 %, что составляет 102 единицы техники (65 653,3 тыс. долл. США).

Большую долю ввозимых карьерных самосвалов занимает новая техника (рис.3.)

Структура импортируемых карьерных самосвалов

 

Рис.3. Структура импортируемых карьерных самосвалов за период 2007 г. – 1 квартал 2008 г. (единицы техники)

Доля новых импортируемых карьерных самосвалов составляет 92,24 %, что включает в себя 882 единицы техники на сумму 196 304 тыс. долл. США. Этот факт объясняется тем, что покупать «старую» технику в данной отрасли является невыгодным. А что касается карьерных самосвалов из разряда «макси», их транспортировка из карьеров к другому владельцу, тем более за рубеж, не представляется возможной.

Одним из основных показателей, характеризующих технику такого рода, является грузоподъемность (рис.4.)

Структура импортируемых карьерных самосвалов по классам грузоподъемности

 

Рис.4. Структура импортируемых карьерных самосвалов по классам грузоподъемности за период 2007 г. – 1 квартал 2008 г. (единицы техники)

Карьерные самосвалы грузоподъемностью менее 30 тонн в общей структуре импорта занимают 75,97 %, что составляет 721 единицу техники на сумму 84 807 тыс. долл. США , 30-50 тонн – 14,96 % (142 единиц техники на сумму 45 774 тыс. долл. США), 70-120 тонн – 7,06 % (67 единиц техники на сумму 60 997 тыс. долл. США), 50-70 тонн – 0,95 % (9 единиц техники на сумму 4 953 тыс. долл. США) и более 120 тонн – 0,42 % (4 единицы техники на сумму 6 913 тыс. долл. США).

Малая доля карьерных самосвалов грузоподъемностью более 30 тонн обусловлена поставками ПО «БелАЗ» на территорию России значительной части техники грузоподъемностью 30-120 тонн. Основными потребителями которой являются предприятия Кузбасского угольного бассейна, металлургических и добывающих предприятий Уральского региона, горнодобывающих предприятий Якутии, Дальнего Востока и Кольского полуострова, Курской магнитной аномалии.**

В течение всего 2007 года карьерные самосвалы грузоподъемностью менее 30 тонн занимали преимущественное положение в общей структуре, достигая отметки 86,93 % (рис.5.).

Изменение структуры импорта карьерных самосвалов по классам грузоподъемности

 

Рис.5. Изменение структуры импорта карьерных самосвалов по классам грузоподъемности за период 2007 г. – 1 квартал 2008 г.

Самосвалы с грузоподъемностью 30-50 тонн, в 2007 году занимали вторые позиции с большим отставанием, максимум достигая отметки 19,72 %. В 1 квартале 2008 года ситуация несколько меняется и происходит распределение долей между тремя классами, при этом доля класса грузоподъемностью 30-50 тонн (36,11 %) практически равна доле класса менее 30 тонн (38,89 %). Также произошел значительный рост доли самосвалов грузоподъемностью 70-120 тонн и достиг 22,22 % в общей структуре поставок.

Лидирующие позиции в диапазоне грузоподъемности менее 30 тонн занимает чешская TATRA (рис.6.). В общем объеме поставок за период 2007 г. – 1 квартал 2008 г. на нее приходится 526 единиц техники на сумму 62 679 тыс. долл. США. Прослеживается стабильный импорт марки VOLVO (61 единица техники на сумму 9 913 тыс. долл. США). В 4 квартале 2007 года наблюдается увеличение поставок самосвалов марки HOWO (49 единиц на сумму 1 840 тыс. долл. США, что составляет 87,5 % из общего объема поставок этой марки в натуральном измерении).

Динамика импорта карьерных самосвалов

 

Рис.6.Динамика импорта карьерных самосвалов грузоподъемностью менее 30 тонн с разбивкой по маркам за период 2007г. – 1 квартал 2008 г. (единицы техники)

Следует отметить «всплеск» объема поставок карьерных самосвалов грузоподъемностью менее 30 тонн в 4 квартале 2007 года, который обеспечивает общий рост импорта карьерных самосвалов за этот период.

В 1 квартале 2008 г. происходит спад поставок карьерных самосвалов грузоподъемностью менее 30 тонн на 81,7 % по сравнению с аналогичным периодом 2007 года и на 89,8 % по сравнению с предыдущим периодом.

