Интересная конструкция двухбалочной стрелы, поднимающей ковш по обычной радиальной схеме: гидроцилиндры опрокидывания ковша находятся не внизу, как обычно, а сверху и опираются на плечи балок стрелы, а трубопроводы проложены внутри них. Такое решение позволяет использовать более мощные гидроцилиндры и гарантирует сохранность штоков.
На конце стрелы – хорошо знакомый механизм быстрой смены навесного оборудования с двумя замками, открывающимися вручную. Для Locust 752, 853 и 903 разработаны унифицированный механизм быстрой смены и набор навесного оборудования из более чем 25 наименований, включая сложную гидрофицированную навеску: гидромолот, буровую штангу, дорожную фрезу, щетку, роторный снегоочиститель и т. д. К этим моделям, кроме того, подходит оборудование для погрузчиков МКСМ-800 и UNC (ZTS Detva). Выгоды от такой унификации очевидны.
Таково первое, внешнее впечатление от погрузчиков Locust. Предоставленный нам для знакомства Locust 903 грузоподъемностью 900 кг занимает в модельном ряду среднее положение между Locust 853 (850 кг) и Locust 1203 (1200 кг).
Для себя мы отметили, что вход в кабину очень удобный. На стандартном ковше – большая ступенька, оклеенная наждаком (в мороз эта небольшая деталь окажется весьма полезной), высокая дверь, почти на всю высоту кабины, а не танковый люк, большая площадь пола с низеньким туннелем, рычаги не мешают – машина оборудована джойстиками.
В общем, в кабину машины можно войти и работать там без риска для здоровья. Полностью остекленная высокая дверь предоставляет не только удобный вход, но и очень хороший обзор – ковш прекрасно виден. С боков также большие окна, штатные сферические зеркала заднего вида отлично дополняют заднее окно. Жесткая конструкция кабины защитит оператора при опрокидывании, но по инструкции нужно пристегиваться. По заказу устанавливают FOPS-ограждение – защиту от падающих сверху предметов. Довольно простое, но удобное кресло оператора с подлокотниками и подголовниками. Внимание привлекла светлосерая рукоятка под креслом. Если ее покрутить, то меняется жесткость подвески кресла. Кабина уже утеплена. В систему отопления входят два диффузора под креслом и два за ним; отопитель прикреплен к днищу кабины и хорошо виден, когда кабина поднята. Порадовало отсутствие в районе ног вентиляционных отверстий – не надо дополнительной подготовки к зиме.
Чтобы начать движение, надо запустить двигатель, приподнять ковш и отпустить стояночный тормоз, нажав на тумблер на панели прямо над дверным проемом. Двигатель оснащен электроподогревом впускного воздуха, который включается при повороте ключа в замке зажигания, и стартер не запустится, пока не погаснет индикатор с символом спирали. После останова двигателя стояночный тормоз включится автоматически. Рядом с тумблером тормоза соседствуют выключатели световой сигнализации. Символ, похожий на мальтийский крест, на самом деле – включатель вентилятора системы отопления. Левее панели выключателей расположены счетчик машино-часов и три стандартных аналоговых прибора, показывающих температуру охлаждающей и гидравлической жидкостей и уровень топлива. Справа – световые индикаторы, причем индикатор с символом ковша горит постоянно: функция выравнивания ковша при подъеме-опускании автоматическая, в чем можно убедиться, манипулируя им.
Джойстики входят в базовую комплектацию. На правый джойстик выведена функция подъема стрелы, на левый – опрокидывания ковша. Крайними кнопками на обоих джойстиках включают указатели поворотов. Вторая кнопка на правом джойстике – звуковой сигнал.
Остальные кнопки и две средние педали управляют дополнительными контурами при навеске гидрофицированного оборудования, для подключения которого к ковшу выведены дополнительные магистрали. Левая крайняя педаль – аварийный тормоз, правая – педаль акселератора, соединенная тягами с рукояткой. Джойстики приятно лежат в руке. Управление острое – машина реагирует моментально – и вместе с тем пропорциональное и точное. На асфальте погрузчик легко разворачивается на месте. Подъем стрелы в крайнее положение проходит не без стука, но машина при этом не раскачивается. Чувствуется, что на заводе хорошо поработали с настройкой гидравлики.
После остановки обходим машину. Над радиаторной решеткой водружен мощный щиток под номерной знак, для которого нужно еще сверлить отверстия. Задняя дверца открывается ключом, и за ней – блок радиаторов: системы охлаждения двигателя и гидросистемы. Блок поворачивается на петлях, что удобно для чистки радиаторных сот. Здесь же расширительный бачок, воздушный фильтр и заливные горловины топливного бака и бака гидросистемы. Разводка для гидрофицированного навесного оборудования
Добраться до масляного щупа оказалось не так просто. Для этого, открыв замки на верхнем ограждении и приложив мускульное усилие, откидываем кабину. От падения кабина фиксируется стопором под дверью. В открывшемся «чреве» находится продольно расположенный двигатель, через сухое постояннозамкнутое однодисковое сцепление агрегатированный с насосным блоком Bosch-Rexroth.
Масляный щуп спрятан в сплетении трубопроводов под воздушным фильтром. Первый блок тандемного аксиально-поршневого насоса приводит левый гидромотор хода, второй блок – правый гидромотор. Третий аксиальный насос – рабочее оборудование. Гидромоторы также производства Bosch-Rexroth подсоединены непосредственно к передним колесам, а задние колеса приводятся через цепную передачу, погруженную в масляную ванну. Как видим, конструкция отличается от распространенной системы со средним положением гидромотора и отдельными цепными приводами на каждое колесо.
На первый взгляд, компоновка моторного отсека Locust более рациональна. На машине в базовой комплектации установлен односкоростной насос хода, и погрузчик разгоняется до 15 км/ч. В расширенной комплектации Speed + установлен двухскоростной насос. Рабочая скорость машины – до 10 км/ч, транспортная – до 20 км/ч. Для переключения между скоростными режимами на панель переключателей добавлен двухпозиционный тумблер («заяц» – «черепашка»).
Четырехцилиндровый 16-клапанный (!) дизель Yanmar 4 TNV 98 (разработка Komatsu) рабочим объемом 3,32 л, по заявлению компании, менее капризен в отношении качества топлива, чем аналогичные Cummins, Deutz и Perkins, и экономичен – расход 3,5 л/ч, однако это не означает, что в бак можно заливать что попало.
Машина производства словацкой компании WAY Industry a.s. наглядно продемонстрировал впечатляющие результаты творческого подхода к конструированию и дизайну машины – она симпатична, функциональна и очень удобна.
Технические характеристики Locust 903
Грузоподъемность, кг | 900 |
Опрокидывающая нагрузка, кг | 1844 |
Высота подъема ковша, мм | 3273 |
Высота выгрузки, мм | 2655 |
Вылет стрелы, мм | 640 |
Радиус поврота (по ковшу), мм | 2010 |
Вместимость стандартного ковша, м3 | 0,43 |
Полная масса, кг | 3305 |
Мощность двигателя, кВт | 52,1 при 2500 мин-1 |
Транспортная скорость, км/ч | 15 |
Производительность гидросистемы, л/мин | 112,5 |
Рабочее давление, МПа | 18,5 |
Габаритные размеры (с ковшом), мм | 3390х1880х2080 |
Л. Малютин