Первостепенная задача в области производства горно-шахтного оборудования - повышение его эффективности и долговечности. Ведь от этого зависит качество выполняемых работ, сроки, а также затраты на эксплуатацию шахтного оборудования.
Минимизировать затраты - главное стремление и по совместительству значимая проблема производителей горной техники. Например, за эксплуатационный срок бурильной машины расходы на оборудование оказываются в несколько раз выше первоначальной стоимости. В числе факторов, ведущих к подобному результату, - изначально невысокое качество техники, несоблюдение технологии восстановления, неправильный монтаж и транспортировка, несоответствие технических характеристик машин условиям определенной местности.
Ремонт горно-шахтного оборудования
Выше мы озвучили цели. Но современная российская действительность такова, что парк горно-шахтного оборудования добывающих предприятий находится в непростом положении: большой процент машин, которые давно выработали свой ресурс (по отдельным видам продукции таких более 50%). Как следствие, расходы на ремонт и эксплуатацию оборудования для шахт постоянно возрастают.
На данный момент тенденция сводится к тому, что производства, эксплуатирующие оборудование для шахт, занимаются и его последующим ремонтом. Результат: производственные мощности дополнительно нагружаются, регламент ремонта нарушается, доля ручного труда возрастает. Специалисты отмечают, что с таким положением дел изготовить горно шахтное оборудование может быть даже проще, чем его отремонтировать.
Но что же все-таки делать с тем ГШО, которое можно "реанимировать"? Выход видится в создании межотраслевых производственных мощностей (специализированных ремонтных предприятий), когда оборудование для шахт ремонтируется именно там, где оно эксплуатируется - в местах сосредоточения большого числа техники. Кроме этого, исключить непредвиденные расходы помогает метод "предупредительных" ремонтов, состоящий в "исправлении" отдельного, нуждающегося в этом, оборудования, в заранее установленные сроки.
Оборудование для шахт и безопасность
В связи с выше обозначенным ясно, что добывающая отрасль не может похвастаться высокой безопасностью. Аварийное состояние, в котором пребывает немалая часть горно-шахтного оборудования, может стать причиной непоправимого, нанеся вред жизни и здоровью. Россия печально лидирует по показателю смертности и травматизма в данной отрасли.
Необходимость инноваций
На пространстве отечественного рынка горно-шахтного оборудования, агрегаты, производимые нашими предприятиями, зачастую не пригодны для применения в тяжелых геологических условиях, например, при сложной структуре угля, являющейся для отечественных машин критерием некондиционности. В то время как зарубежные машины способны разрабатывать такой массив тонкими прослойками. Все это в очередной раз ставит вопрос о необходимости внедрения новых методов и технологий, благодаря которым возможна работа шахтного оборудования в самых сложных условиях.
Отметим также, что с целью привлечения передового опыта на отечественный рынок, Правительство России в 2006 году решило обнулить ввозные таможенные пошлины на некоторые виды импортных машин, предложить аналоги которых отечественные машиностроители не могут.
О перспективах рынка горно-шахтного оборудования
Несмотря на имеющиеся трудности, специалисты горной промышленности озвучивают оптимистичные прогнозы и ставят амбициозные цели. Так, согласно ранее принятой "Энергетической стратегии России на период до 2020 г.", угледобыча к концу десятилетия должна перейти на новый уровень: с 258 млн т в 2000 г. до 375-445 млн т в 2020 г.
Одной из задач, стоящих сегодня перед горняками для реализации озвученных планов, является увеличение парка проходческих машин. Задача достаточно сложная, так как выпуск комбайнов отечественным производством освоен недостаточно, и преимущественно Россия закупает машины в Украине и на Западе. Предстоит провести большой пласт работ по возрождению отрасли в сегменте оборудования для шахт - от решения усугубляющейся проблемы с кадрами и заканчивая внедрения мирового опыта в производстве проходческой техники.
Также в число насущных задач рынка горно-шахтного оборудования входит расширение ассортимента шахтных самосвалов и погрузчиков (ПДМ). Зарубежный рынок может похвастаться модельной линейкой от 4,5 до 80 т (грузоподъемность) и от 75 до 567 кВт (мощность). К сожалению, модельный ряд отечественных машин не настолько разнообразен.
Развитие комбинированного метода разработки (открыто-подземного) на крутопадающих месторождениях - важнейшая задача отрасли. Метод интересен как своей экологичностью, так и сокращением площади земель, необходимых для изъятия под карьеры и внешние отвалы. Эта технология уже осваивается некоторыми производствами.
Еще одна перспектива горно-шахтного производства - расширение использования систем дистанционного управления и автоматизации горных разработок, помогающих снизить издержки производства, повысить безопасность труда и его эффективность.
Что уже сделано?
Силы компаний-создателей горно-шахтного оборудования из России и СНГ пущены на разработку более надежного оборудования и повышение его технико-эксплуатационных свойств. Так, БЕЛАЗ предлагает современные самоходные вагоны для калийных рудников большой грузоподъемности (12, 17 тонн). В Солигорске (ЗАО "Солигорский Институт проблем ресурсосбережения с Опытным производством") активно налаживает производство ленточных конвейеров, грузоподъемных устройств, скипов. На Днепропетровском заводе горно-шахтного оборудования освоен выпуск ленточных конвейеров типа КШЛТ, КНШП. НПО "Автомаркет Майнинг" осваивает производство подземных самосвалов в России.
Что касается зарубежного рынка, активное развитие ведется в области развития технологий угольной добычи из лавы. За год данным способом добывается около 5 млн тонн угля, что достигается при помощи унифицированной очистной и проходческой техники, производимой пока лишь двумя предприятиями - JOY и DBT.
Продажа карьерной техники б/у и новой
Обсуждайте: