Денис Саттаров, ЧМЗ: «Вряд ли новые бренды откусят кусок нашего рынка»

Денис Саттаров, ЧМЗ: «Вряд ли новые бренды откусят кусок нашего рынка»

29 июля 2024
С Денисом Саттаровым, директором по развитию Акционерного общества «Челябинский механический завод», поговорили об обновлённой линейке автокранов, проблемах локализации и прогнозе на 2024 год

 

  • В 2024 году ЧМЗ начал выпускать обновлённую линейку автокранов «Челябинец СТ» всех классов грузоподъёмности.
  • В России нет производителей комплектующих, которые готовы под небольшие потребности рынка (до 3 тыс. единиц) осваивать новые направления.
  • Конкуренцию российским производителям составляют компании из КНР, предлагающие автокраны с достаточно серьёзными характеристиками.

 

Денис Саттаров, директор по развитию АО «Челябинский механический завод»Источник фото: cmz.ruДенис Саттаров, директор по развитию АО «Челябинский механический завод»

Известная многим реакция на сильные стрессовые факторы «бей, беги, замри» определяет, как человек будет реагировать на сложные или пугающие ситуации. А что, если не выбирать из предложенного, а пойти иным путём, переформулировав тысячелетние законы? «Бей и беги». Если и бежать, то не от опасности, а навстречу ей, и бить, побеждая ещё до того, как будет нанесён сокрушительный удар.

«Автокран года»: кран КС-65760 «Челябинец»

По-видимому, по этому пути пошли на Челябинском механическом заводе. Несмотря на нестабильную ситуацию в экономике, производитель спецтехники продолжил наращивать скилы своих специалистов и возможности техники. Это подтвердила и выставка CTT Expo 2024, на которой компания показала свою новинку — кран КС-65760 «Челябинец» грузоподъёмностью 60 тонн на 4-осном вездеходном шасси КАМАЗ-6560.

Ранее краны такой грузоподъёмности не монтировались на это шасси, так как возможности базового автомобиля не соответствовали массогабаритным параметрам крановой установки. Мы же спроектировали такую установку, которая позволила вписаться в допустимые параметры шасси, — прокомментировал Денис Саттаров.

За счёт чего это стало возможным? На предприятии разработали новые формы, геометрические параметры металлоконструкций, а также стали применять новую высокопрочную сталь S-960, что позволило снизить массу крана.

К слову, новаторские разработки и усовершенствования оценило и жюри конкурса «Инновации в строительной технике 2024»: крановая установка победила в номинации «Автокран года».

«Челябинец» КС-65760 стал победителем в номинации «Автокран года»Источник фото: cmz.ru«Челябинец» КС-65760 стал победителем в номинации «Автокран года»

Обновлённая серия кранов «Челябинец СТ»: что изменилось

Автокран не единственный продукт ЧМЗ, в котором были реализованы новые идеи и разработки. По словам спикера, в этом году в компании серийно перешли на обновлённую линейку автомобильных кранов «Челябинец СТ» всех классов грузоподъёмности (от 16 до 60 тонн).

Обновления коснулись практически всех элементов крана. Так, был увеличен опорный контур, что позволило повысить устойчивость крана и, соответственно, грузовые характеристики техники. Поменялась система монтажа-демонтажа дополнительных противовесов: сейчас производить эти операции стало комфортнее и быстрее.

Весь модельный ряд оснастили новой, более эргономичной и просторной кабиной крановщика (объёмом 2 куб. м). В ней предусмотрен режим микропроветривания и фиксатор двери в открытом положении с замком, что исключает её самопроизвольное закрытие в ветреную погоду. Среди других «фишек» — управление стеклоочистителями кнопками на рычагах или джойстиках, дистанционное управление пуском/остановкой двигателя шасси кнопкой START/STOP и др. Для лучшей обзорности предусмотрено панорамное остекление.

У кранов с длиной стрелы более 30 метров обновлённый профиль стрелы — с многогранным сечением. Благодаря внедрению новых решений в области проектирования металлоконструкции были получены более высокие грузовые параметры при работе на высоте, на дальних вылетах. Например, кран стал поднимать груз большей массы на средних и дальних вылетах, увеличился максимальный грузовой момент (до 225 тм). На минимальном вылете в 3,75 м грузоподъёмность крана составила 60 т.

Проблемы локализации

Отдельные комплектующие для сборки кранов приходится закупать зарубежомИсточник фото: cmz.ruОтдельные комплектующие для сборки кранов приходится закупать зарубежом

Отдельно спикер подчеркнул, что практически весь модельный ряд автокранов компании имеет высокий уровень локализации: техника до 32 тонн включительно — 80−90%, тяжёлые машины грузоподъёмностью от 40 до 60 тонн — около 70–80%.

По словам спикера, завод стремится больше покупать в России. Но до сих пор есть комплектующие, которые в РФ либо не производятся, либо имеют не тот уровень качества и надёжности, который необходим. Например, производитель закупает из-за рубежа отдельные элементы гидравлики и электрики. Страны, откуда привозятся необходимые комплектующие, — Беларусь и Китай.

Но проблема не ограничивается лишь способностью произвести запчасть надлежащего качества. Вопрос и в том, что производителям комплектующих невыгодно создавать отдельную производственную линию под небольшие объёмы заказов.

Спикер привёл пример с компонентами гидросистемы. С одной стороны, они используются большим количеством производителей, с другой — для автокрановщиков нужны агрегаты с уникальным набором характеристик и параметров.

Нет таких производителей комплектующих, которые готовы под небольшие объёмы (до 3 тыс. единиц) создавать отдельное производство, — резюмировал Денис Саттаров. — Поэтому нам проще обратиться к зарубежному поставщику, чем ждать, когда в России развернут отдельное производство того или иного продукта.

Что касается шасси, то крановые установки ЧМЗ монтируются в основном на технику отечественных производителей — «Урала», КАМАЗа.

Редакция рекомендует:
Где делают импортонезависимые АСП для горной и строительной техники?

Прогноз по рынку до конца 2024 года

Мы видим, что наши коллеги, выпускающие автомобильные краны в России, также стремятся к улучшению параметров своей техники. И этот процесс нам нравится, потому что здоровое соперничество содействует созданию более качественного продукта, — рассказал спикер.

Конкуренцию российским производителям составляют и китайские компании.

Им есть над чем ещё поработать, куда совершенствоваться. Тем не менее, те характеристики автокранов, которые предлагают производители из КНР, достаточно серьёзные, — прокомментировал Денис Саттаров.

По мнению спикера, повышение утильсбора несколько снизит конкурентоспособность китайской техники, так как повлечёт за собой удорожание машин. К слову, из-за предыдущего повышения уже наблюдалось снижение объёмов импорта автокранов, рассказал спикер.

Денис Саттаров указал, что покупатели техники достаточно консервативны, потому они в первую очередь обращают внимание на производителей известных — как отечественных, так и зарубежных.

Поэтому появление новых брендов или производителей, которые откусят кусок рынка, маловероятно. Что касается ёмкости рынка, то, я думаю, колоссального спада либо взрывного роста продаж техники в России тоже не будет, — заключил Денис Саттаров.

Автор: Ольга Шульгович

Самые важные материалы в Telegram, помогаем принимать правильные управленческие решения
Самые важные материалы в Telegram, помогаем принимать правильные управленческие решения
Подписаться на канал
Оцените, пожалуйста, статью,
нам очень важно ваше мнение:
2,86
5
1
7
Лучшие материалы Экскаватор Ру у вас на почте! Никакого спама
Подписаться
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы даете свое согласие на обработку персональных данных.