Мнение: критерии локализации подвинули в сторону иностранных партнёров
Журнал Строительная техника и оборудование
Скачать PDF

Мнение: критерии локализации подвинули в сторону иностранных партнёров

СКАЧАТЬ PDF
17 февраля 2022
Планка машиностроительного импортозамещения опять «сползла» на крупноузловую сборку. Такое мнение высказано в материале, опубликованном в официальном издании форума-выставки «ГОСЗАКАЗ»

В январе Минпромторг решил ослабить требования по локализации для иностранных сборочных предприятий в рамках специнвестконтрактов (СПИК). Отверточное лобби продавило свои условия работы на российской территории. О проблеме высказался Владимир Путин.

Термин дня — «критерии локализации». По словам Президента, они «должны быть понятны инвесторам». «Это тоже очень важный вопрос. Можно написать и 70%, и 75%, а на самом деле там и 20% не будет», — сказал глава государства.

Он напомнил, что накануне провёл большую встречу с представителями иностранных компаний в рамках мероприятия высокого уровня «Давосская повестка дня». «Все прекрасно понимают то, чем мы занимаемся. Это в интересах нашей национальной экономики. Мы добиваемся повышения уровня локализации тех инвесторов, которые приходят на наш рынок. Мы их поддерживаем, допускаем их, кстати говоря, и к госзакупкам тоже, поддерживаем их финансово», — рассказал президент, подчеркнув, что некоторые меры поддержки абсолютно беспрецедентны. «В европейских странах ничего подобного государство в отношении иностранных инвесторов не делает», — сообщил Путин.

Замещение технологий, экспорт невосполнимых ресурсов

Мнение: Россия импортирует технологии и детали извне на сверхвыгодных для инвесторов условияхИсточник фото: exkavator.ruМнение: Россия импортирует технологии и детали извне на сверхвыгодных для инвесторов условиях

Итак, Россия идёт «уникальным» курсом, импортируя технологии и детали извне на сверхвыгодных для инвесторов условиях. Существуют критерии «приземления» чужих технологий в РФ, которые Президент призвал сделать реалистичными. Но есть ли у этого пути конкретная стратегическая государственная цель, кроме ситуативных: наполнения рынка, сбора налогов и извлечения прибыли? Пока не очевидно.

[bnr_240x400]

Локализация здорового человека — это овладение недостающими технологиями нового уровня, по объективным причинам временно недоступными для страны, при максимальном сбережении и даже тепличном вскармливании собственных компетенций и автономных ресурсов.

Локализация больного человека — это рыночное замещение своих (отстающих) технологий чужими — под сомнительные дивиденды от эксплуатации местной рабочей силы, инженерной инфраструктуры и научных кадров. И без внятных гарантий присвоения хотя бы той доли средств производства, которая не является наукоёмкой.

Именно вокруг таких гарантий сейчас идёт дипломатический торг между правительством страны и иностранными инвесторами. Когда же Российской Федерации наконец-то доверят заниматься операциями штамповки, сварки, окраски, производством автомобильных ковриков и педалей? Это «рывок» или «вставание с колен»?

Педали и красивый руль

Балльная система поддержки отечественного автопрома была введена в 2019 году. Для получения господдержки сборщики должны в совокупности набирать определённое количество баллов за технологические операции, обязательства по выполнению которых предусмотрены специальным инвестиционным контрактом. Баллы начисляются при условии, если эти операции фактически выполняются на территории России.

Однако автосборочные компании посчитали такие условия невыносимыми. Поэтому из условий СПИК исключаются требования по достижению высокого уровня локализации 90% продукции. Ведомством разработан проект соответствующего постановления.

  • Согласно документу, требования о том, что в течение каждого года действия контракта компании (при производстве не менее 90% легковых машин, грузовиков и автобусов) должны набрать не менее 7 тыс. баллов по технологическим операциям, предлагается распространить только на «старые» СПИКи, которые регламентируются постановлением правительства №708 ‎от 16 июля 2015 г. (только на контракты по производству традиционных автомобилей по механизму СПИК 1.0).
  • Напомним, СПИК — это рамочный инструмент, гарантирующий компании не ухудшение условий ведения бизнеса в РФ на срок контракта и налоговые льготы в обмен на обязательства по локализации производства. Он же является основным критерием подтверждения российскости. Срок действия СПИК, заключаемых до 2019 г. (СПИК 1.0), составлял 10 лет, затем их продлили до 15–20 в зависимости от объёма вложений.

СПИК не для всех

Ассоциация «Росспецмаш» обратилась в правительство с просьбой не сдавать иностранцам внутренний рынокИсточник фото: exkavator.ruАссоциация «Росспецмаш» обратилась в правительство с просьбой не сдавать иностранцам внутренний рынок

Бонусами СПИК пользуются не только автосборщики. За бесплатным сыром охотно идут и производители спецтехники. Парадоксально, что в условиях российской экономики для иностранных инвесторов этот «сыр» действительно бесплатный. По оценкам экспертов, все «тяготы» локализации обходятся иностранным партнёрам примерно в 10% от ожидаемых прибылей. Зато отечественный производитель, надеющийся «поживиться» за счёт государственных льгот, рискует попасть в настоящую мышеловку.

