Источник фото: exkavator.ruПлощадь карьера - 683 га, длина - 3 км, ширина - 1,8 км, глубина - 130 м
С работой предприятия нас знакомят заместитель начальника карьера по производству Михаил Поух и заместитель начальника автотранспортного парка Игорь Дубоносов.
Источник фото: exkavator.ruМ. Поух демонстрирует фрагмент горной породы, добываемой в карьере
Источник фото: exkavator.ruИ. Дубоносов за своим рабочим столом
Осмотр огромных государственных "владений" начался с самого главного - карьера. Корреспондента Экскаватор Ру заботливо усаживают в 60-тонный БЕЛАЗ. Поехали!
Источник фото: exkavator.ruГорная порода перевозится по территории предприятия только на БЕЛАЗах
Стоит признаться, от увиденного захватывает дух. Жаль, что фотографии в полном объеме не передают всей красоты.
Источник фото: exkavator.ruМногочисленные ручьи заполняют карьер водой
Источник фото: granit.byОткачивать воду из карьера приходится каждый час
Источник фото: granit.byКарьерный водоотлив
Днем рождения карьера считается 17 октября 1973, когда прогремел первый взрыв мощностью около 2 т взрывчатого вещества.
Источник фото: granit.byМощность взрывов сегодня достигает 100 т и выше
Источник фото: exkavator.ruПланируется, что летом "Беларусьфильм" будет проводить съемки в карьере
Источник фото: exkavator.ruРазмеры карьера "Микашевичи" могут изменяться только в глубину
В бой идут не одни старики
На самое дно карьера спускаемся по так называемому "серпантину", чтобы загрузиться.
Источник фото: exkavator.ruПо ощущениям груженый БЕЛАЗ идет мягче, нежели порожний
Источник фото: granit.byТак дороги карьера выглядят летом
Электрический экскаватор "Уралмаш" с ковшом вместимостью 5 кубометров (ковшами именно такого объема оснащено большинство землеройной техники предприятия) примерно за три минуты заполняет кузов 60-тонного самосвала.
Источник фото: exkavator.ruРУПП "Гранит" работает в круглосуточном режиме
Здесь же неподалеку в паре с гидромолотом Rammer работает новенький экскаватор Volvo EC480. "Один такой экскаватор заменяет трех бурильщиков, - рассказывает Михаил Поух. - Мы пытаемся уйти от тяжелого ручного труда, но рабочих мы не увольняем, обучаем другим специальностям".
Источник фото: exkavator.ruЭкскаватор Volvo приобретен в конце 2016, его наработка составляет 1 400 моточасов
На предприятии - два импортных новых экскаватора (Volvo EC480 и Hyundai Robeх 450 LC-7), так что в бой идут не одни старики. Последний был куплен 5 лет назад. Корейская машина в отличие от шведской оснащается гидромолотами Delta в виду меньшей производительности. Одного гидромолота хватает на год.
Источник фото: exkavator.ruГидромолот Rammer производительностью 9 800 Дж
Машинист Юрий Шляхтенко с опытом управления как Volvo, так и Hyundai рассказал, что экскаваторы одинаково хороши в работе, только шведское оборудование чуть более мощное. "Когда машины с гидромолотом эксплуатировались без перерыва, вылетало все, что можно было, - признается Ю. Шляхтенко. - Если гидравлику не перегревать, все работает идеально. Поэтому пришли к выводу, что техника должна немного отдыхать. А так к экскаваторам нет вопросов".
Источник фото: exkavator.ruНа данной модели Volvo - усиленная стрела и рукоять
Популярности техники "Уралмаш" можно позавидовать
Большинство техники и навесного оборудования (в основном ковши) на "Граните" производства "Уралмаш". В рамках законодательства Республики Беларусь импортные машины приобретаются в случае, если нет аналогов у вышеупомянутого российского завода.
