Подробно ответить на вопросы журналиста Экскаватор Ру согласились:
- Денис Стрельцов, бренд-менеджер Yuchai в России (компания «Байтек Машинери»).
- Артём Соболев, бренд-менеджер Bawoo, Locust, MultiOne в России (компания «Байтек Машинери»).
- Максим Петренко, начальник сервисной службы филиала компании «Бизон ДСТ» в Москве.
- Представитель ООО «Еврокара-плюс».
- Иван Кондратьев, руководитель департамента маркетинга компании KOMTRANS Group.
Кондиционер и отопитель. Стандарт или всё ещё по спецзаказу?
Климатические условия в различных регионах РФ могут разниться довольно значительно: от предельно высоких до предельно низких температур. В связи с этим одни из наиболее востребованных элементов в комплектации кабины водителя — кондиционер и отопитель.
Источник фото: eurocaraplus.ruКлиенты запрашивают кабину с отопителем и кондиционером в зависимости от места работы техники
До сих пор на рынке нет единого подхода: одни производители поставляют технику с кондиционером или отопителем в базовой комплектации, другие предлагают их по спецзаказу. В том числе это актуально и для складской отрасли. «Чаще всего запрашивают кабину с отопителем и кондиционером в зависимости от места работы техники: только в помещении или работа подразумевается также на улице», — прокомментировал представитель ООО «Еврокара-плюс».
Схожая тенденция наблюдается в сегменте мини-техники. Рассказывает Артём Соболев: «Если мини-погрузчики MultiOne (Италия) всё-таки чаще используются в тёплое время года или для работы в помещениях, то бортовые мини-погрузчики — это в основном уличные машины с круглогодичным циклом использования. Остеклённая кабина с системой отопления для мини-техники Locust и Bawoo — это стандартная комплектация, а вот примерно 15% итальянских машин кабинами и отопителями не оснащаются».
В свою очередь, Денис Стрельцов («Байтек Машинери») подчеркнул, что сейчас клиенты стараются выбирать мини-экскаваторы, оснащённые как отопителем, так и кондиционером. И это действительно становится привычным — на всех моделях, где позволяет мощность двигателя, кондиционер есть уже в базовой комплектации.
Представитель KOMTRANS Group подтвердил: «Кондиционер в машинах XCMG в основном стоит изначально. Техника SHACMAN поставляется в стандарте с обновлёнными кабинами с отопителями и предпусковым жидкостным подогревателем».
Навесное оборудование. Что конкретно нужно заказчикам?
Из года в год производители выводят на рынок не только новые модели техники, но и навесное оборудование к ним. Конструкторы, опираясь на имеющийся спрос, дорабатывают популярные «навески», а также придумывают новые. Итак, что сегодня наиболее востребовано покупателями?
Источник фото: bizondst.ruПокупатели всё чаще не ограничиваются одним ковшом и приобретают дополнительное навесное оборудование
— Если раньше клиенту при покупке экскаватора было достаточно стандартного ковша, то теперь сразу заказывают и дополнительное навесное оборудование. Чаще всего приобретают гидромолоты — после ковшей это наиболее востребованный инструмент, — подчеркнул Максим Петренко («Бизон ДСТ»). — В то же время популярность набирают и гидроножницы, бетоноломы, вибропогружатели, просеивающие ковши, тилтротаторы.
Среди гидроинструментов для мини-экскаватора Денис Стрельцов («Байтек Машинери») опять-таки в первую очередь упомянул о гидромолоте. Также в числе лидеров продаж — ямобур. В числе более редких заказов — захваты для брёвен и строительного мусора, наклонные ковши и клыки-рыхлители. В целом, для мини-экскаватора приобретается от 2 до 5 дополнительных инструментов.
По словам представителя KOMTRANS Group, самое востребованное оборудование — это гидромолот, гидровращатель и лесной захват. Основная масса клиентов приобретает навесное оборудование под определённые проекты вместе с техникой. Но немало и тех, кто докупает навески на машины по мере возникновения новых задач, требующих специализированного рабочего оборудования.
Что касается владельцев складской техники, то заказчики в первую очередь обращают внимание на вилы. Также возможны поставки по спецзаказу кран-балки, ковша, захват-кипа, захвата бочек, ротатора.
Источник фото: baitekmachinery.ru«Байтек Машинери»: «При приобретении машин MultiOne 80% покупателей сразу приобретают и навески»
— Рынок сочленённых мини-погрузчиков невелик и только набирает популярность, соответственно, отечественных производителей навесного оборудования можно пересчитать по пальцам одной руки, — отметил Артём Соболев. — Именно поэтому при приобретении машин MultiOne 80% покупателей сразу приобретают и навески.
Самыми популярными позициями, произведёнными в РФ, являются челюстные ковши, подметальные щётки как с бункером, так и без него, снегометатели, отвалы, пескоразбрасыватели, а также гидровращатели. Что же касается итальянской навески, то тут пальма первенства принадлежит косилкам.
Ситуация с бортовыми мини-погрузчиками иная: так как данный сегмент более массовый, местных производств навесного оборудования достаточно много. А с учётом того, что оба бренда (и Bawoo, и Locust) оснащают свои машины весьма популярной посадочной плитой стандарта Bobtach, основная масса клиентов предпочитает докупать оборудование позже.
Дополнительная комплектация. Что ещё могут предложить дилеры?
Источник фото: bizondst.ruДля упрощения работы с навесным оборудованием «Бизон ДСТ» предлагает систему автоматизированного управления
— В связи с расширением ассортимента навесного оборудования наши клиенты стали больше заказывать дополнительные двухпоточные гидролинии, а также гидролинии для ротации, — рассказал Максим Петренко («Бизон ДСТ»).
