![]() |
Применяются данные машины не только на строительных площадках, но и на крупных складах или терминалах. Также телескопические погрузчики используются при обработке как сыпучих строительных материалов, так и упакованных либо уложенных в контейнеры. Подъемный механизм управляется, чаще всего, при помощи джойстика.
В мире насчитывается несколько десятков компаний, которые выпускают телескопические погрузчики, но на территории России присутствует всего несколько из них. В данном обзоре будет рассказано о некоторых их моделях.
Компания Gehl получила права на выпуск телескопических погрузчиков серии TCI в середине 1980 годов. Фирма предлагает своим заказчикам систему «выбери стрелу» (Select-A-Boom), согласно которой покупатель может сам выбрать стрелу необходимой длины и грузоподъемности, с низким либо высоким расположением оси поворота. Телескопические погрузчики Gehl укомплектовываются мостами Carraro, за счет которых обладают малым радиусом поворота. На передней оси машин устанавливается стояночный тормоз с пружинным приводом и гидравлическим устройством растормаживания, который включается вручную или автоматически во время подъема стрелы выше 60 градусов.
Модели серии DL по желанию заказчика могут быть оборудованы механизмом присоединения навесных орудий Dynattach, позволяющим заменять навесные инструменты без применения ручного труда, или механизмом Dynacarrier, при помощи которого можно монтировать на технику большое количество навесного оборудования. Также погрузчики серии DL в базовой комплектации снабжаются системой PWP (Personnel Work Platform), которая позволяет применять в качестве дополнительного оборудования рабочую платформу для подъема людей. За счет подвесного пульта управления PWP находящиеся на платформе рабочие могут включать любые функции стрелы погрузчика.
Имеется стандартный центробежный первичный воздушный фильтр (Turbo II), который предохраняет двигатель от пыли. Двигатель John Deere 4045T мощностью 115 л.с. с турбонаддувом характеризуется тем, что все узлы техобслуживания под панелями моторного отсека размещаются низко и близко к борту погрузчика. Благодаря главному выключателю «массы» машину можно полностью обездвижить, просто вынув ключ из замка.
Телескопический погрузчик Caterpillar TH63, грузоподъемность которого составляет 2,7 тонн, изготавливается на заводе в городе Лейцестер, Великобритания. Он укомплектовывается стрелой, обладающей низким расположением оси поворота, и инструментами, которые предлагаются для других моделей только под заказ – широкой, несмещаемой кареткой и гидравлическими стабилизаторами. При установке стабилизаторов грузоподъемность увеличивается практически в два раза даже с максимальным вылетом стрелы. Модель TH63 также оборудована низкопрофильными шинами Titan Tire, которые заполнены вспененной резиной. За счет комплектации машин данными шинами увеличивается устойчивость погрузчиков, а низкий профиль улучшает соотношение между комфортностью езды и тяговым усилием.
![]() |
Практически все модели телескопических погрузчиков Caterpillar снабжаются системой быстрого присоединения навесных инструментов. Выключатели устройства замены устанавливаются под рукой у водителя. Плоские быстроразъемные муфты для присоединения гидросистемы навесного оборудования к гидросистеме машины делают данную функцию полностью автоматической. Также все телескопические погрузчики Caterpillar оснащаются четырехцилиндровым малошумным дизелем САТ 305 с турбонаддувом, мощность которого составляет 105 л.с.
Ко всем узлам техобслуживания, расположенным в моторном отсеке, имеется легкий доступ, в том числе к стартерным аккумуляторным батареям. Большая коробка передач снабжена силовым приводом Clark Hurth серии 12,000, за счет которого возможно переключение передачи под нагрузкой. Всего машины обладают четырьмя передачами переднего хода и тремя передачами заднего хода. Двигатель на многих моделях телескопических погрузчиков, включая TH63, расположен сбоку. Выключатель, при помощи которого отключается трансмиссия, устанавливается на перегородке моторного отсека. Во время работы гидравлических инструментов, используя данный выключатель, дается возможность отсоединять двигатель от трансмиссии и не тратить топливо на холостой ход.
Техника имеет один джойстик, который управляет функциями стрелы, а клавишный выключатель служит для включения системы выравнивания рамы. Стояночный тормоз, который включается вручную, представляет собой обычный тормоз, снабженный электрическим управлением. Именно этим и отличается погрузчик Caterpillar от другой техники, на которую монтируются новые тормоза с пружинным приводом и гидравлическим механизмом отключения, которые также могут быть оснащены механизмом блокировки, устанавливаемым в электрические цепи. По заявлению Caterpillar, ручной тормоз с электрическим управлением был спроектирован как вспомогательный к рабочим тормозам. Кроме того, для данной модели характерно наличие сзади машины обычной буксировочной петли, которая позволяет буксировать транспорт либо подсоединяться к буксиру, а также замки на вилах, препятствующие каретке опускаться во время движения погрузчика по пересеченной местности.
