Общая вибрация, как результат механического взаимодействия человека с внешней средой, является на протяжении всей биологической эволюции важным экологическим фактором и обладает большой биологической активностью. формирование физиологических и патологических сдвигов со стороны различных систем организма, частота и степень выраженности этих нарушений зависят от эргономических данных рабочего места и особенностей человека
Нелегкий труд водителя строительно-дорожной машины или транспортного средства сопровождается вибрацией, снижающей производительность и приводящей к профзаболеваниям. Общая вибрация, как результат механического взаимодействия человека с внешней средой, является на протяжении всей биологической эволюции важным экологическим фактором и обладает большой биологической активностью. формирование физиологических и патологических сдвигов со стороны различных систем организма, частота и степень выраженности этих нарушений зависят от эргономических данных рабочего места и особенностей человека. Характер и глубина вибрационных нарушений обусловлены изменениями в вестибулярном анализаторе, опорно-двигательном аппарате, сердечно-сосудистой системе, гемодинамике кровообращения, нейро-гуморальной сфере. Чувствительной к вибрации является оптовестибулоспинальная система с развитием основных клинических проявлений: головные боли, несистемные головокружения, нарушение координации, лабильность артериального давления, изменение сосудов глазного дна, признаки неврозоподобного синдрома и вегетативной дисфункции, боли в мышцах спины, поясничном отделе позвоночника. Вибрация вызывает снижение остроты зрения, нарушение цветоощущения, сужение поля зрения, уменьшение устойчивости ясного видения, снижение функциональной подвижности, расстройство фиксации предметов глазом, нарушение четкости восприятия объектов, затруднение чтения приборной информации. При воздействии значительных доз вибрации у мужчин отмечено угнетение половой функции, развитие импотенции церебрально-спинального типа. Особенности женского организма делают женщин еще более восприимчивым к действию общей вибрации. Женские патологии усиливаются чрезвычайно неблагоприятным воздействием на репродуктивные функции. Поэтому труд женщин как операторов и водителей мобильных машин очень ограничен. Однако в России женщины повсеместно работают водителями трамваев и троллейбусов, поэтому проблема виброзащиты женщин на этих рабочих местах особенно актуальна. Широко известно, что водители и операторы мобильных машин страдают от заболеваний спины (профессиональное заболевание - недоверчивых просим обратить внимание на график (рис.1)), причем с возрастом (а, следовательно, наиболее квалифицированные) работники все чаще вынуждены прибегать к помощи медицины, т.е. пропускать рабочее время, находясь на лечении - амбулаторно или в стационаре. С точки зрения производства - это или простои техники, или же замена на менее квалифицированного работника, что, естественно, снижает производительность машины, каким бы мощным двигателем (емкостью ковша, шириной захвата, усилием на крюке и т.д. - ненужное зачеркнуть) не обладала новейшая машина. Да и однажды испытав прелесть заболевания и лечения спины, или, изучив это заболевание на коллеге, самый квалифицированный работник будет уже подстраховываться, избегая излишних перегрузок. Нетрудно сообразить, как это отразится на производительности. Далее, следует заметить, что лечение (амбулаторно или, тем более, стационарно) обходится в наши дни весьма недешево (и к тому же - из кармана работодателя). Вот и предлагается посчитать, во что обходится "экономия" на человеке (водителе, машинисте, трактористе и т.д.). Больной водитель стоит очень дорого - эта истина, пока. не нашла, к сожалению, должного понимания ни среди потребителей, ни среди производителей самоходных машин. Одним из основных средств борьбы с неизбежной вибрацией и обеспечения удобной рабочей позы и сравнительно дешевым средством является качественное сиденье водителя. Транспортные предприятия за рубежом отчетливо ощущают влияние круга проблем устройства рационального сидения в мобильной машине. Воспользуемся официальными данными профсоюзов Германии за 1995 год. Средний километраж грузового автомобиля в 1995 г. составил для местных сообщений 45.000 км и для перевозок на дальнее расстояние 145.000 км при 230 - 340 дней времени использования в год. Зарплата водителя в 1995 г. в обороте нетто составила в местном сообщении 43,7 % и в дальних перевозках 36,6 %. Заболеваемость в 1995 г. составила в целом 4,9 %, (т.е. при 220 рабочих днях 10,8 пропущенных (по болезни) дней). Убытки составили для местного сообщения 215 ДМ и для дальних перевозок 323 ДМ за день (в расчете на одного водителя). Для России этот показатель, с учетом состояния наших дорог, значительно выше. Только издержки пропущенных дней в году делают оправданным приобретение ортопедического виброзащитного сиденья для водителя грузового автомобиля. Сокращение и исключение пропущенных дней, а также увеличение времени эксплуатации грузового автомобиля в году дает только прибыль. Рабочее место в кабинах водителя и оператора не может быть источником заболеваний. Оно должно рационально поддерживать человека при его деятельности и уменьшать вредные нагрузки. Приведенные данные относятся к грузовым автомобилям. Естественно, для тракторов и строительно-дорожных машин, значительно более вибронагруженных, приведенные выше соображения еще более актуальны. В этих случаях установка комфортного ("ортопедического") сиденья может поднять производительность машины на 20%. И если предприятие-изготовитель предложит клиенту, готовому заплатить за бульдозер 500 тыс. руб., заплатить 520, объяснив, что он получит за дополнительную плату, особых возражений со стороны клиента не будет. При этом установка комфортного сиденья (импортного) увеличит себестоимость машины на. 4 - 8 тыс. руб. в зависимости от типа машины (исходим из того, что себестоимость всей машины составляет около 400 тыс. или более). Рассмотрим упрощенный пример. Пусть некоторый завод производит большегрузные автомобили. Годовая программа выпуска составляет - 100 шт в год. Цена машины (без сиденья) составляет 300 тыс. руб. Стоимость базового сиденья - 2 тыс. руб. Стоимость нового виброзащитного сиденья - 15 тыс. руб. приводит руководителей в шоковое состояние. Но произведем простой расчет. Пусть норма дохода завода от продаж одной машины составляет 10% (30 тыс. руб.). При установке нового сиденья доход завода можно повысить повышением продажной цены например до 315 тыс. Во-вторых за счет повышения качества машины можно увеличить число продаж (в том числе за рубеж), пусть на 1% (всего на одну машину с новым сиденьем). В результате мы получим дополнительный доход от продажи одной машины:
- От роста цены - 2 тыс. руб.
