Обманчивый рост?
Агентство "Эксперт РА" провело опрос 112 российских лизинговых компаний, который показал, что по итогам 2014 года объем нового бизнеса снизился на 13,2%, сумма новых договоров лизинга - на 23,1%. Главными аутсайдерами стали сегменты ж/д (-40,2% от суммы новых договоров) и авиатранспорта (-44,3%). Снижение сделок на рынке лизинга строительной и дорожно-строительной техники оказалось не таким значительным (-12,1% от суммы новых договоров). Напомним, что в 2011-2012 годах рынок находился в стадии стагнации после падения в 2010 году.
Чтобы получить представление о ситуации в 1 квартале 2015 г., мы поговорили с участниками рынка, выяснив, что в ряде лизинговых компаний наблюдалось увеличение количества сделок. "В 1 квартале общее количество сделок по лизингу техники в "ВТБ Лизинг" увеличилось на 10% по сравнению с АППГ, в Северо-западном округе объем сделок сохранился на уровне прошлого года. Поставщики, с которыми мы работаем, фиксируют снижение продаж транспорта, но при этом отмечают рост интереса к лизингу у тех клиентов, которые раньше не пользовались этим инструментом финансирования", - сообщил заместитель гендиректора ОАО "ВТБ Лизинг" Воронецкий Анатолий.
Источник фото: cat.comВ 2014 г. снижение сделок на рынке лизинга дорожно-строительной техники составило 12,1%
Однако есть и другие данные. Александр Лысенко, начальник отдела маркетинга ООО "Сибирская лизинговая компания", отмечает падение объема лизинговых сделок. Часть лизинговых компаний ушла с рынка, часть ужесточила требования к лизингополучателю, в итоге традиционно розничные клиенты, по его мнению, смогли создать видимость роста сделок в компаниях, позиционирующих себя розничными по новому бизнесу.
Нестабильность ситуации отметили и ряд других респондентов. В лизинговой компании "Райффайзен-Лизинг" зафиксировали смещение спроса в сторону производственного оборудования. В сегменте дорожно-строительной техники в первом квартале 2015 г. падение составило 83%, сообщила Галина Майер, управляющий директор "Райффайзен-Лизинг".
Изменение ставки ЦБ: реакция компаний
Одной из тенденций 2014 г. стало уменьшение доли кредитов в структуре финансирования сделок. И причина этого понятна: кредитные ставки росли на протяжении всего года, при этом самый значительный скачок произошел ближе к его концу. В середине декабря ключевая ставка была повышена Банком России с 10,5% до 17%, что затронуло, в том числе, и выданные до 17 декабря кредиты (ставки по ним тоже были пересмотрены). Повышение составило на тот момент от 2 до 13 п.п.
Сейчас на рынке наблюдается постепенное снижение процентных ставок по кредитным продуктам. ЦБ дважды (в начале февраля и в середине марта) уменьшал учетную ставку, но кредитно-финансовые учреждения не торопятся снижать процентные ставки. "Несмотря на то, что ЦБ уменьшил учетную ставку с 17% до 14%, большинство кредитных и лизинговых сделок сегодня совершаются по ставкам 24-28%", - рассказал А. Лысенко (ООО "Сибирская лизинговая компания").
Источник фото: jcb.comКредитно-финансовые учреждения не торопятся снижать процентные ставки
Игроки на рынке не так быстро реагируют на действия ЦБ снижением своих ставок для клиентов, и это можно объяснить тем, что ликвидность по-прежнему ограничена, а риски дефолта клиентов растут. Вместе с тем, некоторые компании оперативно корректируют процентные ставки. "По программе JCB Finance ставки были снижены дважды вслед за ключевой ставкой, а вместе с субсидированием от производителя предложения по программе остаются на уровне докризисных. Например, на флагман техники JCB (экскаватор-погрузчик) ставка удорожания от 2,99%, а на мини-погрузчики с бортовым поворотом и мини-экскаваторы от 5,45% (на условиях 13 месяцев, 49% аванс)", - отметила руководитель JCB Finance в России и СНГ Оксана Евтушевская.
В компаниях "Райффайзен-Лизинг" и "ВТБ Лизинг" отметили, что ситуация несколько стабилизировалась. "Наметившаяся тенденция позволяет нам делать осторожный прогноз на ближайшую перспективу и ожидать сохранение ставок на текущем уровне", - сообщил представитель "ВТБ Лизинг".
Техника по спецпрограмме. Что предлагают дилеры сегодня
Еще одна тенденция - пересмотр дилерами, с которыми сотрудничают лизинговые компании, условий спецпрограмм и уменьшение количества совместных лизинговых продуктов.
В "Сибирской лизинговой компании" нам сообщили, что на данный момент они были вынуждены отказаться от большинства программ, тем не менее компания готова профинансировать любого клиента, соответствующего параметрам низкого риска. В "ВТБ Лизинг", в свою очередь, подтвердили, что у них продолжают действовать совместные программы с дилерами и дистрибьюторами, в рамках которых технику можно приобрести, например, с удорожанием от 0%.
Еще один вопрос, который мы не могли не задать нашим собеседникам: какова доля лизинга в общем объеме продаж дилеров. По словам директора департамента маркетинга и развития ООО "НТК форклифт" Дмитрия Кима, в 2014 году около 45-50% от общего объема продаж дорожно-строительной техники XGMA и New Holland было приобретено в лизинг. Что касается вилочных погрузчиков, то здесь показатель несколько меньше - порядка 20% от общего числа сделок.
Источник фото: ntk-forklift.ruКрупные производители спецтехники стремятся предоставить клиентам собственные финансовые инстументы
В числе партнеров "НТК форклифт" Дмитрий Ким назвал "ВТБ-лизинг", "Европлан", "Национальную лизинговую компанию", "Элемент-лизинг". Присутствуют как акции с беспроцентной рассрочкой, так и спецпрограммы для индивидуальных предпринимателей и частных лиц. "Несмотря на то, что спад спроса, несомненно, наблюдается, данное направление деятельности приостановлено не было. Более того, начиная с марта этого года, зафиксирован определенный всплеск активности организаций. Это связано, в первую очередь, с приближающимся строительным сезоном и ростом продаж. Кроме этого, у многих поставщиков имеются собственные финансовые институты, например, CNH Capital, которые зачастую предоставляют более выгодные условия сотрудничества, чем сторонние финансовые организации", - сообщил собеседник.