Динамика положительная. Об импорте спецтехники за 2014–2022 годы
— Общая динамика импорта начиная с 2016 года имела явную тенденцию к росту, пусть и минимальному. Уже в 2017–2019 гг. увеличение объёма поставок техники в страну стало более очевидным. Что касается 2020 года, то по известным причинам он закончился с отрицательными показателями (падение составило порядка 5%). Учитывая действовавшие на тот момент повсеместные ограничения и запреты, это, несомненно, является положительным результатом, — рассказал Андрей Ловков.
Ежемесячная динамика импорта спецтехники в РФ за 2014–март 2022 гг., шт.
Стоит отметить, что эксперты, анализируя динамику на рынке, часто отталкивались в суждениях именно от показателей 2014 года (т.е. пиковых посткризисных значений). Но в 2021 году впервые появилась возможность полноценного сравнения докризисных и текущих показателей. Если объём импорта за первые месяцы 2021 года оказался несколько меньше в сравнении с показателями 2014 года, то по итогам всего 2021 года мы смогли увидеть плюсовые значения (рост составил практически 22%).
В январе–марте 2022 года можно говорить о значительном росте импортного сегмента спецтехники, который составил 21% в сравнении с аналогичным периодом 2021 года. И это понятно, ведь год назад мы все выходили из так называемого состояния пандемии. Сравнивая текущие показатели с 2014 годом, становится очевидно, что данные цифры не только возвращают нас к докризисным показателям, но и на 17,5% их опережают.
Сравнительная динамика импорта спецтехники за январь–март 2014–2022 гг., шт.
Несколько слов стоит сказать и о возрастной структуре рынка. На графике видно, что введение утилизационного сбора повлияло на ввоз подержанной техники (падение поставок наблюдалось в 2016–2019 годах). Но уже в 2020 году импорт бывших в эксплуатации машин стал расти большими темпами (доля б/у техники составила порядка 12,5%).
Возрастная структура импорта спецтехники в январе 2014–марте 2022 гг., шт.
Рост поставок экскаваторов в I квартале 2022 года составил 90%
Анализируя объёмы поставок спецтехники за январь–март 2014–2022 годов, спикер подчеркнул, что если по итогам полного года зачастую лидерство принадлежало экскаваторам, то начало года с примерно 2017-го однозначно оставалось за фронтальными погрузчиками. Исключением стал аналогичный период текущего года, когда объём импорта экскаваторов (доля составила 37,4%) в январе–марте значительно превысил показатели остальных видов техники. На второй позиции по объёмам – фронтальные погрузчики. Экскаваторы-погрузчики замыкают тройку лидеров.
Для более детального понимания изменений структуры рынка проследим динамику по основным видам техники с 2014 года. Очевидным фактором стало падение поставок в 2015 году во всех сегментах, но уже в 2017 году можно было наблюдать увеличение импорта. В остальные анализируемые периоды мы видим различные ситуации: как рост, так и падение поставок.
Анализируя динамику за все периоды по отдельным видам техники, однозначно стоит отметить экскаваторы и фронтальные погрузчики, которые наиболее планомерно и поступательно ввозились в страну. В итоге, если сравнить с 2014 годом, объёмы импорта в I квартале 2022 года по этим позициям оказались выше: по экскаваторам — на 90%, по погрузчикам — на 6%.
Объёмы импорта спецтехники в январе–марте 2022 гг., шт./%
Лидерство Китая остаётся неизменным. Разговор о странах-производителях спецтехники
Перейдём к анализу структуры импорта по странам, где была выпущена техника, которая впоследствии импортировалась в РФ. За последние 8 лет топ-5 ведущих стран претерпел некоторые изменения, но лидерство Китая осталось неизменным.
В первую очередь бросается в глаза нарастание доли продукции из КНР. В 2022 году мы можем наблюдать значительную долю представителей Поднебесной, которые уже заняли более половины рынка (52%) по рассматриваемым машинам. А главное, что увеличилась не только доля, но и объёмы в натуральном выражении. В нынешнем квартале техники, собранной в Китае, было импортировано на 90% больше, чем в январе-марте 2014 года. И это при том, что первые отголоски кризиса 2014 года начали проявляться только к концу 2014 года, а в начале 2014 года были зафиксированы хорошие объёмы поставок.
