Соответствующие предложения по изменению законодательства ассоциация НААСТ направила в адрес Председателя Правительства РФ Михаила Мишустина и Министра промышленности и торговли РФ Антона Алиханова.
Письма с просьбой рассмотреть сложившуюся ситуацию и принять меры по унификации применения положений законодательства сотрудниками таможенных органов и исключению необходимости излишней уплаты утильсбора импортёрами подъёмного оборудования направлены также Министру финансов РФ Антону Силуанову и Руководителю Федеральной таможенной службы РФ Валерию Пикалёву.
Эти обращения стали результатом деятельности рабочей группы НААСТ по вопросам утилизационного сбора, сформированной в октябре 2024. В неё вошли в том числе представители крупнейших арендных компаний страны.
Как отмечают в НААСТ, сегодня у участников рынка есть разногласия с таможенными органами по вопросу уплаты утилизационного сбора на импортное подъёмное оборудование. Причина в том, что в главе VI перечня видов и категорий самоходных машин, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор (установлен Постановлением Правительства РФ от 06.02.2016 г. № 81), указаны погрузчики фронтальные и вилочные, классифицируемые по кодам 8427 10, 8427 20 ТН ВЭД ЕАЭС. Подъёмники, которые импортируются в РФ, не относятся к категории «Погрузчики», подчёркивают в НААСТ. Но им также присваивается код 8427 ТН ВЭД, и данный факт, по мнению таможенных органов, является основанием для начисления утильсбора.
При этом в отношении подъёмников утильсбор начисляется с применением максимальных коэффициентов, так как они не входят ни в одну группу перечня. Таким образом, сейчас импортёры подъёмного оборудования вынуждены уплачивать высокий утильсбор, а затем — решать вопрос с его возвратом в судебном порядке, что влечёт дополнительные затраты.
[redactors_block]
В НААСТ подчёркивают: потенциал использования подъёмников — огромный. При этом в России данный вид техники выпускает всего один производитель, производственная мощность которого составляет 20 единиц в месяц, а ассортимент отечественных подъёмников ограничивается 5 моделями с высотой до 18 метров. В то время как на рынке востребованы подъёмники высотой до 58 метров.
Единственный отечественный производитель не в состоянии закрыть рыночный спрос на подъёмники, а утильсбор на импортную технику фактически является заградительным инструментом: его размер достигает 20–30% от стоимости ввозимого оборудования. Если утилизационный сбор на подъёмники будет отменён, увеличится их импорт, а это — дополнительные поступления в бюджет таможенной пошлины и НДС, отмечают в НААСТ.
Кроме того, совместно с Ассоциацией импортёров и производителей спецтехники (АИПС) ассоциация НААСТ направила обращение Председателю Правительства Михаилу Мишустину с просьбой об отмене утильсбора на некоторые виды строительной и спецтехники, которые в России вообще не производятся.