Нетипичный "китаец". На что делают ставку специалисты SEM?
Журнал Строительная техника и оборудование
Скачать PDF

Нетипичный "китаец". На что делают ставку специалисты SEM?

СКАЧАТЬ PDF
Одной из тем пресс-тура Caterpillar, состоявшегося в Сочи в начале апреля, стало знакомство с техникой SEM нового поколения
Михаил Головченко, SEM

То, чем сегодня является техника SEM, напрямую связано с доступностью технологий Caterpillar: китайцы вошли в состав американской корпорации в 2008 году. Конечно, между брендами SEM и CAT нельзя поставить знак равенства (так, некоторые из используемых решений были позаимствованы у "американцев" более старых серий), но список нетипичных для Китая функций в процессе сотрудничества двух компаний постепенно расширяется.

Рынок погрузчиков. Модернизированный "бестселлер"

Более 70% всей поставляемой в РФ техники SEM - это фронтальные погрузчики. Всего в линейке китайского производителя 15 моделей, но в Сочи было решено выставить одну из них - SEM 656D. Причины просты: во-первых, это новинка, во-вторых, прямой преемник проданного в СНГ в количестве несколько сотен единиц 650B (его производство было прекращено в 2015 году).

656D - погрузчик массой 17 100 кг. Его грузоподъемность составляет 5 т, объем ковша - 3 куб.м. Также в производственной программе SEM присутствуют машины с г/п 2, 5 и 6 т.

Самый популярный погрузчик в ряду SEM - модель 656DИсточник фото: exkavator.ruСамый популярный погрузчик в ряду SEM - модель 656D

Ковш - патент Caterpillar

Первое, на что обратили внимание в компании при представлении модели, - стандартное навесное оборудование. Дело в том, что на машину устанавливается ковш повышенной вместимости серии Performance, дизайн которого был запатентован компанией Caterpillar. "Форма ковша позволяет засыпать материал таким образом, чтобы он не слипался, не спрессовывался и легко выгружался. Только лишь за счет этого решения наполняемость ковша увеличилась на 10%", - рассказал Михаил Головченко, специалист компании SEM.

Ковш серии Caterpillar PerformanceИсточник фото: exkavator.ruКовш серии Caterpillar Performance

Плюс 5 тонн к допустимой нагрузке

Один из наиболее важных компонентов любой спецтехники - элементы трансмиссии. На данную машину устанавливаются мосты собственного производства SEM. Опционально они могут оснащаться тормозами мокрого типа либо дифференциалом повышенного трения. На демонстрируемом экземпляре мы увидели мост с динамической нагрузкой в 32 т, хотя стандартом для китайского машиностроения являются скорее 27 т. Дополнительные 5 т - весомый аргумент в пользу надежности и долговечности.

Трансмиссия - многовальная. Это тоже отличие от конкурентов, многие из которых используют планетарную коробку, где есть лишь две передачи вперед и одна назад. В данной же машине в распоряжении оператора четыре передачи переднего хода и также четыре - заднего.

На мосты допускается динамическая нагрузка до 32 тоннИсточник фото: exkavator.ruНа мосты допускается динамическая нагрузка до 32 тонн

Объединение двух гидропотоков

Интересна данная машина и тем, что здесь стоят два гидравлических насоса вместе с клапаном приоритета: один - шестеренчатый, второй - аксиально-поршневой. Второй тип - редкость для китайской техники. Аксиально-поршневой насос "идет" на рулевое управление, но когда оно не используется, клапан приоритета объединяет два гидропотока в одну линию и направляет их на рабочий орган. Соответственно, повышается вырывное усилие (до 178 кН) и снижается скорость гидравлического цикла (до 9,3 с). "Например, у SDLG цикл 11 секунд. Почти две секунды разницы. Казалось бы, не так много, но если считать в масштабах года, это сильно влияет на производительность", - резюмировал М. Головченко.

Отдельные компоненты гидравлики выпускаются на заводе Caterpillar Wuxi (Китай)Источник фото: exkavator.ruОтдельные компоненты гидравлики выпускаются на заводе Caterpillar Wuxi (Китай)

Комфорт оператора

Привилегию оценки кабины с точки зрения комфорта оставим самим машинистам, со своей стороны лишь назовем некоторые элементы, входящие в стандартную комплектацию. На заводе на 656D устанавливается кондиционер, печка, высокочувствительный джойстик. Кроме этого, в машине есть любимые российскими операторами сдвижные форточки.

Кондиционер входит в стандартную комплектациюИсточник фото: exkavator.ruКондиционер входит в стандартную комплектацию

Все машины оснащаются полуавтоматической системой смазки (полуцентрализованной или централизованной). Система охлаждения - динамическая. Скорость вентилятора возрастает по мере возрастания температуры охлаждающей жидкости, т.е. отбор мощности не производится постоянно, что экономит до 3% топлива. Тормозная система имеет спецрежим для работы на уклонах (откат автоматически блокируется тормозами).