Редакция рекомендует:
Обзор бульдозеров из России и Китая, которые обладают усиленными элементами конструкции

Характерный пример — ситуация вокруг промышленной сборки экскаваторов и телескопических погрузчиков, возникшая в прошлом году. Есть несколько претендентов на растущий внутренний рынок РФ. Один из которых британская JCB: компания подала две заявки на подписание специнвестконтрактов. Российские машиностроители считают это ударом по своим проектам. Ассоциация «Росспецмаш» (отраслевое объединение отечественных предприятий сельхозмашиностроения и спецтехники) обратилась в правительство с просьбой не сдавать иностранцам внутренний рынок. Именно так, по мнению российского отраслевого сообщества, выглядит ситуация.

По оценке «Росспецмаша», годовой объём потребления телескопических погрузчиков в России составляет 2 000 шт., практически весь спрос закрывается импортом. В частности, техникой Manitou, Weidemann, Bobcat, Caterpillar, CNH и JCB. Из российских производителей в этом сегменте представлена ООО «ОМГ СДМ». Компания использует российский двигатель, ходовую, кабину и металлоконструкции стрелы.

«Проведение конкурса на право заключения СПИК по производству экскаваторов-погрузчиков и телескопических погрузчиков, локализацию двигателя приведёт к тому, что иностранная компания будет освобождена от необходимости выполнять требования постановления правительства № 719, но получит доступ ко всем программам господдержки», — рассказал «Ведомостям» владелец и гендиректор Объединенной машиностроительной группы (ОМГ) Дмитрий Стрежнев.

Российские же компании, которые уже инвестировали в производство компонентов или планировали начать реализацию проектов по импортозамещению в данных сегментах, в сложившихся неравных условиях конкуренции будут вынуждены пересмотреть свои инвестиционные планы или вовсе свернуть отдельные проекты, понеся серьёзные убытки, считает Стрежнев. Реальные интересы в данном сегменте есть и у группы «Ростсельмаш». Производством займётся строящийся тракторный завод в Ростове-на-Дону, где для этих нужд создается специальный конвейер. Общий объём инвестиций составляет более 6 млрд руб.

Но кажется, помощь нашим британским партнёрам важнее, чем сохранение суверенных технологических ниш за российскими предприятиями, даже когда эти ниши — последний шанс удержать компетенции в машиностроении.

Машиностроение начинается с рынка сбыта

Опыт развитых экономик мира говорит о том, что все промышленные «рывки» обеспечены надёжными схемами сбытаИсточник фото: exkavator.ruОпыт развитых экономик мира говорит о том, что все промышленные «рывки» обеспечены надёжными схемами сбыта

Ситуация со спецтехникой лучше всего доказывает аксиому — машиностроение начинается с рынка сбыта. Все остальное — это наживные второстепенные факторы.

Заниматься импортозамещением, сдавая свой внутренний рынок в аренду иностранным конкурентам, — это гениальный план, до которого ещё никто не додумывался в истории.

Опыт развитых экономик мира говорит о том, что все промышленные «рывки» обеспечены надёжными схемами сбыта. Германия сделала шаг вперёд (получив после плана Маршалла доступ к рынку США), аналогичным образом состоялось машиностроение Японии. Судостроение стало магистральной отраслью в экономике Кореи, после того как внутренний рынок на десятилетия законсервировали для любых инъекций извне.

Сдавая внутренний рынок в аренду за стеклянные бусы, важно не допустить уничтожения иностранной компанией уже действующих в стране производственных цепочек путём их замещения глобальными. Иначе процесс локализации превращается в процесс пожирания технологического суверенитета иностранными резидентами. На протяжении последнего десятилетия инвесторы проводили в РФ именно замещающую локализацию.

На этом фоне похоронно звучит новогодняя новость о технологическом банкротстве Ульяновского автозавода — последнего российского производителя легковых машин. УАЗ недавно заявил о прекращении разработки новых автомобилей. Проектирование и запуск в серию совершенно новой машины стоит огромных ресурсов. Вернуть эти инвестиции при нынешней политике ЦБ с удушающей национальное производство процентной ставкой, беднеющем и сокращающемся населении, невозможно. Характерно, что КНР приобретают на душу населения в 2 раза больше автомобилей, чем в России. В общей сложности в РФ продается 1,5 млн авто. Платежеспособный спрос падает. Мощности имеющихся автозаводов страны (включая иностранные сборки) загружены наполовину. В 2021 году РФ произвела автомобилей на 1 тыс. населения меньше Испании. Контроль за технологиями и стоимостью можно обеспечить, только обеспечив рынок сбыта с несколькими десятками миллионов платежеспособных активных потребителей. Теоретически, это возможно, запустив реальную, производящую экономику страны, создав те самые 25 млн высокотехнологичных рабочих мест, о которых десять лет тому назад говорил в майских указах Владимир Путин, и присоединив к этим гипотетическим потребителям рынки ЕАЭС и бывшего СССР. Население, которому уготованы только вакансии продавцов и охранников, никогда не сможет обеспечить спрос на новые машины.

Автор: Андрей Троянский 

Источник: zakupki-digital.ru

 

Новости Экскаватор Ру: лучшие материалы и циклы статей

Оцените, пожалуйста, статью,
нам очень важно ваше мнение:
4
4
4
1
Лучшие материалы Экскаватор Ру у вас на почте! Никакого спама
Подписаться
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы даете свое согласие на обработку персональных данных.