Английская компания JCB является лидером среди производителей телескопических погрузчиков. В настоящее время фирма изготавливает 12 моделей данного типа техники. Высота подъема одной из машин составляет 17 метров. Погрузчики характеризуются наличием устройства быстрой замены рабочих инструментов, унифицированого с орудиями компании Sky Trak, а также применением навесного оборудования различных видов. Колесная схема обладает всеми ведущими и управляемыми колесами. Данная техника имеет три режима поворота - только передних колес, передних и задних в разные стороны и движение «крабовым ходом». За счет большой колесной базы и низкого центра тяжести была увеличена устойчивость техники.
Погрузчики JCB укомплектовываются трансмиссией Powershift и двигателем Perkins. Управление рабочими инструментами осуществляется одной рукояткой. Машины характеризуются наличием прямого соединения с полной передачей давления на главный распределительный клапан. Также телескопические погрузчики JCB оснащаются системой блокировки механизма выносных опор и возникающего перекоса при высоко поднятых грузах. Данное устройство устраняет возможность потери боковой устойчивости.
Французская компания Manitou BF, являющаяся самым крупным в мире производителем вилочных погрузчиков высокой проходимости, продает свои телескопические погрузчики под брендомManiscopic. Модель MT-1637SL обладает габаритной высотой 2,70 метров и колесной базой 2,66 метров. В целях удобного обслуживания с обеих сторон на технику поперечно, под углом 90° к продольной оси рамы устанавливается малошумный безнаддувный дизельный двигатель Perkins, мощность которого составляет 100 л.с. Его опоры можно разместить выше, тем самым увеличив клиренс. Ведущие мосты оснащены абсолютно герметичными дисковыми тормозами в масляной ванне. Имеется пассивный гидростатический тормоз, а также стояночный тормоз с гидравлическим приводом выключения и пружинным приводом. Стояночный тормоз соединен с электрическим устройством отсоединения трансмиссии, препятствующим оператору начать движение с включенным стояночным тормозом. Гидрозамки подвески заднего моста запускаются и фиксируют его во время подъема стрелы выше 60°.
![]() |
Телескопический погрузчик Gradall G6-42P оснащается рулевой передачей с поворотным шкворнем. Подобная конструкция впервые была применена в 1970 годах на технике производства компании Loed, которая в 1982 году была приобретена фирмой JLG/Gradall. Но в настоящее время такое рулевое управление является уникальным. Плавная работа модели G6-42P обеспечивается за счет гидростатического привода Rexroth. Так, уже при частоте вращения 1 100 –1 гидронасос настраивается на рабочий режим. Привод может быть на два или на четыре колеса. Мощность между мостами распределяется в соотношении 50 на 50. Передний мост снабжен дифференциалом повышенного трения.
Шасси телескопического погрузчика G6-42P обладает очень низким профилем при высоте машины всего 2 390 мм, так как ось поворота стрелы установлена высоко, а клиренс составляет около 460 мм. Имеется новый механизм быстрого присоединения, который упрощает применение навесного оборудования большего типоразмера серии G. Двигатель монтируется сбоку рамы. По желанию заказчика на погрузчик может быть установлен двигатель John Deere CD4045 с турбонаддувом, мощность которого составляет 100 л.с. Стартер и генератор двигателя размещаются у боковой части техники.
Телескопический погрузчик G6-42A JLG/Gradall укомплектован множеством узлов и деталей, которые унифицированы с Gradall G6-42P, включая кабину и стрелу. Рама данной модели состоит из одного «хребта», который похож на узкий ящик. G6-42A оснащен сочлененным рулевым механизмом. Все четыре колеса являются управляемыми. За счет комплектации машины мостами Carraro, обладающими углом поворота 55°, наружный радиус поворота равен всего 3,66 метрам. Техника оборудована дисковыми тормозами в масляной ванне и гидравлическим устройством выключения стояночного тормоза с пружинным приводом. G6-42A, так же, как погрузчик Gradall, снабжен механизмом быстрого присоединения сменного навесного оборудования. В стандартную комплектацию входит трехступенчатая гидростатическая трансмиссия Dana VDT12000 и двигатель John Deere CD4045 мощностью 80 л.с. Трансмиссия укомплектована гидротрансформатором и полным сервоприводом переключения ступеней.
