Установка рыхлителя на экскаватор. От идеи до реализации
Источник фото: hyundai-tmu.ruРыхлитель SUNTON RB120.2 на экскаваторе Hyundai R520LC-9S
Механический зуб-рыхлитель и гидравлический виброрыхлитель — оборудование, предназначенное для более эффективного внедрения в почву или скальную породу и, как результат, удешевления производимых работ. Но нередко конструкторские новации не выдерживают реальных условий эксплуатации, критично низких температур и иных факторов. Более того, зачастую подвоз комплектующих к месту работы техники затруднён и не может быть выполнен оперативно. В результате владелец сталкивается с долговременными простоями техники, значительно сказывающимися на экономической целесообразности используемого оборудования.
В компании «Техмашюнит», занимающейся помимо поставок техники ещё и разработкой месторождений, также столкнулись с подобными проблемами. Решение было найдено, когда специалисты компании на одном из месторождений, где добывалось золото, увидели 40-тонные экскаваторы с усиленной укороченной стрелой и мощным рыхлителем вместо ковша. Техника осуществляла вскрышные работы и довольно глубоко разрыхляла пласты мёрзлой земли. Заинтересовавшись таким методом, руководство «Техмашюнита» приняло решение проанализировать предложения от компаний-производителей оборудования для рыхления мерзлоты и опробовать выбранную модель.
В результате анализа рынка был приобретён рыхлитель RB120.2 компании SUNTON. А уже после тестов на собственной площадке «Техмашюнит» начала поставлять оборудование другим компаниям. Так, на ЗДП «Коболдо» запущен в эксплуатацию 140-тонный экскаватор Hyundai c рыхлителем. Это уже 14-я единица техники с указанным рабочим оборудованием, задействованная в добыче золота.
Особенности монтажа. Требуется всего один день
Источник фото: hyundai-tmu.ruДля установки рабочего оборудование потребуется меньше суток
Как и стандартное рабочее оборудование, комплект рыхления состоит из стрелы и рукояти. Сначала необходимо демонтировать родное оборудование, а затем установить стрелу и рукоять из комплекта для рыхления. После этого гидролинию подключают к разводке экскаватора.
На замену рабочего оборудования требуется менее одного дня, даже если речь идёт о 120-тонных экскаваторах.
Экскаватор vs бульдозер. Сравниваем рабочие характеристики техники
По прошествии продолжительного времени эксплуатации были выявлены некоторые особенности использования экскаватора с рыхлителем в сравнении с бульдозером. Так, обычно у более бюджетного по стоимости экскаватора масса больше, соответственно, усилие рыхления выше. Потому, работая на Hyundai R1250-9 массой 140 т, можно достичь глубины внедрения в породу до 2 м, тогда как показатель бульдозера Komatsu D475 (102,5 т) практически вдвое меньше (1,18 м). Производительность на разных видах грунта отличается: экскаватор может взрыхлить до 12 тыс. куб. м торфа в сутки, тогда как бульдозер — до 5,2 тыс. куб.м.
Использование экскаватора также более экономично:
- Объём двигателя экскаватора меньше, соответственно, расход топлива в среднем на 25–30% ниже, чем у бульдозера.
- При работе экскаватор стоит на одном месте, поворачивается только башня, тогда как бульдозеру необходимо постоянно двигаться. Из-за этого износ его ходовой происходит быстрее, а расход топлива увеличивается.
- Цена экскаватора с рыхлителем ниже стоимости бульдозера.
Более того, экскаватор — универсальная машина. Достаточно только заменить рыхлитель на ковш — и можно копать.
Ниже приведем сравнительные результаты работы различных моделей бульдозеров и экскаваторов:
Сравнение рабочих характеристик различных моделей экскаваторов и бульдозеров
Модель | Экскаватор Hyundai R1250-9 | Бульдозер Komatsu D475 | |
Глубина внедрения клыка рыхлителя в грунт, м | 2 | 1,8 | |
Производительность в сутки, м3 | по грунтам 4–5 категории (галечник) | 7 000–8 000 | 3 800–4 000 |
по грунтам 1–2 категории (торфы) | 11 000–12 000 | 4 800–5 200 | |
Средний расход топлива, л/ч | по грунтам 4–5 категории (галечник) | 80–85 | 105–110 |
по грунтам 1–2 категории (торфы) | 70–75 | 95–100 | |
Средний расход топлива на 1 м3 разрыхлённого грунта | по грунтам 4–5 категории (галечник) | 0,23 | 0,61 |
по грунтам 1–2 категории (торфы) | 0,14 | 0,42 | |
Объём двигателя, л | 23 | 30,48 | |
Эксплуатационная масса, т* | 140 | 102,5 | |
Стоимость, $ (индикативно) | 1 100 000 | 1 300 000 |
*Масса техники вместе с рыхлителем
Модель | Экскаватор Hyundai R850-9 | Бульдозер Komatsu D375 | |
Глубина внедрения клыка рыхлителя в грунт, м | 1,2–1,4 | 0,6 | |
Производительность в сутки, м3 | по грунтам 4–5 категории (галечник) | 4 000–5 000 | 2 300–2 600 |
по грунтам 1–2 категории (торфы) | 7 000–8 000 | 3 200–3 500 | |
Средний расход топлива, л/ч | по грунтам 4–5 категории (галечник) | 45–52 | 50–55 |
по грунтам 1–2 категории (торфы) | 37–43 | 50–55 | |
Средний расход топлива на 1 м3 разрыхлённого грунта | по грунтам 4–5 категории (галечник) | 0,23 | 0,59 |
по грунтам 1–2 категории (торфы) | 0,12 | 0,42 | |
Объём двигателя, л | 15,0 | 23,15 | |
Эксплуатационная масса, т* | 98,0 | 70,23 | |
Стоимость, $ (индикативно) | 750 000 | 950 000 |
*Масса техники вместе с рыхлителем
Модель | Экскаватор Hyundai R520LC-9S/R480LC-9S | Бульдозер Komatsu D275 | |
Глубина внедрения клыка рыхлителя в грунт, м | 0,7–0,8 | 0,4–0,5 | |
Производительность в сутки, м3 | по грунтам 4–5 категории (галечник) | 2 200–2 400 | 1 200–1 400 |
по грунтам 1–2 категории (торфы) | 2 500–3 000 | 1 500–1 700 | |
Средний расход топлива, л/ч | по грунтам 4–5 категории (галечник) | 20–24 | 44–48 |
по грунтам 1–2 категории (торфы) | 17–19 | 40–43 | |
Средний расход топлива на 1 м3 разрыхлённого грунта | по грунтам 4–5 категории (галечник) | 0,22 | 0,75 |
по грунтам 1–2 категории (торфы) | 0,14 | 0,56 | |
Объём двигателя, л | 10,8 | 15,24 | |
Эксплуатационная масса, т* | 62,0/58,0 | 50,85 | |
Стоимость, $ (индикативно) | 370 000/350 000 | 750 000 |
*Масса техники вместе с рыхлителем