Источник фото: daltimbermash.ruАндрей Николаев, директор по продажам спецтехники АО «Дальтимбермаш»
— Как Вы оцениваете ситуацию на российском рынке техники?
— Западные бренды прекращают свою деятельность — кто-то быстро, кто-то медленно. Однако спрос на спецтехнику есть. Нужны самосвалы, экскаваторы. Китайские производители понимают, что у них появился шанс восполнить пробел из-за ухода западных конкурентов. И Китай активно над этим работает.
В частности, китайские производители нарастили долю поставок самосвалов в Россию в 4 раза по сравнению с началом года. Если ранее доля китайских самосвалов была порядка 10%, то к ноябрю она составила более 40%. Примерно то же самое в сегменте экскаваторов. Китайские производители активно замещают продукцию на всех рынках, где присутствовали западные производители, а также отечественные, которые использовали в производстве западные комплектующие.
Наша компания не исключение. После ухода премиальных американских и европейских брендов мы заключили дилерство с SANY и Mesda — это также премиальные бренды, но уже производства Китая.
Источник фото: daltimbermash.ruКитайские производители активно замещают недостающую продукцию во всех сегментах российского рынка
Если говорить об отдельных отраслях промышленности, то в добывающей, строительной и дорожной существенных изменений мы не наблюдаем. Однако проблемы сейчас испытывают лесное, золотодобывающее и сельскохозяйственное направления.
Лесозаготовительная отрасль находится в плачевном состоянии — в связи с тем, что ограничения на экспорт и цена на продукцию сейчас не позволяют вести какую-то инвестиционную деятельность. Лесная деятельность в целом сейчас видится экономически невыгодной.
Золотодобывающая промышленность проседает, поскольку сейчас стоимость золота и себестоимость производства для многих компаний невыгодна. В частности, для тех, кто занимается рассыпным золотом.
Также не совсем понятная ситуация в сельском хозяйстве, на которое также достаточно ощутимое влияние оказала мобилизация.
— С какими финансовыми показателями ваша компания заканчивает 2022 год?
— Что касается объёма продаж строительных машин, то он стал чуть больше (в связи с тем, что китайская техника дешевле, чем машины производства США и других западных стран). Однако прибыль уменьшилась.
Так, по результатам полугодия в сегменте дорожно-строительных машин у нас продано единиц техники SANY столько же, сколько в этом же сегменте в прошлом году, однако прибыль с продаж сократилась на 20%.
Снижение общей прибыли связано также с тем, что в начале года образовалась лакуна: перестали поставляться западные машины и запчасти. Долгое время была подвешенная ситуация, происходила смена поставщика.
— По вашим прогнозам, что стоит ожидать участникам рынка в 2023 году?
— «Дальтимбермаш» — компания, основной рынок которой расположен на Дальнем Востоке, поэтому мы постоянно отслеживаем ситуацию в регионе.
На Дальнем Востоке покупательская способность всегда была ниже, чем на западе. Но масштабные инвестиционные проекты, такие как Тихоокеанская железная дорога, развитие крупных угольных проектов, дают надежду, что рынок будет существовать. Причём доля продаж китайских машин, как брендов среднего сегмента, так и премиального, к которым относится реализуемая нами техника SANY, будет увеличиваться.
Источник фото: daltimbermash.ruМнение: рынок всё ещё существует и продавать технику в России можно
Ожидаем того, что китайской техники станет ещё больше, т.к. нет западных поставщиков, а отечественные работают во многом на нужды СВО. Будут появляться и развиваться новые китайские игроки. Ряд крупнейших добывающих компаний уже сменили поставщиков с японских и американских на китайские.
Процесс по смене брендов будет происходить ещё долго, т.к. для самих китайских производителей это тоже новая ситуация.
В целом мы ожидаем, что строительная отрасль будет продолжать работу. Железная дорога будет строиться. Также известно, что выделяются деньги на строительство автомобильных федеральных дорог.
Трудно загадывать, как сложится следующий год. Но если производственная деятельность и состояние экономики останутся на прежнем уровне, то мы видим позитив — рынок всё ещё существует и продавать технику в России можно.