Челябинский механический завод, который в прошлом году отпраздновал 80-летие, выпускает широкую гамму продукции. Это самоходные и стационарные краны различной грузоподъёмности (от 16 до 100 тонн) и на различных шасси (гусеничные, автомобильные, специальные).
Источник фото: cmz.ruДенис Саттаров, директор по развитию ОАО «ЧМЗ»
На протяжении нескольких лет ОАО «ЧМЗ» показывает положительную динамику производства. В свой юбилейный год предприятие выпустило более 630 единиц техники, что на 5% больше по сравнению с 2021 годом и на 20% лучше результатов 2020 года. Это позволило компании занять второе место среди отечественных производителей автокранов (доля рынка — более 22%). Если же говорить о сегменте гусеничных кранов, то здесь завод остаётся лидером среди российских брендов (доля машин серии ДЭК — 71,4%).
Подчеркнём, что отечественные производители конкурируют главным образом между собой, а не с зарубежными брендами. «Техника европейских и американских производителей, которые ушли с рынка в 2022 году, составляла незначительную часть рынка грузоподъёмных машин в силу своей дороговизны либо специфики предложения. Например, в РФ не производятся автомобильные или гусеничные краны, грузоподъёмность которых превышает 130 тонн. Поэтому та ниша, которая освободилась, частично перешла к китайским производителям. На объём продаж продукции ОАО «ЧМЗ» это практически никак не повлияло», — пояснил Денис Саттаров.
В планах завода на 2023 год — ещё больше увеличить объёмы производства автокранов, провести модернизацию гусеничных кранов и расширить номенклатуру спецтехники. «Такие амбициозные планы вполне достижимы благодаря активной реализации на ОАО «ЧМЗ» проектов технической модернизации производства и масштабного расширения парка цехового оборудования», — отметил топ-менеджер завода.
Новинки для различных задач
Источник фото: cmz.ruНовинка от ОАО «ЧМЗ» — кран КС-5673 на трелёвочном шасси
Увеличение объёмов выпуска техники в прошедшем году во многом связано с запуском производства нескольких новых моделей — автокранов «Челябинец» серии «СТ» грузоподъёмностью 27 и 33 т. Это техника популярных сегментов, которая соответствует требованиям весового контроля (нагрузка на заднюю тележку трехосного вездеходного шасси не превышает 15 т).
Также в числе последних проектов — краны КС-5673 на трелёвочных шасси (г/п — 25 т, длина стрелы — 28,1 м). Партия данной техники была отгружена в конце 2022 года. Машины разработаны для выполнения операций на труднодоступных объектах: ходовая часть позволяет передвигаться по бездорожью и рыхлому грунту, а крановая установка специальной конструкции не ухудшает ходовые качества шасси. «Грузовые характеристики крана на трелевочном шасси на 70% превышают характеристики стандартного серийного автокрана при работе техники на дальних вылетах», — рассказал представитель компании.
В настоящее время специалисты Инженерного центра завода проектируют новую серию спецкранов на трелёвочных шасси — это модели грузоподъёмностью 16, 25 и 32 т с различными длинами стрел и с возможностью комплектации двухместной монтажной люлькой с грузоподъёмностью 250 кг.
Также стоит отметить, что в продуктовом портфеле ОАО «ЧМЗ» уже есть привышечные краны, надстройки пожарных пеноподъёмников и другие варианты подъёмной техники. В дальнейшем этот список планируется расширять.
Сколько российского в кране?
Источник фото: cmz.ruПри производстве крановой техники частично используется импортная гидравлика
В зависимости от сложности конструкции доля импортных комплектующих в кранах ЧМЗ варьируется от 0 до 7%. Рассказывает Денис Саттаров:
— Сегодня по многим позициям компонентов гидравлики, которые являются специфичной продукцией для крановой отрасли, нет качественных предложений от российских компаний. В том числе это связано с ограниченным спросом. Гидрораспределители с определёнными характеристиками, которые соответствуют критериям качества и цены, у нас никто не изготавливает.
Также полностью импортной является качественная резинотехническая составляющая. И многие другие компоненты, которые в нашей стране не делают в промышленном масштабе, из-за чего нет предложений по адекватной цене. Реальность такова, что для выпуска надёжной техники без зарубежной продукции пока не обойтись.
Кроме этого, сейчас на предприятии испытывают дефицит отечественных вездеходных шасси для выпуска автокранов, что связано с текущей экономической ситуацией и геополитической обстановкой. В связи с этим специалисты компании реализуют мероприятия по поиску и привлечению новых партнёров, а также проектированию техники на новых шасси.
О ценах и финансовых инструментах
Источник фото: cmz.ruБлагодаря лизингу реализуется более 35% автокранов ОАО «ЧМЗ»
В завершение интервью мы затронули ещё несколько тем, связанных с доступностью кранов на рынке.
По словам представителя завода, наиболее крупный (резкий) скачок цен на технику произошёл в 2021 году. Это было связано с ростом стоимости стали: в любой технике процент металла в конструкции составляет значительную долю. Комплектующие тоже подорожали — речь идёт и об электронных компонентах, и о гидравлических.
Чтобы стимулировать покупателей к приобретению техники здесь и сейчас, существуют различные финансовые механизмы. Один из них — лизинг. Как отметил Денис Саттаров, сегодня с помощью данного инструмента реализуется более 35% автокранов.