Теперь перейдём к самой структуре. Одна из неизбежных тенденций современного рынка спецтехники — перераспределение производственных мощностей с целью снижения затрат. Ранее в качестве основной площадки для иностранных производств выступал Китай (отметим, что доля иностранных брендов в Китае даже в первом квартале составила порядка 20% от общего числа всей продукции китайской сборки). Среди основных марок — Caterpillar, Komatsu, Hitachi, JCB, John Deere, Bobcat, Liebherr и др. Но с течением времени отдельные европейские и американские бренды наладили сборку техники в Индии: на её территории собирается продукция под марками JCB, Case, New Holland, Caterpillar и пр.
Структура импорта спецтехники в РФ по странам происхождения, % (натур. выраж.)
Отметим также виды машин, которые поставляют нам ведущие страны-производители. Наиболее популярной техникой китайской сборки являются фронтальные погрузчики: их доля в рассматриваемом периоде 2022 года составила 92,7%. Динамика импорта китайских экскаваторов также позволяет говорить о росте популярности данных машин в России. Причём если ранее к нам везли преимущественно технику, собранную зарубежными компаниями в Китае, то теперь всё большую долю занимают местные производители (к примеру, Sany, SDLG), импорт продукции которых особенно вырос в первом квартале 2022 года. При этом доля экскаваторов китайской сборки (с учётом иностранных брендов) в рассматриваемом периоде достигла 43,5%. Всё большую популярность приобретают мини-погрузчики с бортовым поворотом из Поднебесной.
Основой ввоза техники японских брендов являются экскаваторы, на долю которых приходится 77% машин японского производства. Причём большинство машин — это подержанные мини-экскаваторы. Ещё более значительная доля у экскаваторов в производственной структуре Южной Кореи. В первом квартале на технику данного сегмента пришлось 96%. Если говорить про Великобританию, то здесь основу составляет бренд JCB, а значит, экскаваторы-погрузчики и телескопические погрузчики. Индия является важной производственной площадкой для ряда мировых производителей, которые в рассматриваемый период в основном ввозили в Россию из данной страны экскаваторы-погрузчики и мини-погрузчики с бортовым поворотом.
Основные виды импортируемой техники по странам происхождения за январь–март 2022 года, шт.
Лидер на рынке импортной спецтехники — JCB
Теперь перейдём к маркам, т.е. к основным игрокам на рынке спецтехники. Сразу хотелось бы отметить, что вся ведущая десятка производителей, за исключением, пожалуй, XCMG, имеет по итогам сравниваемых периодов 2022 и 2021 годов положительные показатели. Уверенно возглавляет рейтинг марка JCB, которая увеличила объёмы импорта в начале 2022 года сразу на 30%. При этом доля британского производителя в общем объёме импорта увеличилась на 2%. JCB ввозил к нам технику, собранную в Великобритании, Индии и Китае.
Вторая позиция — SDLG (единственная марка, которая сократила объём импорта своих машин в сравниваемых периодах). Но стоит отметить, что год назад именно в первом квартале 2021 года компания и её дилеры ввезли 46% от всего импорта за 2021 год.
Кomatsu разместилась на третьей позиции с техникой, собранной в Японии. Однако порядка 180 машин пришло к нам из Китая, и это в основном экскаваторы. Суммарный рост показателей японского производителя составил 46%.
Крупнейший в мире производитель стройтехники — компания Caterpillar — расположилась на четвёртой позиции. Производитель имеет самую широкую географию выпускаемой для российского рынка техники: машины собирались в 10 странах, в том числе в Китае, Японии и Индии.
Марочная структура импорта спецтехники в январе–марте 2022 года, % (натур. выраж.)
Основу продукции JCB составляют экскаваторы-погрузчики и телескопические погрузчики. В обеих категориях британская компания располагается в рейтинге на первых местах по объёму ввоза.
Китайские представители рынка SDLG и XCMG — это в первую очередь фронтальные погрузчики, причём SDLG лидирует по объёму импорта в данном сегменте. Стоит отметить значительный рост ввоза в Россию экскаваторов SDLG, в том числе благодаря компании «Русбизнесавто».
Komatsu лидирует на рынке экскаваторов. Марка Caterpillar представлена во всех рассматриваемых сегментах, за исключением телескопических погрузчиков. Под указанным брендом в страну поставляются экскаваторы, экскаваторы-погрузчики и бульдозеры.