Импорт карьерных самосвалов грузоподъемностью 30-50 тонн также нестабилен – рост сменяется падениями (рис.7.).

Динамика импорта карьерных самосвалов

 

Рис.7.Динамика импорта карьерных самосвалов грузоподъемностью 30-50 тонн с разбивкой по маркам за период 2007г. – 1 квартал 2008 г. (единицы техники)

В 1 квартале 2008 г. происходит рост поставок карьерных самосвалов грузоподъемностью 30-50 тонн на 136,4 % по сравнению с аналогичным периодом 2007 года и спад поставок на 31,6 % по сравнению с предыдущим периодом.

В общем объеме поставок большие доли занимают самосвалы марок CATERPILLAR (53 единицы техники на сумму 20 956 тыс. долл. США за период 2007 г. – 1 квартал 2008 г.) и VOLVO (56 единиц техники на сумму 14 651 тыс. долл. США). Следует заметить, что в 1 квартале 2008 года импорт самосвалов грузоподъемностью 30-50 тонн представлен только этими двумя марками. Среди прочих марок также следует отметить BELL, объем поставок которой отличается ростом и падением.

Диапазон грузоподъемности от 70-120 тонн отличается низкой степенью конкуренции и характеризуется наличием в нем 3 игроков: CATERPILAR, HITACHI и KOMATSU (рис.8.)

Динамика импорта карьерных самосвалов

 

Рис.8.Динамика импорта карьерных самосвалов грузоподъемностью 70 - 120 тонн с разбивкой по маркам за период 2007г. – 1 квартал 2008 г. (единицы техники)

В 1 квартале 2008 г. происходит рост поставок карьерных самосвалов грузоподъемностью 70-120 тонн на 60 % по сравнению с аналогичным периодом 2007 года и на 6,7 % по сравнению с предыдущим периодом.

Импорт карьерных самосвалов грузоподъемностью 70-120 тонн за период 2007 г. – 1 квартал 2008 г. представлен тремя марками: CATERPILLAR, HITACHI и KOMATSU. Основные доли в общем объеме занимают самосвалы марки KOMATSU(33 единицы техники на сумму 23 178 тыс. долл. США за период 2007 г. – 1 квартал 2008 г.) и CATERPILLAR (32 единицы техники на сумму 37 360 тыс. долл. США). Следует отметить, что на начало 2007 года преимущество было за маркой CATERPILLAR, а во второй половине 2007 года осуществлялись поставки только KOMATSU. В 1 квартале 2008 года CATERPILLAR вновь усилила свои позиции, заняв большую долю в общем объеме поставок.

Производители импортируемых карьерных самосвалов представлены 22 предприятиями (таблица 1).

Рейтинг производителей карьерных самосвалов по убыванию объемов продаж за период 2007 г. – 1 квартал 2008 г.

 