При расширении ассортимента навесного оборудования неизбежно растут расходы на его обслуживание и ремонт. По словам спикера, отчасти эти затраты обусловлены неопытностью операторов. Порой бывает непросто разобраться в большом количестве индивидуальных настроек гидролинии: давление, расход рабочей жидкости для каждого оборудования. Для снижения таких рисков в компании предлагают систему автоматизированного управления. Она в автоматическом режиме изменяет параметры гидросистемы при смене навесок, что исключает риск поломок из-за неправильных настроек. Также эта система позволяет работать гидромолоту без холостых ударов. Дополнительно в компании рекомендуют использовать джойстиковое управление для работы со сложным оборудованием (гидроножницами, тилтротаторами и пр.).
Иван Кондратьев (KOMTRANS Group) подчеркнул, что в поставляемой компанией технике джойстик в основном идёт в базовой комплектации: «Очень редко клиенты делают запросы на рычаги, потому что всем требуется увеличение скорости погрузки. По нашим наблюдениям, средний самосвал оператор грузит на 10-20% быстрее на джойстиках, чем на рычагах. Джойстики даже могут быть преимуществом для сотрудника, который устраивается к вам на работу, потому что они облегчают и упрощают работу оператора».
Источник фото: komtrans24.ruKOMTRANS Group поставляет технику XCMG преимущественно в максимальной комплектации
В целом техника XCMG поставляется преимущественно в максимальной комплектации. В неё также входят предпусковой жидкостный подогреватель, дополнительный отопитель — сухой фен в кабину, кондиционер, дополнительная гидролиния на погрузчиках и экскаваторах, подготовка под гидромолот и т.д.
— С учётом достаточно серьёзных стандартных комплектаций бортовых мини-погрузчиков, запрос опциональных вариантов сводится в основном к увеличенному гидропотоку (High-flow), дополнительным противовесам и системам кондиционирования, — рассказал А. Соболев. — Что касается мини-техники MultiOne, то здесь в перечень самых востребованных опций входят дополнительные противовесы, системы предпускового подогрева двигателя, задние гидравлические выходы, фаркопы и дорожное освещение.
Источник фото: baitekmachinery.ruПомните: за дополнительным увеличением глубины копания следует снижение грузоподъёмности и вырывного усилия
Денис Стрельцов («Байтек Машинери») обратил внимание на один важный нюанс, касающийся желания владельцев техники всё больше расширять её возможности: «Владельцы в первую очередь стараются увеличить глубину и дальность копания. Потому запросы на удлинённую рукоять экскаватора или даже адаптер-удлинитель появляются регулярно. Но вместе с приходом понимания, что удлинение рукояти имеет и недостаток, который выливается в снижение грузоподъёмности и вырывного усилия, происходит отказ от этого мнимого улучшения».
Ещё один аспект, на который указал спикер, — мало кто обращает внимание на освещение рабочей площадки. Да, современные фары дают более яркий и ровный свет, а надстройка экскаватора вращается, позволяя осветить фронтальными фарами всё вокруг. Но гораздо удобнее, когда оператор может разглядеть обстановку со всех сторон, лишь повернув голову. Именно поэтому Yuchai обязательно ставит фару и сзади.
Новые опции и возможности. Что действительно востребовано?
Источник фото: exkavator.ruВсё чаще клиенты хотят, чтобы техника оснащалась автоматизированными системами управления
В последнее время всё большую популярность набирают автоматизированные системы управления техникой, в большинстве своём исключающие «человеческий фактор». По словам Ивана Кондратьева (KOMTRANS Group), всё больше запросов появляется на роботизированное управление. Так, чаще всего клиенты хотят, чтобы асфальтоукладчики поставлялись сразу с системой МОВА. Это сложная система стоимостью 10–12 млн руб. (более половины стоимости самой машины), которая позволяет управлять техникой с пультов с привязкой к GPS-навигации. С помощью разработки качество укладываемого полотна повышается и становится проще соблюдать проектные требования. И если чаще всего система МОВА — это ода из допопций, то, например, на асфальтоукладчике XCMG RP603 она входит в базовый комплект поставки. Этой же системой интересуются порой и те, кто хочет приобрести автогрейдер.
— Не сильно востребованы у покупателей такие опции, как система централизованной смазки, автоматическая система пожаротушения, система мониторинга транспорта, бортовые системы для взвешивания груза, — рассказали в компании KOMTRANS Group.
Источник фото: eurocaraplus.ruНа рынке постепенно набирают популярность технологии телеметрии
В сегменте складской техники к числу новых функций добавилось оснащение погрузчиков телеметрией с выгрузкой данных в облако, на сервер. Телеметрия позволяет отслеживать локацию, условия эксплуатации техники, нагрузку, учитывать рабочее время. «Новинка распространяется постепенно, с ростом внедрения IT-технологий и уменьшения стоимости для покупателя», — прокомментировал представитель «Еврокара-плюс».
Максим Петренко, начальник сервисной службы филиала компании «Бизон ДСТ» в Москве, подытожил свои наблюдения за развитием отрасли: «Сегодня строительная отрасль переживает бум, а вместе с ней растёт и рынок спецтехники. Опции, которые недавно можно было установить только по заказу, сейчас являются стандартными. Думаю, что уже в ближайшем будущем в базовую комплектацию экскаватора будут входить система управления любым дополнительным оборудованием с функциями распознавания, с автоматическими циклами работы оборудования, сохранением информации о наработке и проведённых ТО».