Продолжая размышления о реконструкции мирового машиностроительного рынка, весьма важно взглянуть на поля сражений, а именно на отраслевые секторы рынка. Для определения перспективных объектов производства не столь важно сколько табуреток делалось в Советском Союзе, главное - каков источник денег сегодня, их количество и за что их заплатят завтра.
Газо-нефтедобыча и транспортировка - деньги есть и будут
Мы живем в мире мифов. Приятное впечатление от хороших цен на нефть в 2002 году несколько скрывает непростое состояние отрасли. Первое - и навсегда - высокая себестоимость, связанная с отсутствием инфраструктуры в районах месторождений, суровым климатом, сложными условиями залегания и добычи. Второе - но временное - отсутствие полного и качественного предложения оборудования. Третье - ответ на вопрос: будет ли добывать тот, кто потратится на разведку. Объем буровых работ в период с 1990 года сокращен в 7 раз, в том числе разведочного бурения. Состояние основных фондов стало "общим местом" в разговорах (таблице.1).
Таблица 1.Степень износа машин и оборудования на предприятиях нефтегазовой промышленности на начало года, | Доля полностью изношенных машин и оборудования на предприятиях нефтегазовой промышленности на начало года, % | |||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Под отрасль | 1993 | 1995 | 1998 | 1999 | 2000 | 1994 | 1995 | 1998 | 1999 | 2000 |
Нефтедобывающая промышленность | 44.7 | 51.5 | 56.5 | 56.5 | 53.2 | 8.2 | 18.6 | 21.8 | 26.5 | 21.1 |
Нефтеперерабатывающая промышленность | 74.0 | 79.5 | 72.9 | 70.9 | 67.5 | 32.8 | 58.4 | 53.9 | 50.7 | 49.8 |
Газовая промышленность | 65.1 | 66.6 | 66.7 | 66.5 | 38.2 | 25.6 | 40.0 | 30.2 | 31.8 | 18.1 |
Нефтяные компании стремительно накачивают мышцы в силу неурегулированности государственной ренты (например, в Норвегии 96% прибыли от продаж нефти остается у государства). Начиная с 2000 года рост производства по нефтепромысловому и буровому оборудованию составляет 250-300% в год. ОАО Уралмаш и ОАО Волгоградский завод буровой техники" уже имеют заказы на несколько лет вперед. В России примерно половину оборудования для ТЭК (около $200 млн.) делают теперь предприятия ВПК. Это свидетельствует о том, что платят за военные стандарты в производстве, которые не уступают мировым.
Кроме буровых вышек, станков-качалок, компрессорных станций и общестроительной техники на гусеничном ходу, машины для нефтегазовой отрасли это, как правило, носитель + спец. агрегат. Это похоже на погрузчик на базе трактора - но это не погрузчик. Деньги нефтяников и газовиков прибавят машиностроительным предприятиям инициативы инвестировать в разработки и производство качественно новых мобильных комплексов. Ведь нефтегазовые компании покупают новое оборудование, а точнее новейшее и являются наиболее платежеспособными. Машиностроители могут сориентироваться о возможностях и потребностях этих покупателей оборудования по данным таблицы 2. Ее можно резать вдоль и поперек и человек разумный поймет многое без комментариев.