Источник фото: exkavator.ruЗубья ковшей приходится менять в среднем раз в полтора месяца
Руководство и обычные машинисты довольны российскими экскаваторами и общей стоимостью их владения. Землеройные машины проверены годами и, несмотря на возраст, работают исправно. Взять, к примеру, ЭКГ-4,6Б, год выпуска - 1978. Чтобы посмотреть на неутомимого "трудягу", пришлось ехать на другой конец карьера, но это того стоило.
Источник фото: exkavator.ruЭКГ-4,6Б - старейшая техника "Гранита": работает круглосуточно уже на протяжении 39 лет
"Ветеран труда" не уступает "молодежи": за 12-часовую смену он 5-кубовым ковшом загружает 45 000 м3 горной породы - это 70-80 самосвалов. Конечно, чудес не бывает: длинной жизнью экскаватор обязан специалистам предприятия, которые уже 2 раза производили капитальный ремонт техники и все в своих же ремонтных цехах. Но о производственных возможностях "Гранита" поговорим чуть позже. А пока скажем несколько слов о буровых установках.
Источник фото: exkavator.ruБуровая установка СБШ
Михаил Поух, заместитель начальника карьера по производству: "Сейчас в нашем распоряжении есть 10 буровых установок марки СБШ-250 МНА-32, среди них - два новых станка 2016 и 2017 годов выпуска. В планах - приобрести одну гидравлическую буровую установку зарубежного производства".
Источник фото: granit.byДраглайн ЭШ 11.70
Драглайн ЭШ 11.70 сейчас задействован на разработке нового месторождения.
Источник фото: exkavator.ruВ карьере круглосуточно работает 10-13 экскаваторов и более 100 работников
Теперь вернемся к нашему репортажу. Пора ехать на разгрузку к дробильно-сортировочному заводу (ДСЗ). В пути обсуждаем самосвальную технику.
Источник фото: exkavator.ruПримерное расстояние от карьера до ДСЗ - 6 км
Как БЕЛАЗы доводили до ума
Водитель Геннадий Волощук уже больше 20 лет ездит на карьерных самосвалах БЕЛАЗ, о машинах отзывается хорошо: "Это раньше БЕЛАЗы были квадратные, серые, много ненужных соединений, масло лилось отовсюду, поэтому техника "плавала" по дороге. Но потом производитель всерьез занялся доработкой. К нам приезжали конструкторы, спрашивали, советовались. В итоге самосвалы довели до ума, сейчас они круглосуточно в работе, простаивают редко (в основном только во время ТО). Слабые места остались только с двигателями (Cummins QSK)".
Источник фото: exkavator.ruЗа сутки 60-тонный БЕЛАЗ расходует около 400 л топлива
Изначально в белорусских многотонниках возникали проблемы с надежностью основного узла. Рама ломалась пополам из-за трещин в районе крепления гидромеханической передачи. Это были опытные образцы машин, сейчас таких проблем нет, техника выдерживает заявленную нагрузку.
Источник фото: exkavator.ruДля обеспечния круглосуточной работы на одном БЕЛАЗе работает 4 водителя
Всего на предприятии - около 50 единиц самосвалов марки БЕЛАЗ (в основном 45, 55 и 60 т стандарта Евро-2). Самая старая белорусская машина - 1975 года выпуска (27 т).
Источник фото: exkavator.ruПодшипники многотонных БЕЛАЗов снашиваются за год
Заместитель начальника автотранспортного парка Игорь Дубоносов: "С конца 2016 года у нас на предприятии работает один 90-тонный БЕЛАЗ. Сегодня его наработка составляет 23 000 км. Проблем с машиной нет".
Источник фото: exkavator.ruЗа 12-часовую смену один самосвал совершает 20-30 рейсов, все машины - 1 200-1 400 рейсов
Тем временем наш самосвал подъезжает к месту взвешивания. Интересно, что весы вмонтированы прямо в дорожное полотно, поэтому водителю достаточно просто снизить скорость на определенном участке пути, и полная снаряженная масса зафиксирована - 59 800 кг. Как в аптеке!
