15 сентября 2009

Из первых уст: каким был первый кризисный год по мнению участников рынка строительной техники. Часть 1

Специалисты портала Экскаватор.Ру провели опрос компаний, занимающихся продажей и обслуживанием строительной техники, а также компаний, специализирующихся в продаже навесного оборудования и предоставлении услуг по аренде техники

По данным Союза машиностроителей России, спад производства тракторной, сельскохозяйственной, лесозаготовительной, дорожно-строительной и коммунальной техники по итогам 7 месяцев 2009 года составил около 55 %. Импорт техники также значительно сократился. По данным аналитической компании «Академия Сервис» (материал «Рынок дорожно-строительной техники: упасть на дно, чтобы оттолкнуться?»), за первую половину 2009 года объем импорта в сегментах новой дорожно-строительной техники составил лишь 8% (в пересчете к полному году) от показателей 2008 года. Это говорит о том, что на фоне общего падения объемов продаж представители зарубежных брендов продолжают распродавать технику со склада и не испытывают необходимости в поставках новой.

Это сухие данные статистики. О том, какие именно изменения произошли на рынке строительной техники и как можно оценить итоги первого кризисного года, мы решили узнать у непосредственных участников рынка.

В.А. Кравченко, директор по развитию продаж «Группы ГАЗ»: «Мы ожидали увеличения спроса со стороны инфраструктурного строительства, но, к сожалению, наши надежды не оправдались. Пока мы наблюдаем только снижение объема продаж».

Изменения, произошедшие на рынке по сравнению с докризисным периодом

В монобрендовых компаниях (таких как ООО «Марубени Авто и Строительная Техника» (официальный дистрибьютор Komatsu), ООО «Техстройконтракт» (Hitachi)), отмечают, что структура спроса существенно не изменилась, лидерами продаж, как и в докризисный период, являются экскаваторы. При этом, как отметили в «Техстройконтракте», изменения все же произошли. «Спросом в основном сейчас пользуется техника среднего класса и колесные экскаваторы, объем продаж телескопических погрузчиков, мини-техники и карьерной техники снизился».

Однако, такая ситуация сложилась не у всех компаний. Значительно изменение структуры спроса на технику отечественного производства констатировал В.А. Кравченко, директор по развитию продаж «Группы ГАЗ». По его словам, спрос на прежних лидеров (гусеничные и колесные экскаваторы, фронтальные погрузчики) значительно снизился, в то же время ситуация с продажей автогрейдеров при общем спаде на рынке более стабильна.

Директор департамента продаж строительной техники ООО «Универсал-Спецтехника» (официальный дилер John Deere, дистрибьютор ряда других мировых марок) А.Н. Корнеев отметил, что гражданское строительство находится сейчас на низком уровне, спрос поменялся в сторону дорожного строительства и строительства нефте-газопроводов (наибольшим спросом пользуются бульдозеры, фронтальные погрузчики и экскаваторы-погрузчики).

То же подтверждает А. Зайцев, начальник отдела рекламы ОАО «МК Кранэкс»: «Раньше брали экскаваторы весом 20-30 тон, теперь спрос на эту технику снизился на 50%, спросом пользуется в основном техника в классе 40 т и выше, популярны модели с прямой лопатой».

О ситуации, сложившейся на рынке мини-техники, мы попросили рассказать генерального директора ООО «АстрА-техно» Н. В. Остроухова (компания представляет бренды Mustang, Hanix, Avant и Dieci). «Рынок расставляет новые акценты, - отметил Остроухов, - в условиях слабого финансирования строительной отрасли, спрос пошёл от частных лиц и домовладений, которым достаточно мини погрузчика массой 600-1350 кг для внутренних хозяйственных нужд загородных домов и коттеджей, а также не перестаёт развиваться рынок телекоммуникационных и интернет-услуг».

Снижение продаж новой техники вызвало увеличение спроса на услуги по техническому обслуживанию техники и запасные части. «Структура продаж техники изменилась, стали покупать меньше техники - больше комплектующих», - отметил С. Шишкин, начальник отдела продаж компании «Профессионал».

