Новые собственники АО "Мотовилихинские заводы" не торопятся вкладывать средства в развитие предприятия

D правительстве РФ началась проработка мер по развитию "Мотовилихинских заводов", которые были утверждены в июле на совещании руководства предприятия с вице-премьером РФ Борисом Алешиным. В частности, сегодня правительство рассматривает возможность предоставления "Мотовилихе" долгосрочных малопроцентных кредитов.

Как стало известно "Ъ", в правительстве РФ началась проработка мер по развитию "Мотовилихинских заводов", которые были утверждены в июле на совещании руководства предприятия с вице-премьером РФ Борисом Алешиным. В частности, сегодня правительство рассматривает возможность предоставления "Мотовилихе" долгосрочных малопроцентных кредитов. Одновременно губернатор Пермской области Юрий Трутнев выступил с критикой основных акционеров "МЗ" из финансовой группы "Русь". По мнению губернатора, позиция собственника в отношении предприятия "в данный момент не ясна".

Ситуацию комментирует в интервью журналисту "Ъ" Роману Шипову генеральный директор ОАО "Мотовилихинские заводы" Иван Костин.

- Во время визита на "Мотовилиху" вице-премьера Бориса Алешина вы попросили его не только выделить кредиты на модернизацию производства, но и увеличить оборонный заказ. О каких суммах и объемах шла речь?

- Отмечу, что оборонный заказ уже увеличивается. Если в прошлом году объем производства специзделий был 24 млн рублей, то с начала 2003 года мы произвели продукции уже на 140 млн. А к концу года рассчитываем достичь 250-300 млн. рублей. И я мечтаю о том, чтобы в следующем году "оборонка" увеличилась вдвое. Но говорить о таком росте пока рано.

Было бы здорово, если бы "Рособоронэкспорт" разрешил нам напрямую заниматься сервисным обслуживанием спецтехники, приобретенной нашими зарубежными потребителями. Во всем мире практикуется система сервисного сопровождения оборудования от "рождения" до "смерти". Мы должны работать непосредственно с клиентом, а не ходить по инстанциям и согласовывать эти контакты. Я полагаю, что в ближайшие год-два зарубежные партнеры могут просто потерять интерес к нашей военной продукции, если мы не сможем наладить прямую связь между поставщиком и покупателем.

Что касается малопроцентных кредитов, которые пойдут на модернизацию оборудования, то все документы с нашей стороны уже готовы. Последнее слово остается за Российским агентством по обычным вооружениям и Минпромнауки РФ. Объем заимствований может составить $ 20 млн. Эти средства должны пойти на покупку новой радиально-ковочной машины и волочильного стана, которые необходимы для производства специзделий.

- Как развивается ситуация с контрактом на поставку в Индию установок "Смерч"? Повысит ли он шансы предприятия получить господдержку?

- Сегодня мы получили официальный запрос с индийской стороны и 28 августа должны направить коммерческое предложение. Если переговоры пройдут гладко, у нас действительно появится шанс получить средства на оборудование, необходимое для исполнения заказа. Но не так просто. У нас есть серьезные конкуренты в лице бразильских компаний. Установки, подобные "Смерчу", выпускают также США и Китай. Но в принципе продукция "МЗ" конкурентоспособна.

- В обмен на инвестиции "МЗ" предлагали государству часть своих акций. Однако Борис Алешин заявил, что государство не намерено национализировать оборонный комплекс...

-Я думаю, что господин Алешин поторопился. Сегодня переговоры на эту тему ведутся, и я надеюсь, что они будут успешны. Нынешний собственник не готов вложить в предприятие средства, необходимые для его развития. "Мотовилиха" не то чтобы запущена, но реально имеет очень много проблем. На месте собственника я бы тоже деньгами не сорил.

- Именно поэтому Юрию Трутневу "не ясна" позиция группы "Русь"?

- Его я тоже понимаю. Областная администрация ждет того момента, когда завод встанет на ноги. Поскольку инвестиций недостаточно, мы поднимаемся за счет собственных резервов. Может, не так быстро, как хотелось бы губернатору. Однако, несмотря на колоссальную кредиторскую задолженность, сегодня "МЗ" находят способы развиваться за счет собственных средств. Так, с помощью собственников нам удалось модернизировать производство нефтепромыслового оборудования. Объем инвестиций составил около 17 млн. рублей. Теперь наши насосные штанги конкурентоспособны и не уступают лучшим зарубежным аналогам. Сегодня на предприятии проходит аудиторская проверка. Получив ее результаты, собственники примут принципиальное решение по инвестициям в "МЗ".

Главное - понять, во что вкладывать деньги. Приведу простой пример. Не так давно на "Мотовилихе" произвели уникальный кран. Разработчики получили премию в правительстве. Аналогов этому крану нет, однако продать его практически невозможно.

Он слишком хорош, а потому дорогой. Он может монтироваться на шасси "КамАЗа" или "Урала", поэтому на экспорт его не продашь: российские шасси не сертифицированы по европейским требованиям. А между тем аналогов нашему крану нет. Сегодня я дал задание разработать более дешевую и среднюю по качеству модель, чтобы продавать этот кран на российском рынке.

А отношения "МЗ" и областной администрации я считаю конструктивными. Ее промышленные подразделения весьма прогрессивны и знают о заводе все. Я даже удивляюсь порой, насколько четко они информированы. И я надеюсь, что губернатор Юрий Трутнев, который курирует в госсовете вопросы промышленной политики, будет активно подталкивать правительство к тому, чтобы оно более четко определило приоритеты развития промышленной политики страны.

- Передача акций "МЗ" государству не ущемит интересы нынешних владельцев?

- Полагаю, что они не будут против. Любой собственник заинтересован в техническом перевооружении своего предприятия. И если не хватает средств, то почему бы не принять помощь государства, не поделиться с ним частью акций? Как руководитель завода я мог бы это только приветствовать. Мой опыт работы на "КамАЗе" (в 1997-2002 годах Иван Костин был генеральным директором этого предприятия - "Ъ".), 77 % акций которого находится в госсобственности, говорит о том, что государство - не самый плохой хозяин. Я не встречал ни одного чиновника, который, видя грамотно составленный бизнес-план, сознательно чинил бы препятствия.

ЭКСКАВАТОР.РУ

Заметили ошибку? Выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter, чтобы оповестить редакцию сайта.
Оцените, пожалуйста, статью:
Оценивших: 8, оценка: 5 из 5
Нам очень важно ваше мнение
5
5
5
8
Подписаться на новости
рынка спецтехники
Подписаться