Мотовилиха сегодня: интервью зам.директора А.Бондаренко и ни слова об инвестициях, одни проблемы

"Мотовилихинские заводы" для Перми предприятие знаковое. Но и помимо самой марки "МЗ" и славной истории, заводы оказывают огромное влияние на экономику областного центра - благодаря своему профилю, объемам производства, количеству занятых.

"Мотовилихинские заводы" для Перми предприятие знаковое. Но и помимо самой марки "МЗ" и славной истории, заводы оказывают огромное влияние на экономику областного центра - благодаря своему профилю, объемам производства, количеству занятых. В последние годы предприятие неизменно привлекает самое пристальное внимание: спад производства ударил по карману доброй половины Мотовилихи. Смена собственников, как и следовало ожидать, к немедленному экономическому взлету не привела. Зато заметно разнообразнее стали слухи: "заводы вот-вот получат огромный заказ"; "предприятие разваливается"; "внедрено оборудование последнего поколения"; "цеха стоят". Что в действительности происходит по ту сторону проходной? С этим вопросом мы обратились к первому заместителю генерального директора ОАО "Мотовилихинские заводы" Андрею Бондаренко.

- Андрей Николаевич, насколько обоснованны слухи о социальной напряженности на заводах?

- Ну, забастовок у нас никаких нет. Можно, видимо, говорить о недовольстве части рабочих. Но когда человек выражает недовольство низкой зарплатой, надо еще разобраться, насколько он загружен, сколько продукции он реально изготовил. Вообще же наши рабочие - настоящие патриоты завода, преданные родному предприятию. Вы знаете, что у нас люди работают семьями, много трудовых династий. Среди основных причин недовольства - недостаточная информированность людей. Мы требуем от директоров, начальников цехов менять принципы работы с людьми: если нужно, подойти к каждому и каждому объяснить ситуацию. Там, где это не делается, возникает взаимное непонимание. Люди должны понимать положение дел, знать перспективу. Тогда мы будем решать существующие проблемы общими усилиями.

- Насколько серьезна ситуация с невыплатой зарплаты на дочерних предприятиях "МЗ", например, на "Камастали"?

- Задержка зарплаты на ЗАО "Камасталь" составляет 2 месяца. Сейчас принято решение о выплате текущей зарплаты.

Одновременно будет поэтапно погашаться задолженность - с индексацией, как и положено по закону. Говоря о сегодняшних трудностях, нужно иметь в виду, что это производство долгое время было убыточным. Мы предпринимали попытки к тому, чтобы высвободить часть людей, предложив им другую работу. Однако они работу менять не хотят. Сейчас мы выпускаем только ту продукцию, которую реально можем продать. Печь плавит столько металла, сколько нам нужно, и прокатный цех работает в зависимости от наличия сырья и заказа. Естественно, технологические остановки при этом имеют место.

- Кстати, о печи... Как решается вопрос о снижении уровня шума, на который жалуются жители правого берега Камы?

- Действительно, приблизительно с мая мы начали получать жалобы от жителей на шум от работы печи. Шум, конечно, есть, но в пределах допустимых норм. Тут надо учитывать и непроизводственные факторы: зеркало Камы, экранность, направление ветра. Когда ветер в сторону правого берега, там даже проехавшую машину слышно! Почему никто не жалуется на шум от транспорта с Камского моста или от плотины (который, уверяю вас, значительно сильнее)? Просто люди к этому уже привыкли... Мы получили протоколы замеров в Верхней Курье, по которым у нас есть немало вопросов, Последние замеры, которые как раз и показали превышение нормативов, производились без представителей предприятия.

Неясно, почему замеры были произведены в двух точках, а не в пяти, что означают скачки шума. С технологическим процессом такие пики соотнести просто невозможно: плавка идет при постоянном режиме, Мы специально интересовались графиком движения поездов во время замеров, делали запрос на железную дорогу. И выяснили, что движение товарных и пассажирских поездов в обоих направлениях было довольно интенсивным!

- С точки зрения производства возможно ли прекратить плавку металла в ночное время?

