Бывший руководитель Укравтодора В.ГУРЖОС: Желающих строить дороги в Украине гораздо больше, чем денег на их освоение

Бывший руководитель "Укравтодора" и нынешний заместитель министра транспорта и связи Украины Вадим Гуржос поделился идеей внедрения упрощенных схем определения компаний-подрядчиков по строительству и реконструкции дорог к Евро-2012

Если эта инициатива воплотится в жизнь, дорожные проекты изначально будут «подстраиваться» под одну конкретную компанию.

В конце прошлого года соучредители компании Strabag.Ua Олег Дерипаска и Александр Ярославский заявляли о намерении отвоевать 50% украинского рынка дорожного строительства. На ваш взгляд, реализуемы ли их планы?

— Не стоит забывать, что в Украине дороги строятся на бюджетные деньги. Поэтому такие заявления должны основываться на том, будет ли соответствующее масштабам компании финансирование. Суммы, выделяемые на строительство и реконструкцию дорог в этом году (всего 800 млн грн.), вынуждают даже нынешних лидеров рынка сворачивать свою деятельность и искать работу. Таким гигантам, как «Альтком», корпорация «Золотые ворота», трест «Днепрдорстрой», нужны строительные объемы. Основные средства компаний исчисляются сотнями миллионов долларов, в то же время дорожно-строительное оборудование требует амортизационных отчислений. Если компания простоит без заказов год — она обанкротится. Сегодня же, даже если начать работать на выделенные госбюджетом деньги, то, согласовав утверждение проектной документации, проведение тендеров, процедуры привлечения внешних кредитов под государственные гарантии, подрядчики смогут приступить к строительству не раньше июля-августа. Но компании не могут простаивать до августа. Именно поэтому многие из участников рынка говорят, что готовы работать за собственные деньги и привлекать кредиты под свои активы. Единственное, что они просят у государства, — разрешить включить в проектно-сметную документацию проценты по кредитам. Считаю, что их просьба абсолютно оправданна, на нее нужно отреагировать положительным решением.

В Украине много компаний, желающих строить дороги?

— Гораздо больше, чем денег на их освоение. К тому же украинские компании оснащены не хуже первоклассных мировых.

Однако победителями тендеров, по неофициальной информации, зачастую становятся «свои» люди.

— Дорожное строительство — отрасль специфическая. Например, в Великобритании в дорожном строительстве десятилетиями работают всего 3-4 компании-генподрядчика. И никого не удивляет, что эти компании выигрывают все тендеры. Но как поступать в ситуациях, когда реализация масштабного проекта ограничена во времени? К примеру, мы сейчас занимаемся планированием и проектированием строительства большой окружной дороги вокруг Киева. Первый вопрос, который возник в этом проекте, — строительство мостового перехода длиной 4,5 км в районе города Украинка. Дело в том, что проектирование этого объекта уже сегодня нужно делать под конкретного подрядчика. Потому что у каждой компании — своя технология. Кто-то делает монолитные конструкции, кто-то — из сборных балок. Возникает вопрос: как выбирать подрядчика? Сегодня, согласно действующему законодательству, мы должны провести открытый тендер. Но у нас на это совершенно нет времени. В мире применяется схема, которая выручает в подобных случаях. Если сложные объекты нужно реализовать в ограниченные сроки — принимаются особые процедуры: упрощаются подготовка проектной документации, тендерные процедуры и т.д. Проще говоря, выбирается конкретный подрядчик, который доказывает, что у него есть опыт возведения подобных объектов. Считаю, что в таких случаях не имеет смысла проводить конкурсы. Да и украинским законодательством также предусмотрена процедура закупки услуг у одного исполнителя.

«Особые процедуры» могут быть применимы к проекту строительства окружной дороги в Киеве?

— Не могут, а должны. Ведь мы обязаны реализовать первый этап этого проекта к Евро-2012. Мы должны действовать по упрощенным процедурам.

Какая компания сможет «потянуть» такой проект?

— Я не хочу рекламировать какую-либо компанию. Среди нынешних лидеров их достаточно много. Генподрядчиком может выступать и иностранная компания. Но украинские фирмы должны в любом случае участвовать в строительстве.

Когда можно ожидать начала строительства?

— Учитывая, что проект сегодня является приоритетным, контролируется президентом и премьер-министром, мы начнем в этом году работать на некоторых участках большой окружной дороги. Но следует отметить, что проект «оброс» рядом проблем, связанных с отсутствием необходимого законодательства по отводу земель, в том числе в части выкупа и изъятия земельных участков для общественных нужд.

Наши группы в Telegram, Viber. Присоединяйтесь!

Быстрая связь с редакцией в WhatsApp!

При перепечатке текста и использовании фотографий обязательна активная ссылка на exkavator.ru

Теги: Интервью
Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен
Заметили ошибку? Выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter, чтобы оповестить редакцию сайта.
Оцените, пожалуйста, статью:
Оценивших: 8, оценка: 5 из 5
Нам очень важно ваше мнение
5
5
5
8
Подписаться на новости
рынка спецтехники
Подписаться