Новая система охлаждения позволяет экономить до 3% топливаИсточник фото: exkavator.ruНовая система охлаждения позволяет экономить до 3% топлива

Рынок автогрейдеров. Младший в "семье"

Это второй по объемам поставок сегмент для SEM, на долю грейдеров приходится около 25% всех продаж. Продуктовая линейка грейдеров включает три модели, журналистам была продемонстрирована младшая из них весом 17 700 кг - SEM 919. Это неполноприводная машина, но в модельном ряду есть и полноприводный грейдер 922.

Решения для точности работ

Чтобы добиться точности выполняемых работ и постоянного сцепления отвала с поверхностью, было решено сделать "развесовку". 30% веса машины приходится на переднюю ось, 70% - на центр задней тележки. Кабина расположена на передней полураме, что позволяет оператору быть в одной плоскости с рабочим органом (стандарт для техники мирового класса). Поработали и над кинематикой подвески: угол поперечного качания передней оси составляет 32o, задней тележки - 25o, хотя обычно данный показатель у китайской техники органичен 15 градусами.

Производитель гарантирует точность работы системы нивелирования на протяжении всего срока службы машины. Для этого на грейдере появились износные вставки на всех элементах, которые в результате больших нагрузок постепенно начинают "люфтить" (на креплении тяговой рамы, между поворотным кругом и тяговой рамой, на башмаках поворотного круга и т.д.). В случае появления "люфтов" оператор может или поменять пластиковую вставку, или подтянуть ее.

30% веса машины приходится на переднюю ось, 70% - на центр задней тележкиИсточник фото: exkavator.ru30% веса машины приходится на переднюю ось, 70% - на центр задней тележки

Легкость управления

Гидравлика - запатентованное решение Caterpillar, полное название - система приоритетной пропорциональной компенсации давления. Производитель обещает высокую отзывчивость органов управления, а кроме этого - совместимость с любой системой нивелирования (порой с этим у владельцев возникают проблемы).

Отвал оборудован 7-позиционной кулисой, которая, по словам М. Головченко, среди всех китайцев есть только у них. Причина: в процессе проектирования очень сложно вычислить кинематику и заставить все элементы работать правильно. Управление кулисой производится из кабины. Кроме этого, есть возможность изменять положение башмаков крепления отвала, т.е. выносить отвал далеко за машину и регулировать его практически во всех плоскостях.

Отвал оборудован 7-позиционной кулисойИсточник фото: exkavator.ruОтвал оборудован 7-позиционной кулисой

Вместо мостов Meritor - собственная разработка

На демонстрируемом в Сочи экземпляре все еще стояли мосты Meritor, но новые машины уже комплектуются собственной разработкой компании. Отказаться от общепринятого среди китайский производителей решения SEM заставили сложности с обслуживанием таких мостов и недостаточные допустимые нагрузки. "На Meritor на одной стороне находится 6 тавотниц, и это все нужно обслужить. Плюс, нужно менять масло, которое находится в картере моста, каждые 1 000 моточасов. Наш мост не имеет тавотниц вовсе, а масло меняется через 2 000 моточасов", - рассказал представитель компании.

Конструкция мостов SEM не предусматривает тавотницИсточник фото: exkavator.ruКонструкция мостов SEM не предусматривает тавотниц

Все для оператора

Общий дизайн машины повторяет дизайн старой модели Caterpillar - 140H. Все рычаги управления находятся под рукой, сиденье оператора - регулируемое, установлен кондиционер.

Кабина оператора автогрейдера SEM 919Источник фото: exkavator.ruКабина оператора автогрейдера SEM 919

Рыхлитель предлагается на выбор с 3 или 5 основными зубьями, но можно поставить и 9-зубьевый кирковщик для обслуживания дорог. Также особенностью техники SEM является функция плавающего отвала, которая особенно пригодится при обслуживании дорог зимой: отвал под собственным весом повторяет профиль дороги, и, двигаясь на большой скорости, машина способна срезать все спрессованные наслоения снега и льда.

Рыхлитель с тремя зубьямиИсточник фото: exkavator.ruРыхлитель с тремя зубьями

Планы на 2018

Помимо погрузчиков и грейдеров, SEM занимается выпуском бульдозеров и грунтовых катков, но их доля составляет около 5%. Тем не менее, именно в сегменте дорожной техники специалисты компании готовят новинку, которая, скорее всего, появится на рынке в начале 2018 года. Речь идет о модели массой 12 тонн с гидростатической трансмиссией. Кроме этого, производитель намерен обновить погрузчики легкого класса (D-серия). Сроки вывода на рынок те же: конец 2017 - начало 2018 года.

Оцените, пожалуйста, статью,
нам очень важно ваше мнение:
4,5
5
3
8
Лучшие материалы Экскаватор Ру у вас на почте! Никакого спама
Подписаться
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы даете свое согласие на обработку персональных данных.