Компании, занимающиеся продажей навесного оборудования, также отмечают увеличение спроса. По словам О. Бурятова, начальника коммерческого отдела компании «Традиция-К», спрос на гидромолоты увеличился. При этом, по словам Бурятова, «все экономят и берут более дешевое. Никто не хочет работать по предоплате».

А. Максимов, руководитель отдела продаж строительной техники Case ООО «Актио РУС», отметил, что и на рынке техники также спросом стали пользоваться более дешевые модели.

Аналогичные тенденции наблюдаются на рынке аренды строительной техники.

Н.И. Ясаков, руководитель ООО «Минитрак»: «Спрос сократился примерно в два раза. Увеличилось количество мелких заказчиков, а крупных уменьшилось». В ООО «Мини-Экс К» и ООО «Техно-Фаворит» отметили, что длительная аренда практически исчезла, технику стали брать на более короткие сроки.

Прогнозы компаний на осень и ближайшие несколько лет

В компании «Универсал-спецтехника» надеются, что уже в 2010 году произойдет увеличение спроса на 10-15% по сравнению с 2009 г. Выход на прежние позиции по продажам произойдет через 5-7 лет. Также считает М.Ю.Бодня, начальник отдела поддержки и развития дистрибуции ООО «Комацу СНГ»: «Осенью 2009 ситуация не изменится, в 2010 ожидаем постепенное восстановление объемов строительства и спроса на строительную технику». В тоже время Бодня отметил, что если случиться вторая волна кризиса, о которой говорят многие аналитики, это еще больше осложнит ситуацию в строительной отрасли и, как следствие, отразиться на продажах техники.

В «Кранэкс» и «Актио РУС» считают, что улучшения в отрасли начнутся не ранее чем через полтора-два года. Но, как отмечают в компаниях, все будет зависеть от правительства и от реального выполнения государственных программ развития отрасли.

В завершении обзора представляем мнения представителей компаний о тех процессах, которые произойдут под влиянием кризиса на рынке в ближайшее будущее.

М.Ю. Бодня, начальник отдела поддержки и развития дистрибуции ООО «Комацу СНГ»: «В результате кризиса некоторые компании уйдут с рынка, сильные компании только укрепят свои позиции и увеличат свою долю».

В.А. Кравченко, Директор по развитию продаж «Группы ГАЗ»: «Ни для кого не секрет, что в период падения спроса активизируется рынок запчастей и аренды техники. Можно предположить, что финансовый кризис даст новый толчок развитию арендного рынка в России».

А.С. Ярушевичюс, директор по продажам ООО «Марубени Авто и Строительная Техника»: «Кризис вызовет сокращение сети торговых компаний в городах РФ и приведет к централизации деятельности в крупных городах».

Р. Мамедов, директор по маркетингу ООО «Техстройконтракт»: «Наши ожидания по этому строительному сезону оправдались. Надеялись на худшее, что дно еще ниже. Сейчас нет той истерии, которая была в начале 2009 года. Тогда никто не был готов к антикризисным мерам, сейчас все адаптировались. И научились выживать в сложившейся ситуации. Основная задача - сохранить продажи на сегодняшний день. Худший вариант сценария: прекращение финансирования строительства новых объектов со стороны правительства. Тем не менее, компаний, которые не увязли в кредитах, это не коснется. Они смогут реструктуризировать свои долги и кредитные обязательства. Надеемся скоро вновь начать закупки техники, после продажи всей техники со складов».

Вторую часть материала о том, какие меры по сохранению покупательского спроса предпринимают участники рынка в условиях кризиса, а также какие государственные меры, по их мнению, смогут поднять отрасль, читайте здесь:  http://exkavator.ru/main/news/project/~id=8637.

Наши группы в Telegram, Viber. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией в WhatsApp!

При перепечатке текста и использовании фотографий обязательна активная ссылка на exkavator.ru

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен
Заметили ошибку? Выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter, чтобы оповестить редакцию сайта.
Оцените, пожалуйста, статью:
Оценивших: 5, оценка: 5 из 5
Нам очень важно ваше мнение
5
5
5
5
Подписаться на новости
рынка спецтехники
Подписаться