— Ольга, расскажите, как вы стали машинистом погрузчика?
— Можно сказать, что в профессию я попала случайно. До 46 лет я даже автомобиль водить не умела. 20 лет проработала аппаратчиком на очистных сооружениях. И неожиданно в 2011 году на семейном совете мы решили, что мне нужно получить водительское удостоверение. А после того, как у меня была открыта категория «В», увидела объявление о том, что набираются группы по обучению машинистов перегружателя. Думала, выучусь на всякий случай. До последнего сама не верила, что буду машинистом. А потом быстро втянулась, и теперь получаю огромное удовольствие от своей работы.
Источник фото: exkavator.ruОльга во время проведения конкурса Top Driver SDLG в Новокузнецке
— Было трудно управлять техникой в самом начале?
— На удивление, нет. У меня с самого начала хорошо получалось управлять перегружателем. Я всегда старалась прочувствовать машину. Со временем появилась и скорость выполнения операций. Сразу я работала на Sennebogen 830, потом — на Liebherr L580 грузоподъемностью около 9 тонн. Сейчас гружу уголь на фронтальном погрузчике SDLG L956FH.
«Этим летом сбылась моя мечта»
— Как к вашей работе относится семья и незнакомые люди?
— Муж и дочь поначалу смеялись и тоже не верили, что я смогу управлять большой машиной. Однако сейчас они гордятся мной. Да и как можно по-другому относиться к тому, что человек в 46 лет освоил абсолютно новое для себя дело. Когда незнакомые люди узнают про мою профессию, конечно, они не скрывают своего удивления, расспрашивают. И это неудивительно, потому что мне, например, ни разу не встречалась женщина-машинист. Водители самосвалов, когда приезжают на загрузку и видят меня впервые, начинают снимать на телефон рабочий процесс. Но самая смешная реакция была у одного восточного мужчины, который, увидев меня за рулем погрузчика, выскочил из своей машины, стал хвататься за голову, махать руками и кричать: «О! Женщина! О! Женщина!».
Источник фото: Фото из личного архива Ольги ОхрименкоМашинистом погрузчика Ольга стала в 46 лет
— Вас не смущает такое повышенное внимание?
— По правде говоря, мне это нравится. Еще в самом начале, когда я работала на Liebherr, хотела проехаться на своей большой машине по центру города. Этим летом моя мечта осуществилась. Меня отправили на погрузочные работы на одну из центральных улиц Новокузнецка. Можно сказать, это был мой звездный час: прохожие останавливались, смотрели на меня.
«На вторую работу устраивалась по рекомендации»
— Трудно ли женщине устроиться на работу машинистом погрузчика?
— По окончанию курсов мне не пришлось искать работу, поскольку у нас было распределение. А когда я уволилась с первого предприятия, то, конечно, столкнулась с такой проблемой. За три недели прошла как минимум десять собеседований. Те компании, у которых не было своей сервисной службы, сразу говорили «нет». Но и на предприятиях, у которых есть свой ремонтный цех, тоже отказывали, ссылаясь на то, что женщина не справится с обслуживанием техники. В итоге получилось устроиться в компанию ООО «ТрансУголь» по рекомендации с первого места работы.
Источник фото: Фото из личного архива Ольги ОхрименкоПоиск работы у Ольги занял недели три
— А какие работы по обслуживанию и ремонту техники вы умеете выполнять?
— Самостоятельно я провожу ежесменное ТО: проверяю уровень всех технических жидкостей, продуваю воздушный фильтр и смазываю все узлы. А если дело касается серьезных ремонтов, то тут моя помощь небольшая: в основном ключи подношу, но иногда приходится и гайки крутить.
— Что для вас самое трудное в работе машиниста?
— Самое сложное в моей работе — это общение с коллегами мужчинами, особенно работа в паре на двух погрузчиках. Прошу спокойно: «Василич, сделай так и так», а он смотрит на меня, как будто не понимает. А когда крикнешь ему на русском матерном, сразу идет и делает. Мужчины в принципе не считают меня своей коллегой. Например, провожу ТО, и буквально каждый, кто проходит мимо, считает своим долгом посоветовать мне что-то, показать, как делать лучше, хотя я же не первый день обслуживаю технику. А рядом проводят ТО другие коллеги мужчины, и к ним, естественно, никто не подходит. Понимая абсурдность ситуации, они тоже начинают смеяться. Иногда доходит до того, что даже стажеры, которых распределяют ко мне на обучение, просят, чтобы их перевели к другому учителю. Таких людей сразу отправляют за ворота.
— А вы сами считаете свою работу мужской?
— Я ее считаю любимой работой. К тому же у меня неплохая зарплата: 2 970 тыс. рублей за смену. Если нет простоев, в месяц в среднем выходит 45 тыс рублей. Но самое главное, я получаю огромное удовольствие от управления большой машиной, и даже, не поверите, мне нравится поковыряться в технике и вымазать руки.
— А как же платье и маникюр?
— На каблуках я, конечно, не управляю погрузчиком, но макияж, маникюр у меня всегда сделаны. Единственный нюанс моей профессии — нет женской душевой кабины на работе, но понимаю, что трудно организовывать ее персонально для меня.
Источник фото: Фото из личного архива Ольги ОхрименкоОльге приходятся по душе различные виды активного отдыха
— Чем вы занимаетесь в свободное от работы время?
— Цветы развожу: у меня много разных орхидей. Дачу недавно продала — надоело в земле ковыряться. Отпуск обычно провожу с мужем за границей, мы побывали уже во всех популярных туристических местах: Вьетнам, Таиланд, Турция, Египет и т.д. На турслеты с ним любим ездить, в походах часто бываем.
— Что бы вы пожелали себе и всем женщинам?
— Главное, ничего не бояться и никогда не опускать руки. Жизнь — классная штука, и ее можно сделать еще круче. Главное, стремиться к лучшему.