Источник фото: exkavator.ruНормы загрузки соблюдаются четко (± 2 тонны)
Конечный пункт назначения - приемный бункер, куда самосвалы выгружают горную породу. Наш "железный конь" отправляется в следующий рейс, а мы продолжаем экскурсию пешком.
Источник фото: exkavator.ruКарьерные самосвалы передвигаются только по территории РУПП "Гранит"
Источник фото: exkavator.ruНа территорию предприятия можно попасть по спецпропуску через КПП (их всего три)
Палочка-выручалочка в виде бульдозера ЧЕТРА
Масштабы РУПП "Гранит" поражают. На территории, площадь которой достигает 150 км2, расположились все подразделения предприятия: это и дробильно-сортировочный завод, и автотранспортный парк, и различные вспомогательные цеха (сортировочный, литейно-механический, ремонтные), и конструкторское бюро, и, конечно же, сам карьер.
Источник фото: granit.byПредприятие "Гранит" выпускает 16 млн тонн щебня в год
С земли охватить все масштабные постройки просто невозможно, поэтому далее мы публикуем фотографии, сделанные с высоты птичьего полета. Так выглядит часть ДСЗ.
Источник фото: granit.byДСЗ осуществляет 3 стадии дробления горной породы и сортировку по фракциям (5-20 мм)
Первым делом идем на шумный дробильно-сортировочный завод. Он по большей части оснащен производственными линиями "Уралмаша". По словам руководства, российское оборудование по цене, срокам эксплуатации и стоимости владения выглядит куда более привлекательно, нежели импортное финское или шведское. Дополнительный бонус - нет проблем с запчастями, и все чинится своими силами.
Источник фото: granit.by"Уралмаш" поставил большую часть оборудования для "Гранита"
Источник фото: granit.byВ зависимости от фракций порода проходит по конвейерам от 800 до 1 100 метров
Сортировочный цех находится рядом с портом 7-километрового судоходного канала, который впадает в Припять, и железнодорожной станцией. Помимо этих способов доставки продукции есть еще и автомобильный транспорт. Для этого у предприятия есть грузовики МАЗ.
Источник фото: granit.byСортировочный цех
Источник фото: granit.byЖ/д транспорт - самый популярный вид перевозки
Только зимой РУПП "Гранит" приходится работать на склад. В остальное время продукция сразу отправляется покупателям.
Источник фото: granit.byСклад готовой продукции
Реанимация и модификация старой техники
После осмотра производственной зоны направляемся к вспомогательным цехам. По пути замечаем бульдозер ЧЕТРА Т-25.01 2005 г.в. с двигателем Cummins QSX 15 (430 л.с.). Машинист рассказал, что "пашет" техника круглосуточно в 4 смены и уже наработала 27 000 моточасов: "К этому бульдозеру нет никаких претензий: современный (джойстиковое управление, кондиционер), прост в работе и в обслуживании".
Источник фото: exkavator.ruБульдозерная техника в среднем за год нарабатывает 2 700-3 000 моточасов
Начальник автотранспортного парка Игорь Дубоносов дополняет слова машиниста: "Бульдозер Т-25.01 - это наша палочка-выручалочка. Хотелось бы весь бульдозерный парк перевести на такую технику. Да, меняем ходовую часть (раз в 3 года планово), гусеницы, катки, ножи, но машина надежна. Проблемы были со старыми моделями, такими как ЧЕТРА Т-330, Т-170, Т-130. Двигатели также слабые, а когда начали ставить американские моторы Cummins, мы забыли про ремонт, только плановое ТО".
Источник фото: exkavator.ruБульдозеры используются как на погрузке продукции, так и на карьере
Итак, мы в одном из ремонтных цехов (всего на территории предприятия их 5). Застаем водителя, который монтирует двигатель на свою "рабочую лошадку". Чтобы минимизировать простои, водители привлекаются к подобным видам работ. Непосредственно самим ремонтом занимается команда квалифицированных специалистов. Не прибегая к сторонней помощи, на предприятии производятся самые разнообразные работы: от простого ТО до капитального ремонта двигателя.
