Восстановление с поправкой на российскую специфику. ID-Marketing об импорте спецтехники
Журнал Строительная техника и оборудование
Скачать PDF

Восстановление с поправкой на российскую специфику. ID-Marketing об импорте спецтехники

СКАЧАТЬ PDF
18 декабря 2018
Подводим итоги года на рынке импортного оборудования вместе с руководителем аналитической компании ID-Marketing Андреем Ловковым

- В целом на рынке спецтехники наблюдается тенденция к стабилизации ситуации. Можете ли вы выделить сегменты, которые показывают в России максимальные и минимальные темпы восстановления?

- Уже сложно доподлинно вспомнить, когда в нашей стране действительно ощущалась стабильная ситуация. После развала СССР новые витки кризиса имели между собой все меньший промежуток времени. И порой сложно было сказать, в каком состоянии на данный момент находится наша экономика. Ведь в каждый момент все могло кардинально поменяться, особенно, когда в экономику вмешивается политика. Вот и сейчас мы живем в период постоянных перемен. Все мы с вами помним декабрь 2014 года, когда рубль обвалился по отношению к иностранным валютам. Знаменитый "черный вторник" 16 декабря, когда курс евро обновил исторический максимум и превысил, хоть и ненадолго, отметку в 100 рублей. Прогнозируемо в 2015 году импорт по всем направлениям пошел вниз, т.к. стоимость техники значительно выросла. Но не успели участники рынка привыкнуть к постоянно меняющимся политико-экономическим факторам, как правительство решило всерьез взяться за утилизационный сбор, который вслед за сложным 2015 годом был введен уже в следующем 2016 году и внес значительный вклад в застой, который наблюдался на импортном рынке практически весь год. По некоторым позициям не только не был зафиксирован хоть какой-нибудь рост, наоборот, объемы сократились даже по сравнению с кризисным 2015 годом. И только в 2017 году, когда курс валют стабилизировался, и рынок постепенно привык к нововведениям, мы могли наблюдать положительную динамику импорта абсолютно по всем направлениям. По некоторым направлениям, среди которых отмечу экскаваторы, бульдозеры (за исключением малых), погрузчики, отдельные виды дорожной техники, мы могли наблюдать кратный рост показателей ввоза. Наименьшими темпами в 2017 году восстанавливались направления гусеничных кранов, малых гусеничных бульдозеров и гусеничных/колесных перегружателей.

Лидер в сегменте гусеничных экскаваторов - компания HyundaiИсточник фото: exkavator.ruЛидер в сегменте гусеничных экскаваторов - компания Hyundai

- Каковы средние темпы роста импорта оборудования в 2018 году в сравнении с 2017?

- Продолжая ответ на предыдущий вопрос, отмечу, что в 2018 году правительство внесло изменения в постановление, касающееся утилизационного сбора, которые вступили в силу 13 июня 2018 года. Основным моментом является повышение базы для исчисления утилизационного сбора с 150 000 руб. до 172 500 руб. без НДС. Размер базы с НДС вырос с 177 000 руб. до 203 550 руб. А это значит, что цены на спецтехнику вновь вырастут. И уже в 3 квартале 2018 года зафиксирован спад по девяти направлениям, среди которых из наиболее емких отметим телескопические погрузчики, тяжелые гидравлические экскаваторы, асфальтовые тандемные катки и средние колесные погрузчики. Хотя в целом по всем рассматриваемым видам техники объемы импорта в январе-сентябре 2018 года выросли на 22,5% по отношению к аналогичному периоду 2017 года. При этом на протяжении всех трех лет положительная динамика наблюдалась сразу по 10 из 23 рассматриваемых позиций самоходных машин. Среди них грунтовые катки, тяжелые колесные погрузчики, асфальтоукладчики, средние гидравлические экскаваторы, мини-погрузчики с бортовым поворотом и средние гусеничные бульдозеры.