- Нет. Если в ночь не выплавлен металл, утром следующие звенья технологической цепочки окажутся выключены. Проще говоря, цеха встанут - тот же 24-й. Если остановить печь, можно смело закрывать и "Камасталь". А это 60% объемов "МЗ". Выключить металл, который идет в производство, означает для нас огромные потери. И не только для нас. Пермь - город промышленный. И шума, и других особенностей экологии здесь хватает. Но предприятия Перми работают (в том числе) и на местный бюджет. Откуда берется пермский рубль? Ниоткуда и никто нам его не пришлет. Его нужно заработать здесь. Есть альтернатива - давайте все выключим! Чего добьемся? А городское хозяйство, а зарплата учителям? Откуда все это возьмется?

Мы принимаем все меры к снижению уровня шума. Ворота цеха держим закрытыми. На окна решено установить заглушки, и сейчас мы выполняем эти работы в соответствии с графиком.

- На каких направлениях работы концентрируется новая администрация?

- Хочу напомнить, что новая команда пришла на заводы не так давно. Все имеющиеся проблемы мы получили в наследство и целенаправленно работаем над их решением. Да, есть задолженность по зарплате. Но почему никто не вспоминает, какая была задолженность в 2001 году? Каким образом она погашалась? Система была такая: что-то продали - выдали людям деньги. Мы видим свою задачу в том, чтобы, прежде всего, выявить и устранить причины провалов. Сейчас на предприятии началась стабилизация ситуации. Выделены 5 основных направлений работы, на которых мы концентрируем усилия: металлургия, спецтехника, дорожно-строительная техника, оборудование для нефтяной отрасли и специальная продукция. Осуществляются структурные преобразования на дочерних предприятиях, цель которых - довести каждое из них до законченного производственного цикла. Это, в свою очередь, позволит всем предприятиям работать в едином цикле. Введено поквартальное бизнес-планирование. За счет реструктуризации кредитного портфеля достигнута экономия 20 млн. рублей. Проведены крупные предконтрактные проработки, создана сбытовая структура - ЗАО "Торговый дом "Мотовилихинские заводы". Через него же централизованно проходит материально-техническое обеспечение всего холдинга.

- Андрей Николаевич, что руководство предприятия считает признаками стабилизации?

- Прямым результатом финансово-экономической деятельности является положительная динамика за период с апреля по август - по очень многим направлениям. Производительность труда, например, выросла на 10-12%. Это результат целого комплекса мер. Убыточные станки мы просто останавливаем.

Растут объемы производства. Стали, к примеру, в августе выплавлено в 3 раза больше, чем в марте. В абсолютных цифрах это 16 тысяч тонн. В результате мероприятий по планированию доходов наметилась тенденция к стабилизации финансовой ситуации. Один из признаков этого - рост чистых активов предприятия, К началу второго полугодия они увеличились на 23 млн. рублей.

- Тем не менее, проблемы есть?

- Безусловно. Главная из них - отвлечение значительных средств на выплату процентов по долгам - по тем кредитам, которые предприятие брало на реконструкцию металлургического процесса. Второй круг проблем связан с огромной социальной сферой заводов. Ее ремонт требует очень серьезных затрат. Кроме того, необходимо дополнительное финансирование на доводку электродуговой печи, что связано с тем, что ее проект в свое время был недостаточно экономически проработан. Теперь нужно вновь искать кредиты или инвестирование.

- Итак, в настоящий момент производственные мощности завода загружены не полностью. Условно говоря, станок работает только тогда, когда есть заказ?

- Ситуация на данное время именно такова и такой останется. Другое дело, что над портфелем заказов нужно работать и работать. Что мы и делаем. Наша позиция, кстати, встречает полное понимание в областной администрации. Мы сейчас получаем от губернатора и от администрации области и города всемерную поддержку, вплоть до помощи в размещении заказа. Хочу особо подчеркнуть, что эта позиция целиком и полностью согласуется с политикой других крупных предприятий Перми и Прикамья: необходимо любыми силами тащить в регион любые заказы. Работать, как раньше, выпускать продукцию, не обеспеченную заказом, в надежде, что ее удастся сбыть с рук, мы просто не имеем права. Это мы уже проходили, и последствия всем известны. Возврата к прежней схеме быть не может - не то время!

ЭКСКАВАТОР.РУ

Заметили ошибку? Выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter, чтобы оповестить редакцию сайта.
Оцените, пожалуйста, статью:
Оценивших: 7, оценка: 5 из 5
Нам очень важно ваше мнение
5
5
5
7
Подписаться на новости
рынка спецтехники
Подписаться