Таблица 2.Компания | Фонд нефтяных скважин на конец первого полугодия 2002 г. | Добыча нефти с газ. Конденсат. за первое полугодие 2002 г. (тыс. т) | Добыча газа за первое полугодие 2002 г. (млн. куб. м) | Освоенные капиталовложения за первое полугодие 2002 г. (млн. руб.) | ||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Разведочное Бурение | Эксплуатационное Бурение | Оборудование кроме строительных смет | Промышленное строительство | |||||
Добывающих (количество) | Простаивающих (количество) | |||||||
ЛукОйл | 23292 | 4952 | 37414,7 | 2145,3 | 1248,2 | 3275,6 | 1908,7 | 3823,5 |
Юкос | 11814 | 6174 | 32437,9 | 952,6 | 350,6 | 2783,1 | 1278,4 | 6733,3 |
Сибнефть | 4175 | 3619 | 12212 | 611,7 | 216,8 | 2248,7 | 2733,1 | 2278,9 |
Сургутнефтегаз | 15133 | 1578 | 23701,5 | 6495,9 | 2118,2 | 4403,6 | 4099,5 | 5378,6 |
Сиданко | 5870 | 2254 | 7883,2 | 533,2 | 33,2 | 368,9 | 782,9 | 373 |
Татнефть | 18525 | 2814 | 12210 | 342,9 | 48,2 | 1112,3 | 599 | 2183,9 |
ТНК | 10076 | 6135 | 18020,9 | 1639,1 | 48,9 | 1022,5 | 1839 | 1320,5 |
Башнефть | 14545 | 3940 | 5989,2 | 174,5 | 387,2 | 505,7 | 1102,7 | 905,6 |
Роснефть | 7962 | 623 | 7846,9 | 3218,4 | 354,7 | 1584,3 | 1209,6 | 773,7 |
Славнефть | 4719 | 863 | 7800,3 | 423,6 | 0 | 977,2 | 375 | 944,7 |
Прочие производители | 3188 | 875 | 10869,8 | н/д | 0 | 0 | 1562,2 | 6218,5 |
Газпром | н/д | н/д | 5138 | 264791,9 | н/д | н/д | н/д | н/д |
Всего | 119449 | 33842 | 182257,7 | 302555,9 | 4906 | 18281 | 5928,1 | 24715,7 |
ПРОГНОЗ: До 2010 года замена энергоустановок в составе нефтегазового оборудования на такие бренды как Caterpillar, Cummins, Detroit Diesel, Deutz, Perkins и т.д. по требованию заказчиков станет нормой. Вынужденный рост объемов как эксплуатационного, глубокого разведочного, так и геофизического, структурно-поискового бурения 2-х кратно увеличит спрос на буровое оборудование. Ремонтно-восстановительные работы на магистральных трубопроводах, а также и строительство новых вернее всего будет укомплектовываться импортной техникой. Прогнозируемая емкость мобильного нефтегазового оборудования в России достигнет 1,2 - 1,3 млрд. долл. в год. Причем конкурентов-нерезидентов как всегда встретим на своей территории.
Добыча и переработка твердых минеральных ресурсов - натуральный обмен и деньги
Однако все начинается в горной промышленности. Землю вскрывают разрезами и дырявят шахтами. В мире в 2000 г. добыто около 3639 млн.т каменного, 895 млн.т бурого угля, 969,5 млн.т железа, 13,2 млн.т меди, множество других полезных твердых минералов, а также 2402,1 т золота, не говоря об алмазах! Окинуть единым взглядом львиную долю этого огромного хозяйства можно по данным (отчетам) Parker Bay Company. В 2000 году после изучения 760 разработок (карьеров) в 63 странах получилась картина представленная в таблице 3 (без учета России и республик бывшего СССР).
Таблица 3.№ п/п | Тип оборудования | Количество | Суммарная стоимость (млн. $) |
---|---|---|---|
1 | Карьерные самосвалы грузоподъемностью свыше 90т | 9969 | 11282 |
2 | Канатные экскаваторы с объемом ковша свыше 10 м3 | 1335 | 7812 |
3 | Гидравлические экскаваторы с объемом ковша свыше 10 м3 и рабочей массой свыше 140 т | 959 | 3622 |
4 | Драглайны с объемом ковша свыше 10 м3 | 450 | 7812 |
4 | Погрузчики с двигателем свыше 600kW | 1032 | 911 |
Всего единиц | 13742 | 30395 |
В 2002 г. после изучения 600 карьеров в 58 странах (таблица 4), где трудятся 90% всех карьерных самосвалов, картина изменилась. Из нее видно, что на сегодня является средней единичной грузоподъемностью для пары самосвал - экскаватор.
