История этой фирмы настолько запутанная, что описать ее в простом повествовании невозможно. Компания зародилась еще в XIX веке и отчасти была связана с некоторыми автопроизводителями северноамериканского континента, а позже Европы и даже Японии. Все события и изменения в ее развитии происходили не одно за другим, а последовательно-параллельно. Именно в таком ключе и нам придется рассказывать о том, как появились тяжелые грузовики с названием Euclid.
Благодаря помощи друзей-конструкторов братья Армингтон разработали и собрали фактически первый в мире карьерный самосвал, т. е. грузовик для решения конкретных задач, а не универсальное шасси, чем в те годы занималось большинство производителей грузовиков во всем мире. Автомобиль выглядел нескладным, но его основные характеристики значительно отличались от существующих аналогичных машин. Кузов был непривычной ковшовой формы с задней разгрузкой, над кабиной водителя – подобие защитного козырька, колеса разного диаметра. Отличительной чертой грузовика была его проходимость. На задних, ведущих колесах были надеты специальные кольца с мощными грунтозацепами. Грузоподъемность первенца около 8 т, кабина водителя не была приспособлена к зимней эксплуатации, не имела дверей, а значит, и отопления.
В 1933 году фирма приступила к мелкосерийному выпуску грузовика с названием Trac-Truk. Новый самосвал мало походил на предшественника. Он отвечал многим требованиям безопасности и комфорта того времени. Не очень удобные грунтозацепы на задних колесах были заменены сдвоенными шинами с крупным протектором, позаимствованным у тогдашних тракторов. Кузов имел своеобразный защитный козырек над кабиной. Для подъема кузова уже применялась гидравлика. Привод осуществлялся на задние колеса, и благодаря относительно небольшой базе и большому углу поворота передних колес маневренность самосвала была очень высокой. Грузоподъемность этой машины составляла 11 т. Ее оснастили полноценной кабиной с дверьми, стеклоочистителями и другими необходимыми для любого грузового автомобиля атрибутами.
Помимо грузовиков фирма Euclid освоила выпуск погрузчиков, скреперов, другого специального оборудования и техники. В это же время был выпущен оригинальный 20-тонный самосвал, предназначенный специально для перевозки каменного угля. Одним словом, дела предпринимателей шли довольно успешно. Доселе невиданный по масштабам 60-тонный скрепер разработан в 1949 году. В 1951-м выпущен легендарный 45-тонный трехосный самосвал для перевозки породы на открытых разработках. Его оснащали двумя дизелями фирмы Cummins cуммарной мощностью 670 л.с. У этого самосвала, вернее шасси, было несколько модификаций, в том числе седельный тягач с кузовом для перевозки сыпучих грузов.
Уже очень крупный конгломерат White Motor Corp., объединивший около десяти именитых фирм, поглотил и Euclid, испытывающий к тому времени определенные финансовые трудности. Некоторые очень интересные разработки стали носить двойное название – White/Euclid. Производственная программа вновь созданного юридического лица была очень широкой – от тракторов до мощнейших по тем временам скреперов и самосвалов. Под таким двойным названием было построено несколько предприятий в Великобритании (точнее, в Шотландии), Бельгии и Канаде.
Одновременно с White банкротством Euclid заинтересовалась корпорация General Motors, прикупив часть активов «тонущего корабля», благо разработок и идей у Euclid хватало. Эта крупнейшая корпорация также наладила производство на предприятиях Канады и Шотландии. В Европе они были известны под торговой маркой Terex. Грузоподъемность самосвалов этой компании была небольшая – всего 15...20 т, в качестве силовых агрегатов использовались двигатели Rolls-Royce.
С 1968-го по 1972 год корпорация General Motors и фирма White конкурировали между собой, но ситуация выглядела несколько гротескно: некоторые грузовики назывались White/Euclid, а некоторые – GM/Euclid. Такое положение неблагоприятно сказывалось на продажах продукции.
Трехосное шасси LLD, упомянутое выше, с кузовом ковшового типа, установленным на полуприцепе, называлось GM-EUСNICK. Седельный тягач грузоподъемностью 120 т оснащали двухосным полуприцепом, а приводился в движение он двумя дизелями мощностью по 375 л.с. каждый.
Euclid также построила в 1974 году седельный тягач для перевозки сверхтяжелых и негабаритных грузов. Нагрузка на седло равнялась 290 т. Примерно в это же время GM/Euclid выпускает оригинальный скрепер SS-40 длиной 52 м (!), грузоподъемностью 160 т. Эти тонны заполняют ковши скрепера всего за 2 минуты. Правда, в этом им помогает 2200-сильный двигатель тягача.
В 1977 году германский концерн Daimler-Benz приобрел немало американских фирм самого разного профиля, производящих разнообразную технику, от тракторов до дорожных машин. В этот список приобретений попали и все предприятия Euclid. Именно с этого времени стали выпускать карьерные самосвалы разной грузоподъемности, но с одним дизайнерским стилем, который сохранился по сей день. Это грузовики серии R, которые уже были заложены в программе White/Euclid. Серия, доработанная в составе концерна Daimler-Benz, отличается хорошим внешним видом, очень качественно отработанным интерьером кабины водителя и фирменной, салатного цвета, заводской окраской.
Нельзя не отметить еще раз, что история Euclid сложна и многогранна. Она изобилует неожиданными поворотами и возвратами, сотрудничеством с разными фирмами и разрывом деловых отношений. За все время существования компания выпустила более 44 000 карьерных самосвалов, не считая скреперов и другой тяжелой техники. Конструкторы этого интересного коллектива разработали десятки уникальных машин, среди которых надо упомянуть GM-Terex Titan, но этот грузовик заслуживает отдельного рассказа.