№ п/п Предприятие - производитель Страна происхождения Общий объем поставок в $ Доля в общем объеме продаж в $ Общий объем поставок в единицах техники Доля в общем объеме поставок в единицах техники
1 CATERPILLAR INC. ИНДИЯ 1872000 0,92 4 0,42
СОЕДИНЕННОЕ КОРОЛЕВСТВО 21741761 10,64 56 5,90
США 42039566 20,57 42 4,43
2 TATRA ЧЕХИЯ 62679565 30,67 526 55,43
3 VOLVO CONSRTUCTION EQUIPMENT БРАЗИЛИЯ 3523685 1,72 17 1,79
КАНАДА 237888 0,12 1 0,11
КОРЕЯ, РЕСПУБЛИКА 1084343 0,53 5 0,53
США 76893 0,04 3 0,32
ШВЕЦИЯ 19642739 9,61 91 9,59
4 KOMATSU ЯПОНИЯ 24527325 12,00 38 4,00
5 TEREX CORPORATION/UNIT RIG-USA США 6913226 3,38 4 0,42
6 MOXY ENGENEERING AS НОРВЕГИЯ 4776352 2,34 13 1,37
7 BELL EQUIPMENT DEUTSCHLAND GMBH ГЕРМАНИЯ 4323550 2,12 19 2,00
ЯПОНИЯ 62600 0,03 1 0,11
8 TEREX СОЕДИНЕННОЕ КОРОЛЕВСТВО 2498618 1,22 18 1,90
9 MAN ГЕРМАНИЯ 2329445 1,14 18 1,90
10 CHINA NATIONAL HEAVY DUTY TRUCK GROUP CORP., LTD КИТАЙ 2102186 1,03 56 5,90
11 СП ЗАО МАЗ-МАН ГЕРМАНИЯ 1205997 0,59 10 1,05
12 БЕЛАЗ БЕЛАРУСЬ 905000 0,44 5 0,53
13 ИВЕКО ПЕГАСО С.А. ИСПАНИЯ 508800 0,25 5 0,53
14 ASTRA VEICOLI INDUSTRIALI S.P.A. ИТАЛИЯ 465162 0,23 2 0,21
15 HITACHI CONSTRUCTION TRUCK MANUFACTURINNG LTD КАНАДА 459000 0,22 2 0,21
16 ПЕРВАЯ МАШИНОСТРОИТ. КОРПОРАЦИЯ КИТАЙ 119400 0,06 3 0,32
17 DONGFENG SPECIAL VEHICLE COMPANY КИТАЙ 79784 0,04 2 0,21
18 CHINA FAW GROUP CORPORATION КИТАЙ 52000 0,03 2 0,21
19 SCOTLAND MANUFACTOTY СОЕДИНЕННОЕ КОРОЛЕВСТВО 49920 0,02 2 0,21
20 DAF НИДЕРЛАНДЫ 33640 0,02 1 0,11
21 РЕСРИТИВС ИНДАСТРИС ИНК США 20461 0,01 2 0,21
22 KOMATSU MOXI СОЕДИНЕННОЕ КОРОЛЕВСТВО 13519 0,01 1 0,11
  Общий итог   204344425 100,00 949 100,00

Лидером среди производителей является CATERPILLAR INC. На долю этого производителя приходится основная масса самосвалов грузоподъемностью от 30-70 тонн.

Импортируемые карьерные самосвалы можно разделить по региональной принадлежности российских получателей (рис.9.)

Диаграмма распределения объемов закупок карьерных самосвалов по регионам

 

Рис.9. Диаграмма распределения объемов закупок карьерных самосвалов по регионам за период 2007 г. – 1 квартал 2008 г. (единицы техники)

Лидирующими регионами в области закупок карьерных самосвалов являются г. Москва (433 единицы техники на сумму 97 191 тыс. долл. США), Тюменская область (284 единицы техники на сумму 37 114 тыс. долл. США) и г. Санкт-Петербург (67 единиц техники на сумму 24 584 тыс. долл. США). Преимущество Москвы вполне обосновано тем, что на этот город приходится основная часть дилерских центров.

В целом оценивая импорт карьерных самосвалов на территорию России, можно сказать, что ввоз карьерных самосвалов развивается неоднозначно.

Большую долю в объеме импортных поставок в Россию занимают карьерные самосвалы грузоподъёмностью менее 30 тонн, но существует тенденция увеличения доли самосвалов с классом грузоподъемности 30-50 тонн и 70-120 тонн.

В общем объеме поставок карьерных самосвалов лидируют такие брэнды, как TATRA, VOLVO, CATERPILLAR. При этом в классе самосвалов с грузоподъемностью менее 30 тонн первые позиции у TATRA, 30-50 тонн – у CATERPILLAR и VOLVO, а 70-120 тонн – у CATERPILLAR и KOMATSU.


* В анализируемый объем не включаются самосвалы, используемые в подземных условиях

** Интервью заместителя генерального конструктора завода - начальника отдела научно-технического центра ПО «БелАЗ» Михаила Заболоцкого, журнал «АвтоБаза», №12-2007



Подпишитесь, чтобы продолжить чтение
Отборные материалы от Экскаватор Ру, никакого спама
Подписаться
Самые важные материалы в Telegram, помогаем принимать правильные управленческие решения
Самые важные материалы в Telegram, помогаем принимать правильные управленческие решения
Подписаться на канал
Оцените, пожалуйста, статью,
нам очень важно ваше мнение:
2
2
2
1
Лучшие материалы Экскаватор Ру у вас на почте! Никакого спама
Подписаться