Таблица 4.№ п/п | Карьерные самосвалы грузоподъемностью свыше 90 т | Суммарная грузоподъемность (т) | Средняя грузоподъемность на единицу техники (т) | Количество |
---|---|---|---|---|
1 | Карьерные самосвалы грузоподъемностью свыше 90т | 1 658 000 | 157 | 10 536 |
2 | Экскаваторы и погрузчики объемом ковша свыше 10 м3 и грузоподъемностью 10т | 108 000 | 32 | 3 362 |
Всего ед. | 13 898 |
Потребители техники для добычи и переработки твердых минеральных ресурсов в значительной степени размещаются в странах с выраженным сырьевым экспортом и США. Крупные закупки техники производятся через международные тендеры, либо по связанным межгосударственным кредитам. Так, например, Coal India в 1999-2000 г.г. приобрела техники на $2 млрд. для своих разрезов с расчетом за кредит углем. Несмотря на отчаянный труд торгпредов России по пропаганде этих тендеров, нам пока там нет места.
Сложившийся на разрезах России парк оборудования включает карьерные экскаваторы с объемом ковша 5-20 м3, большегрузные думпкары, тяговые агрегаты и тепловозы, автосамосвалы грузоподъемностью в основном 45-120 т, станки для бурения взрывных скважин диаметром до 250 мм, бульдозеры. Каждые 15-20 лет требуется проводить техническое перевооружение горного предприятия. И дело не ограничивается заменой оборудования на более современное, изменяется и технология горных работ. Сейчас основной упор делается на концентрацию горных работ, уменьшение размеров рабочей зоны, количества в ней горной техники и коммуникаций при увеличении мощности грузопотоков.
Некоторые тенденции потребления горной техники можно рассмотреть на примере открытой угледобычи, т.к. уголь - источник энергии стратегически надежный и более дешевый чем природный газ и нефть. Кстати в 2000 году: в России добыто 179 млн.т угля, в США - 899 млн.т, а в Китае - 1171 млн.т. Очевидно, стремление энергетиков к переходу на уголь, но потребуются значительные длинные деньги для резкого увеличения объемов вскрышных работ (табл.5). А эта странная фраза "инвестиции в Россию". Сейчас доедаем остатки "по бортам", соскребем со дна и стенок, помянем добрым словом советские массированные инвестиции в ТЭК и начнем бить в колокол, вернее по пустым котлам. И будет смешно, если РАО ЕЭС будет покупать уголь у Китая. Так как на фоне инвестиционной привлекательности нефтегазовой отрасли, угольные компании объективно проигрывают по эффективности вложений средств, а нехватка инвестиций является макроэкономической проблемой, дело государства дать условия, при которых компании сами привлекут необходимые средства. Первое - это законодательное разрешение залога прав на пользование недрами.
Таблица 5.Динамика основных показателей по открытому способу добычи угля в России
Наименование показателей | Годы | ||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1970 | 1975 | 1980 | 1985 | 1990 | 1993 | 1997 | 1998 | ||
1 | Число действующих разрезов (технических единиц) ед. | 54 | 53 | 55 | 61 | 63 | 64 | 64 | 65 |
2 | Объем добычи | 127,2 | 151 | 183,5 | 198 | 216,3 | 168,7 | 143,6 | 144,5 |
- одноковшовые экскаваторы | 1057 | 1120 | 1322 | 1510 | 1581 | 1614 | 1572 | 1513 | |
- многоковшовые экскаваторы | 3 | 15 | 23 | 33 | 50 | 50 | 50 | 49 | |
3 | Объем вскрыши, млн. м3 | 486.8 | 660.4 | 726.8 | 870.6 | 979.4 | 783,7 | 578,8 | 570 |