- От роста продаж - 30 тыс. руб.
Снижение уровней вибрации рабочих мест и улучшение их эргономических характеристик позволит решить одну из важнейших проблем улучшения условий труда и сохранения здоровья рабочих. Уровень и частотный спектр вибраций на рабочем месте водителя зависит от профиля дороги, скорости движения, уровня вибраций двигателя, подвески шасси и кабины и, наконец, сиденья водителя. Современное водительское сиденье имеет две основных части -это посадочное место (само сиденье и спинка с подголовником) и подвеска сиденья (достаточно сложное устройство с пружиной - механической или пневматической, амортизатором и специальным направляющим устройством). Посадочное место должно обеспечить оптимальную рабочую позу водителя, прежде всего, с точки зрения сведения к минимуму напряжения в позвоночном столбе - для этого необходимо обеспечить изменение профиля спинки, например, с помощью специальных воздушных карманов, расположенных под обивкой, в которые подается воздух, или из которых он стравливается в атмосферу. Подушки сиденья решают вопросы высокочастотной виброзащиты и создают необходимый oрежим тепло- и влагообмена. При необходимости предусматривается подогрев подушек с помощью специальных термоэлементов, подключаемых к бортовой электросети. К посадочному месту относятся также повышающие комфорт водителя - подлокотники и способствующий оптимальной рабочей позе - подголовник. Эти элементы имеют свои регулировки - подлокотники, как правило, делают откидывающимися, а в некоторых случаях имеется возможность менять их угол наклона и точку крепления. К посадочному месту крепится и пояс безопасности. Таким образом, совершенное водительское сиденье является сложным узлом, а защита водителя от вибрации при движении автомобиля представляет собой инженерную задачу, требующую больших затрат.
На рисунке представлено наиболее сложное водительское сиденье немецкой фирмы "Grammer AG" с ручками управления (джойстиками) машиной, установленными на специальных консолях, и его механизмами. Такое решение позволяет машинисту-оператору в течение всей рабочей смены, а она достигает 15-16 часов, не менять позу, управляя машиной. Это сиденье может использоваться в экскаваторах и тяжелых кранах и промышленных тракторах большой мощности. Сиденья фирмы "Grammer AG" перекрывают весь спектр выпускаемой техники. Они могут устанавливаться на машины при их производстве и заменяться новыми при ремонте. Высокий срок службы сиденья (более 10 лет) почти всегда превышает срок службы машины. Но у производителя машин в России часто нет денег на зарплату рабочим, а у потребителя нет средств на покупку более дорогой машины. И получается, что и производитель, и клиент заинтересованы на практике получить дешевую машину. Но чем оборачивается эта мнимая экономия за счет рабочего места водителя в будущем для обоих? Насколько экономически выгодно для клиента покупать дешевую машину, а производителю устанавливать более качественное сиденье? Отечественные сиденья, как правило, характеризуются низким коэффициентом подавления вибраций, низким сроком службы и плохими эргономическими показателями. Можно показать, что кроме социальной значимости безопасности жизнедеятельности оператров мобильных машин виброзащита с использованием совершенных сидений приносит конкретному потребителю машин реальный экономический доход. Расчеты показывают, что только узкий класс мобильных машин не приносит дохода - это машины с низким коэффициентом загрузки в смену (менее 0,2) и машины, работающие на малых скоростях и в условиях хорошей дороги. Методической базой для оценки экономической эффективности установки виброзащитных сидений на мобильные машины является современные материалы по бизнес-планированию и имитационному моделированию предприятия. Установка высококачественного сиденья на отечественных машинах - это не только улучшение безопасности, комфорта и эргономичности рабочего места - это получение машины с улучшенными эксплуатационными характеристиками незначительными по сравнению со стоимостью машины средствами. Освоить передовые зарубежные технологии изготовления виброзащитных сидений, снижая их стоимость по сравнению с импортными можно поэтапно: 1. Организацией сборки сидений из зарубежных комплектующих с использованием отечественного крепежа. 2. Налаживанием изготовления отдельных деталей; 3. Разработкой и организацией производства отечественных высококачественных сидений на основе покупки лицензий. В наше время, когда в России начинают устанавливаться рыночные отношения, приходится задумываться о возможных путях повышения безопасности труда и прибыли предприятий, тесно связанных с эксплуатацией различных мобильных машин - грузовиков, автобусов, общественного и промышленного электротранспорта, железнодорожного и водного транспорта, автосамосвалов, тракторов, строительно-дорожных, горнодобывающих машин. Одним из них, на первый взгляд неочевидным, является создание комфортных условий для операторов-водителей.
Синев А.В., д.т.н., Соловьев В.С., д.т.н.,Бобров Б.Ф.,к.т.н.