Американская фирма MustangManufacturingCo. принадлежит компании Gehl Co. Свои телескопические погрузчики она производит под торговой маркой Mustang. Телескопические погрузчики Mustangи Gehl различаются грузоподъемностью, стандартной комплектацией навесного оборудования и дополнительными опциями. Модель Mustang 742 укомплектовывается стрелой с низко расположенной осью поворота и способна поднимать груз весом 3,2 тонны на высоту 12,8 метра. Наклон ходовой тележки и другие дополнительные функции управляются при помощи трехфункционального джойстика. При подъеме стрелы выше 60°, включаются гидрозамки подвески заднего моста. Трансмиссия обладает возможностью автоматического отсоединения, когда рабочие тормоза включены, что исключает вероятность самопроизвольного движения техники. Также в базовую комплектацию погрузчика входит турбодизель John Deere 4045T, который имеет предпусковой подогреватель. Мощность силового агрегата составляет 115 л.с. Характерно для машины и наличие трансмиссии Clark с сервопереключением передач, которая монтируется на одной линии с передним и задним мостами. Погрузчик Mustang 742 снабжен системой крепления навесных орудий: Quickattach I (оператору необходимо выходить из кабины для присоединения гидравлической системы к инструменту) или Quickattach II, которая применяется для работы в тяжелых условиях (копание грунта). Навесное оборудование для обеих систем не является взаимозаменяемым.
Фирма Sky Trak входит в состав компании OmniQuip Textron, которая владеет торговой маркой Lull. Телескопический погрузчик 6036, грузоподъемность которого составляет 2 720 кг и высота подъема 11 метров, характеризуется боковым расположением двигателя. Данная машина может быть оснащена стрелой с высоким и с низким расположением оси поворота. Система управления не имеет потенциометров. Пропорциональное управление всеми функциями гидравлического оборудования осуществляется при помощи одного джойстика. Имеется запатентованная система стабилизации заднего моста Stabil Teak, которая автоматически перестраивает схему опорного контура техники с трехточечной на четырехточечную. Также Sky Trak изготавливает множество навесных инструментов. Такие производители, как Terex, JCB и UpRight, применяют механизм быстрого присоединения оборудования, который полностью унифицирован с инструментами Sky Trak. Двигатель устанавливается глубоко в моторном отсеке.
![]() |
Телескопический погрузчик Terex TH528C характеризуется высоким расположением оси поворота стрелы погрузчика. Для усиления конструкции имеется жесткая рама, состоящая из балок трубчатого сечения без единой наружной детали из пластика или пластмассы. Также на погрузчике установлены закаленные шлифованные ролики, вращающиеся на герметизированных игольчатых подшипниках. На эти ролики в зоне наибольших нагрузок опирается стрела. Гидроцилиндры подъема-опускания на главной секции стрелы применяются для самовыравнивания вил. Сдвоенные гидроцилиндры стабилизации раскачивания рамы и сдвоенные гидроцилиндры стабилизации заднего моста предназначены для уменьшения износа мостов. В случае подъема стрелы выше 40°, мост блокируется гидрозамками, а трансмиссия отключается от колес. Также для данного погрузчика характерно уменьшения нагрузки на переднюю ось, за счет чего увеличивается эффективность стабилизации заднего моста. Силовая передача сконструирована по линейной схеме.
В базовой комплектации TH528C снабжается двигателем John Deere 4045 с турбонаддувом, который монтируется на раме. Для получения доступа к мотору необходимо снимать металлические панели. Двигатель соединен с трехскоростной коробкой передач Dana T12000, которая снабжена силовым приводом механизма переключения.
На технику устанавливаются ведущие мосты Clark. Многодисковые рабочие тормоза введены в дифференциалах переднего и заднего мостов и работают в масляной ванне. Стояночный тормоз оборудован пружинным приводом и гидроприводом выключения.
Кроме того, телескопический погрузчик характеризуется наличие на стреле гидравлической силовой приставки, которая может совмещаться с системами производства Sky Trak. Управление всеми функциями стрелы осуществляется при помощи одного джойстика.
Также на территории России продажи телескопических погрузчиков осуществляют дилеры таких фирм, как Claas, Atlas, John Deere, Ferrari, Bobcat, CareLift, Teleman, Ausa Trading, Merlo, Sennebogen, Kalmar и белорусское предприятие «Амкодор-Ударник».
По материалам журнала «Основные Средства» №5/2004