Специалисты в последние 15 лет стали свидетелями революции в видах и параметрах горного оборудования, особенно в результате гидравлических новаций. Сегодня гидравлические экскаваторы обладают более высокими усилиями копания по сравнению с канатными, а Shovels имеют значительные фронтальные усилия и большую (до 10м) горизонтальную подачу (TriPover). Это значительно сокращает объемы взрывных работ. ОМЗ "Уралмаш-Ижора" представили в 2002 году образец первого российского гидравлического экскаватора с ковшом 5.5 м3 в будущем ряду гидравлических экскаваторов с ковшами до 15 м3. Оборудованию с электроприводом, а от части и бульдозерам, приходится потесниться. И пока в России идут дебаты, что лучше экскаваторы гидравлические или тросовые, в мировом парке карьерных экскаваторов - гидравлические составляют примерно 80%. Впрочем, тросовые обладают большой живучестью в жестких климатических условиях и при неквалифицированном сервисе. Одним словом - "что русскому хорошо - немцу смерть". Тем временем растет единичная грузоподъемность самосвалов, и массовый переход к классам 90-240 т уже произошел. При дальнейшем росте грузоподъемности до 360-400 т резко увеличится количество разнообразной техники, обеспечивающей сервис, а также подготовку дорог для супертяжелых самосвалов. Например, для грузовиков 360 т и более понадобятся дороги не 24 м (как для 220-240 т грузовиков), а 34 м; потребуются новые грейдеры с отвалами не 5, а 7 м; вдвое большие шины - потребуют специальных погрузчиков и т.д
ПРОГНОЗ: По мере приближения качественного сервиса к районам месторождений доля использования высокопроизводительного гидравлического оборудования с дизельным приводом станет преобладающей. Это ЭГ с ковшом до 40 м3 , фронтальные погрузчики с ковшом до 30 м3 , буровые станки с диаметром скважин 250-550 мм. Вынужденный рост объемов вскрышных работ значительно увеличит спрос на бульдозеры классов 25 и выше. На рынок окажут сильное давление подержанные машины известных брендов, а также арендное оборудование. Потребность в высокопроизводительных комплексах для подземной добычи на 75% покроют предприятия ВПК России.
Производство стройматериалов, дорожное строительство (новые технологии - новые машины; старые машины - старые технологии)
Индустрия гражданского строительства, производство строительных материалов и строительство дорог переживает бурное развитие технологий, использующих научные исследования. Как следствие, рынку предлагаются машины с новыми функциональными качествами. Которые тут же утверждают новые стандарты исполнения строительных работ, зачастую не достижимые прежними машинами и материалами (например, вопросы к битуму). Кроме того, потребители строительной техники отличаются от нефтегазовых и горных компаний в корне. По сути, наличие у строительной компании подряда и определяет ее платежеспособность как потребителя техники. На примере одного из финансовых институтов, а именно Европейский Банк Реконструкции и развития (ЕБРР), можно рассмотреть основные тенденции инвестирования дорожного строительства.
В 27 странах Европы, включая страны бывшего СССР, где 10 лет действует ЕБРР, долг дорожного сектора оценивается в 550 млрд. евро. Нет определенной международной модели перестройки в дорожном секторе, но основной целью EБРР является переход дорожного финансирования и управления от государственного (общественного) к частным инвесторам. Именно им банк дает займы. Пока государство будет играть главную роль, частный сектор будет вовлекаться через контрактные отношения, уступки и сотрудничество с государственными инвестициями в дорожном строительстве, а также путем плановой приватизации, но осторожно. Конкуренция должна быть в любом секторе, однако необходимо осознавать опасность создания частных монополий.
