Источник фото: deltaparts.ruИлья Иванов, руководитель товарной группы департамента агрегатов и запасных частей в ООО «Дельта-партс»
— Какова сейчас ситуация на рынке запчастей в России?
— Можно сказать, что рынок запасных частей для строительной, коммунальной и горнодобывающей техники сейчас встал на паузу. Официальные дилеры отгружают продукцию только со склада и не принимают заказы под поставку, так как не могут размещать свои заказы. Предварительно они подняли прайсы согласно новым курсам валют и, видимо, заложили дополнительно свои издержки в стоимость запасных частей, что способствовало увеличению стоимости на 50% и более. Поставщики ищут альтернативные способы поставки комплектующих, альтернативные бренды для поддержания наличия складских запасов. Рассматриваются варианты локализации и импортозамещения.
В то же время крупные добывающие компании в России разместили заказы на запчасти, чтобы обеспечить себя комплектующими хоть на какой-либо период, осуществив предоплату и «застолбив за собой» фактически всю оставшуюся продукцию.
Источник фото: deltaparts.ruУчастники рынка ищут альтернативные способы поставки комплектующих
— Можете ли вы спрогнозировать, как выросший курс доллара и логистические проблемы отразятся на будущих поставках импортных комплектующих в Россию?
— Логистические проблемы увеличат сроки поставки минимум в два раза. Не будет возможности срочной авиадоставки, что заставит заняться более внимательным планированием и, возможно, затариванием складов.
Не стоит выделять отдельно доллар, нужно смотреть на курсы валют в целом, так как поставщики находятся в различных странах — Евросоюз, Турция, Китай, Корея и так далее. Ожидается повышение себестоимости, в которую будет включены все дополнительные издержки. Это в свою очередь потянет за собой повышение стоимости услуг, которые в конце концов, благодаря рыночной экономике, стабилизируют и отстроят цены на рынке.
— Вы уже упомянули значительно увеличение цен. Чего ждать в ближайшие полгода?
— Минимальная стоимость запасных частей увеличилась на 40% и более. Далее возможны различные сценарии, в том числе переход к более доступным и менее качественным аналогам запасных частей. Это как минимум оставит стоимость продукции на текущем уровне, при лучшем раскладе — снизит стоимость запчастей. Но, как правило, это приводит всего лишь к повышению рентабельности и аппетитов торгующих компаний.
Источник фото: deltaparts.ruМинимальная стоимость запасных частей увеличилась на 40% и более
— Смогут ли китайские и российские производители комплектующих заменить европейские и американские аналоги?
— Полное замещение невозможно, ни одна страна мира полностью не обеспечивает себя. Если Россия возьмет пример с Китая и начнёт полностью копировать технологии и производства, в течение последующих 5–10 лет возможно замещение 60–70% технологий, но не более. Но при этом ничего не мешает российским или китайским производителям изобрести свое, не стараясь копировать. Техническое наследие Советского союза это может позволить, стоит разморозить разработки и теории советских ученых.
— Какие позиции можно заменить на продукцию российского производства? А что будет заменить наиболее сложно?
— Возможно заменить всё, вопрос лишь в качестве и эксплуатационных свойствах. Страдать будет точность. При этом изготовление чипов или сложной электроники на данный момент просто невозможно, на это потребуются годы или даже десятилетия.