Объемы импорта за 9 месяцев 2018 года выросли на 22,5%Источник фото: exkavator.ruОбъемы импорта за 9 месяцев 2018 года выросли на 22,5%

- На китайском рынке сегодня существует тенденция к снижению популярности погрузчиков и росту поставок экскаваторов. А как обстоят дела с ввозом различных типов спецтехники из КНР в РФ?

- Видимо это связано с особенностями местного рынка. В нашей стране все обстоит иначе. Пока наиболее популярным видом импортируемой техники продолжают оставаться погрузчики, причем Китай в этом направлении является монополистом. По итогам января-сентября 2018 года доля китайской продукции в сегменте средних колесных погрузчиков составила 89,3%, малых колесных погрузчиков - 78,2%. Далее по объемам ввоза идут средние гусеничные бульдозеры. Здесь представители поднебесной заняли уже 45,3%. Более 51% импортных машин китайского производства ввезено в сегменте грунтовых катков, 56,8% - в сегменте автогрейдеров. Тем не менее, некоторые сдвиги в направлении импорта экскаваторов имеются. Если 5-6 лет назад поставки соответствующей техники в Россию были редкостью, то за последние два года мы можем наблюдать большую активность со стороны китайских представителей рынка, среди которых LiuGong, SDLG и SANY. Однако основу импорта все же представляют бренды американского и европейского происхождения, а именно Caterpillar, JCB и John Deere, которые на своих заводах в Поднебесной производят технику в том числе и для российского рынка.

Объемы поставок китайских экскаваторов в РФ увеличились за последние 5 летИсточник фото: exkavator.ruОбъемы поставок китайских экскаваторов в РФ увеличились за последние 5 лет

- В России регулярно появляются новые бренды из КНР. Насколько сильно, если сравнивать различные годы, отличается список импортеров?

- Марочная структура импорта китайской техники достаточно разнообразна и бывает, что не про каждую компанию можно найти информацию даже в интернете. Каждый год везутся единичные экземпляры, и отдельно уделять им внимания не будем. Хотя некоторые заслуживают упоминания. Например, марки WOLWA или JOIN HERE, которые в духе некоторых особенностей китайского рынка копируют названия своих именитых европейских и американских собратьев. Кстати, JOIN HERE были представлены на одной из выставок СТТ, на стенде которого был представлен даже мини-экскаватор.

Всего в 2018 году было ввезено более 80 различных марок (не считая брендов не китайского происхождения). Тем не менее, на долю ведущей пятерки приходится более 50% импорта. В ее число входят SDLG, SHANTUI, XCMG, LIUGONG и SEM.

Более 50% импорта китайской техники приходится на долю пяти ведущих производителейИсточник фото: exkavator.ruБолее 50% импорта китайской техники приходится на долю пяти ведущих производителей

- Как изменились объемы поставок б/у спецтехники в сравнении с 2017 и 2015 годами?

По рассматриваемым позициям доля подержанной техники в 2015 году составила 21,1%. Как уже упоминалось выше, в 2016 году был введен утилизационный сбор, одной из целей которого (во всяком случае, хочется в это верить) было качественное изменение структуры рынка за счет снижения доли б/у машин. Уже по итогам 2016 года можно сделать вывод, что данная мера себя оправдала. Доля подержанной техники снизилась сразу до 8%, и в настоящее время показатели ввоза находятся в пределах этого значения. Отметим, что общую картину "портит" статистика импорта мини-экскаваторов, на долю которых в январе-сентябре 2018 года пришлось сразу 60% от общего количества всех подержанных машин рассматриваемых типов. При этом большая часть экскаваторов выпущена до 2000 года. Несмотря на довольно высокий сбор, который значительно меняет цену мини-экскаватора в большую сторону, данные машины продолжают ввозиться. И скорее всего, они выступают в качестве "доноров" для ранее ввезенной техники, т.к. найти запчасть на экземпляр, выпущенный 20 и более лет назад, достаточно проблематично.

Оцените, пожалуйста, статью,
нам очень важно ваше мнение:
4
5
2
6
Лучшие материалы Экскаватор Ру у вас на почте! Никакого спама
Подписаться
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы даете свое согласие на обработку персональных данных.