![]() |
Любопытно по этому поводу мнение Alain Dupont владельца Colas Group (Франция) - мирового лидера в дорожном строительстве и эксплуатации:
- "В последние 10 лет произошли огромные изменения и самое важное - это открытие стран Восточной Европы для рыночной экономики. Это позволило нам инвестировать в страны, у которых были огромные проблемы в дорожной инфраструктуре. Так как эти страны вскоре присоединятся к ЕС, необходимо построить дорожные системы, чтобы присоединить эти страны к остальной части Европы. Другим основным изменением было то, что правительства отказались от традиционного финансирования дорожных проектов в пользу частного сектора. Это привело к развитию государственно-частного партнерства. Наконец, нельзя не сказать о последних достижениях технического прогресса в области оборудования и материалов. Технические и технологические новации основывались на требованиях современного общества к сохранению окружающей среды, безопасности, эксплуатационным качествам. Нововведения особенно касались эффективности материалов. Мы можем сказать, что ближайшие 10 лет промышленность будет продолжать развитие, так как проблемы в дорожной инфраструктуре огромны во всем мире, не только в центральной и юго-восточной Европе, но и в Азии и Латинской Америке и Африке. Конечно, рост возможен, если не произойдет глобальный конфликт, никто не способен предвидеть будущее. Глобализация будет способствовать международной и упорной конкуренции. Мы, конечно, увидим рождение больших компаний и совместных предприятий, в вопросах финансирования будет усиливаться тенденция перехода к частному сектору, что в будущем приведет к росту рынка дорожной инфраструктуры."
Во всем мире, осознавая интегрированный эффект от дорожного строительства, государство вбрасывает значительные бюджетные средства в топку этого локомотива национальных экономик. Хорошо известны истории прошлого века в США и Германии. Китай сейчас осваивает около 60 млрд. долл. в год в этой отрасли.
А что же в России? В августе 2001 года Правительство РФ одобрило федеральный проек "Модернизация транспортной системы до 2010 года". Составной его частью стала программа "Дороги России 21 века". Руководство Минтранса РФ и Росавтодора надеется придать ей статус правительственной или президентской. "Еще раньше дорожное хозяйство перешло на казначейское исполнение - оплата по факту выполненных общественных работ. Господин В.Б. Христенко как-то обмолвился, что в России "главной задачей является повышение эффективности использования государственных средств, которые составляют порядка 100 млрд. рублей в год, причем участниками инвестиционного процесса является не только центр, но и субъекты Федерации". И какие такие гайки нужно подтянуть, чтобы повысить эту эффективность? А почему, например, регионы, находящиеся в одинаковых геоклиматических условиях оказались в разных группах по себестоимости дорожного строительства. Это досадное недоразумение? Так будет - пока подрядчик играет определяющую роль в проекте, бюджете на финансовый год, ценовой политике и даже в качестве материалов применяемых в данном геоклиматическом регионе. Так будет - пока государственные чиновники-проводники государственного заказа могут вносить поправки в расчеты, обосновывающие расходы на строительство и содержание, и конкурировать между собой, обслуживая различные кланы подрядчиков со всеми вытекающими последствиями.
Одним словом, на России пока не отразились мировые тенденции перехода к частному заказчику в дорожном строительстве и эксплуатации, и продолжается госкредитование подрядчика, а интересы подрядчика и заказчика, как известно, противоположны. Может быть в этом и заключается одна из двух проблем России.
ПРОГНОЗ: Никаких объективных макроэкономических предпосылок к тому, что российские предприятия (за исключением оборонных) научатся производить конкурентоспособную технику, нет. Низкая цена не дает пропуск в новые технологии и новые эксплуатационные качества. Представляется маловероятным широкая кооперация с мировыми лидерами по производству дорожно-строительной техники. Поэтому у всех серьезных подрядчиков будет происходить постепенная замена оборудования на новое и подержанное импортное.
Сельское хозяйство - у государства деньги есть всегда
Есть правда, есть ложь, а есть статистика. Так вот немного статистики от разработчиков "стратегии развития тракторного и сельскохозяйственного машиностроения России" (одобрено на совещании председателя правительства РФ, протокол № МК-П5-14 пр. от 15.09.00).
- Приобретение сельскохозяйственной техники в России с 1990 снизилось в 20 раз;
- Энергонасыщенность составляет 0,36 кВТ/га, что в 15 раз ниже, чем в развитых странах;
- По исследованиям ВНЭТУСХ России нужно 1280 тыс. тракторов, 360 тыс. зерноуборочных комбайнов;
- "Платежеспособный спрос" на внутреннем рынке оценивается в 85 млрд. руб. в 2003 году с ростом до 165 млрд. руб. в 2005 году на сельскохозяйственную технику (включая тракторную) в ценах 1999 года.
