«Расклад в некоторых сегментах может сильно удивить». ID-Marketing об изменениях в структуре импорта
Журнал Строительная техника и оборудование
Скачать PDF

«Расклад в некоторых сегментах может сильно удивить». ID-Marketing об изменениях в структуре импорта

СКАЧАТЬ PDF
20 декабря 2022
Подводим итоги года на рынке импортной техники вместе с Андреем Ловковым, директором аналитической компании ID-Marketing. Разбираемся, кто ушёл из России, а кто после паузы возобновил поставки, а также анализируем данные в разрезе стран и типов оборудования

Андрей Ловков, директор аналитической компании ID-MarketingИсточник фото: id-marketing.ruАндрей Ловков, директор аналитической компании ID-Marketing

— Какие крупные производители, согласно таможенной статистике, остановили поставки спецтехники в Россию (по различным сегментам)? Можно ли выделить месяц, в который произошли основные изменения с этой точки зрения?

— Сперва отвечу на вторую часть. Начало СВО пришлось на конец февраля, поэтому снижение активности было заметно уже в марте. Далее до мая наблюдалось общее падение поставок спецтехники. Это если брать итоговые цифры. Но внутри категорий наблюдались более сложные процессы, которые в основном были связаны с замещением китайскими производителями объёмов импорта техники из недружественных стран.

Касательно структурных изменений по производителям всё сложнее. Есть те, кто значительно сократил поставки в целом по всему модельному ряду: Volvo, Bobcat, John Deere, Hiab, Unic, Palfinger, Genie, Hamm, Haulotte, JLG, Wacker Neuson, Vogele, Wirtgen, Weidemann.

Ряд компаний ушли из нескольких сегментов, сохранив (насколько это возможно) своё присутствие в других. Например, в случае с Komatsu прекратились (или практически прекратились) поставки экскаваторов-погрузчиков, бульдозеров, карьерных самосвалов, автогрейдеров и ряда других машин, но продолжился импорт экскаваторов. Если говорить о Liebherr, то не осуществляются поставки автокранов и башенных кранов, но фронтальные погрузчики и экскаваторы продолжают поступать в страну.

[bnr_240x400]

Но ещё больше тех производителей, которые резко сократив, а иногда и остановив импорт своей продукции в марте–июне, продолжили поставки в последующие месяцы (как правило, в меньших объёмах).

В 2022 году доля Китая на российском рынке спецтехники прогнозируемо увеличилась во всех сегментахИсточник фото: exkavator.ruВ 2022 году доля Китая на российском рынке спецтехники прогнозируемо увеличилась во всех сегментах

— По каким сегментам объёмы импортных поставок в настоящий момент значительно просели в сравнении с прошлыми годами? По каким направлениям китайские производители ещё не смогли активизироваться в полной мере?

— Здесь ответ находится отчасти в самом вопросе. Продажи за январь–октябрь 2022 года по отношению к аналогичному периоду прошлого снизились в тех сегментах, где доля представителей Поднебесной была сравнительно небольшой до сложившейся ситуации. Речь идёт о сочленённых самосвалах, асфальтоукладчиках, телескопических погрузчиках, дорожных фрезах, перегружателях, экскаваторах-погрузчиках, АГП и КМУ.

Отдельно хочется отметить отрасли, где и до начала СВО Китай был в «топе», но после ухода ряда производителей китайские марки буквально «расправили крылья». К таким относятся автокраны (рост импорта на 142%, доля Китая — 98,8%), карьерные самосвалы (+75%, доля — 74,4%), экскаваторы (+40%, доля — 55,7%) и, конечно же, фронтальные погрузчики (+34,3%, доля — 96,7%).

— Какова сейчас статистика по странам-импортёрам? Из каких стран (кроме Китая) сейчас осуществляется основной объём поставок? Каковы доли Турции и Южной Кореи?

— Конечно же, Китай стал основным локомотивом, который задал общий вектор развития на российском рынке после начала СВО (если не говорить про отдельные виды техники, где отечественные производители также смогли начать активную работу). Доля представителей Поднебесной прогнозируемо увеличилась во всех без исключения сегментах в сравнении с предыдущими периодами.

Однако есть сегменты, где, несмотря на рост доли представителей Китая, в лидерах бренды других стран. В первую очередь это экскаваторы-погрузчики, где лидирует Турция, увеличившая в полтора раза импорт в сравниваемых периодах и занимающая теперь 40% от всего ввоза. У Южной Кореи значительные доли в сегментах АГП (98%) и КМУ (76%). В целом, если брать анализируемые позиции по технике, объёмы импорта Турции в 2022 году увеличились на 54,3%, Южной Кореи — на 5%.

Редакция рекомендует:
Массовое применение роботов в промышленности уже не за горами, считают в холдинге «ИНТЕХРОС»

— Можете ли оценить, изменился ли в 2022 году спрос на статистическую и аналитическую информацию от участников рынка? Стали ли компании уделять больше внимания анализу конкурентов?

— Здесь тоже произошёл вопрос замещения, но активности китайских производителей в нашем секторе не наблюдается. Пока есть огромные возможности, некогда заниматься статистикой, хотя, конечно же, есть отдельные обращения и со стороны представителей Поднебесной.

Однозначно подобные ситуации заставляют компании, которые занимались прямыми продажами, обращаться к нам за получением объективной информации, т.к. очень часто видение людей значительно отличается от того, что реально происходит на рынке. Я могу с уверенностью сказать, что тот, кто не следит за текущими изменениями, сильно удивится, увидев расклады в некоторых сегментах, идущие в разрез с общим пониманием ситуации. Кроме того, компании стали изучать возможности других производителей с целью изменения своей ассортиментной политики.

— Оцените в целом ситуацию на рынке импортной спецтехники в 2022 году.

— Динамика любой кризисной ситуации развивается примерно по одному сценарию: падение, стагнация, рост. Сейчас можно наблюдать что-то похожее даже в рамках одного года. Несмотря на всю сложность, рынок движется, значительно изменив внутреннюю структуру. Чем дольше будут действовать различного рода санкции, тем сложнее будет всем «ушедшим» вернуться, заняв прежние позиции, а для некоторых игроков «сложно» можно будет заменить на «невозможно».

Оцените, пожалуйста, статью,
нам очень важно ваше мнение:
4,25
5
1
12
Лучшие материалы Экскаватор Ру у вас на почте! Никакого спама
Подписаться
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы даете свое согласие на обработку персональных данных.