Источник фото: exkavator.ruВодитель устанавливает двигатель на свою "рабочую лошадку"
Старая техника не просто оживает в ремонтных цехах, но и модифицируется. К примеру, на экскаваторы во время капитального ремонта устанавливается джойстиковое управление.
Источник фото: exkavator.ruВ штате "Гранита" работает порядка 2 700 специалистов
Ремонтные мастерские немыслимы без склада. Идем туда. "Фильтрующие элементы, рукава, ремни, сальники, манжеты, подшипники, головки, т.е. любые расходники всегда есть в наличии", - рассказывает кладовщик.
Источник фото: exkavator.ruОдин из стеллажей склада запчастей
На "Граните" имеется даже литейно-механический цех, на котором выпускается сталь для отливок (110Г13Л и 35Л) и запасные части для разного оборудования, так что вопросов с покупкой зубьев и ножей у предприятия не возникает.
Источник фото: granit.byЛитейно-механический цех
Источник фото: granit.byПроизводственная мощность ЛМЦ - 1 000 т литья в год
Почему простаивают самосвалы?
Следующий осмотренный объект - участок по ремонту шин. Несмотря на отсутствие шиномонтажного стенда, здесь за трое суток восстанавливают поврежденные шины.
Источник фото: exkavator.ruПроцесс восстановления одной шины занимает 3 суток
Источник фото: exkavator.ruУчасток по ремонту шин оснащен немецким оборудованием
И. Дубоносов сразу же делится проблемой: "Пользуемся мы в основном "Белшиной". Когда приобрели 60- и 90-тонные самосвалы, столкнулись с тем, что у белорусского производителя нет для них подходящих колес. Модель ФБЕЛ-150 зарекомендовала себя хорошо, но она подходит только для 55-тонников. У модели Бел-212, которая предназначена для самосвалов г/п 60 т, отслаиваются протекторы уже после 5 тыс. км пробега вместо заявленных 29 тыс. км. По рекламации каждый день списываем несколько колес. Производитель признает свои недочеты и меняет без проблем, но наши машины простаивают. Не так давно для эксперимента закупили шины Michelin".
Источник фото: exkavator.ruВ цеху по ремонту шин имеется вулканизатор
Неподалеку с ремонтными цехами мы обнаружили и мойку.
Источник фото: exkavator.ruРабочий моет самосвал
Конечный продукт готов. Что дальше?
Лет 5 назад продукция "Гранита" поставлялась в основном на внутренний рынок Беларуси. Но произошла девальвация, и строительство существенно сократилось. Сегодня 50% продукции экспортируется в Россию. Есть клиенты из Польши и Прибалтики. "Мы перешли на евростандарты, - рассказал заместитель начальника карьера по производству М. Поух. - Сейчас ищем новые рынки сбыта. Ежегодно предприятие выпускает 16 млн тонн гранитного щебня".
Источник фото: granit.byПогрузочные узлы
Кому и сколько: поднимаем вопрос о зарплате
Всего на "Граните" работает 2 700 специалистов, среди них около 400 водителей и машинистов. Средний возраст всех работников и транспортников в отдельности составляет 37 лет.
Источник фото: exkavator.ruДиспетчер в онлайн-режиме может следить за передвижением самосвалов
Средняя ежемесячная зарплата на предприятии составляет 1 000 белорусских рублей (29 500 российских рублей). Водители самосвалов получают немного больше, все зависит от выполненного плана (сдельная оплата труда): в среднем - 1 600 бел. руб. (47 200 рос. руб.). Когда в России уровень зарплат был намного выше, люди уезжали на заработки. Теперь эта проблема решилась сама собой.
Источник фото: granit.byТак карьер "Микашевичи" выглядит летом
На этом знакомство с предприятием "Гранит" пора заканчивать. Красивые пейзажи и высокая оценка уровня качества российской техники останутся самыми яркими впечатлениями.
Редакция Экскаватор Ру благодарит руководство РУПП "Гранит"
за оказанную помощь в подготовке материала