Весьма зависимый от природы рынок сельскохозяйственных машин на сегодня является критическим в России. На начало 2003 года просроченная кредиторская задолженность сельскохозяйственного сектора составляет 170 млрд. руб., а общая кредиторская 340 млрд. рублей (при объеме сельскохозяйственного производства в 2002 году 1049,7 млрд. руб.) Можно сказать, что приобретение техники сводится к невозвратным государственным кредитам и вместе с тендерами является образцом "блестящих" механизмов коррупции. Собственно рыночная конкуренция здесь не причем. Но ясно одно, что закупки техники за рубежом, с учетом лизинга, делают эти "блестящие" механизмы еще более "чистыми и выгодными". Если John Deere, CaseIH + New Holland, Agco, Same Deutz Fahr вместе удерживают 95% рынка США и 85% рынка ЕС, вряд ли Россия будет чем либо отличаться. И если закупки техники для сельского хозяйства будут спонсироваться бюджетом, а поставляться из-за рубежа, то суммы "платежеспособного спроса" означенные в п.п.4 должны будут вырасти в 3 раза и более. А у российских предприятий не хватит денег, чтобы коррумпировать такие бюджетные ассигнования.
Надежды на увеличение платежеспособности собственно сельскохозяйственных предприятий, связанные с принятием закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения несостоятельны. Отсутствие в законе механизма использования выкупленных земель в качестве залога, а также неготовность региональных законодательных органов откладывает этот разговор лет на 10 (определение минимальных участков, цены по кадастру, процедуры и т.д.). В 2005 году Россия готовится вступить в ВТО. Со стороны ВТО есть требования по сокращению государственных дотаций в сельское хозяйства до среднего уровня ЕС.
Таблица 6.Уровень государственной поддержки сельскохозяйственных предприятий в %
Страна | Уровень государственной поддержки с/х |
---|---|
США | 34 % |
Канада | 35 % |
Страны ЕС | 38 % |
Австрия | 44 % |
Финляндия | 72 % |
Россия | 88-90 % |
ПРОГНОЗ: Case IH и New Holland, Claas и М.Ferguson будут бороздить поля России все более стройными рядами. На сегодня доля импортных машин невелика, но это не надолго. За последние 15 лет средние расходы на приобретение сельскохозяйственной техники были в пределах 5-6% от валовой продукции сельского хозяйства, которая в 2002 году равна 1049, 7 млрд. руб., следовательно, примерно 50 млрд. руб. - это та сумма, которая должна была быть направлена на приобретение с/х техники, но у с/х уже 170 млрд. просроченного кредита. Это тупик.
У государства деньги будут всегда - вопрос в том, что давать сельскохозяйственным и строительным предприятиям - деньги или машины? И если деньги, то сколько из них дойдет до цели. Вообще складывается парадоксальная ситуация: наименее платежеспособные предприятия, каковыми являются сельскохозяйственные, окажутся главной причиной освоения российского рынка дорогими импортными машинами. Ведь для устроителей конкурсов по закупке техники для государственных нужд сельскохозяйственные и строительные машины - это процедуры, цифры и знаки, вернее дензнаки (ничего личного).
Рынок машиностроения многообразен, в этой статье отмечены только некоторые важные факторы и тенденции, влияющие на различные его секторы. Но главное - это не самотекущие процессы, а вполне управляемые и прогнозируемые последовательности событий. Скрупулезно изучая эти события и реакцию рынка, можно научиться направлять их во благо отечества. Как говорил Чарльз Дарвин: "Главное правильно поставить вопрос и природа сама даст ответ".
по материалам журнала
СТРОИТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА И ТЕХНОЛОГИИ
Автор - СТРОГАНОВ Алексей Владимирович ООО "Пойнт #3"