Оригинальные и неоригинальные запчасти: что выбрать?

Запасные части для строительного, дорожного и горного оборудования на рынке США. Связь с рынком России и сравнительный анализ цен

Важнейшим фактором эффективной эксплуатации строительного, дорожного и горного оборудования является его обеспечение высококачественными запасными частями.

Крупнейшими мировыми производителями такого оборудования являются фирмы «Caterpillar», «Komatsu», «Case», «Hitachi», «John Deere», «JCB», «Liebherr», «Volvo», «Terex», «Daewoo», «Hyundai» и ряд других компаний.

Рынок запасных частей для этого оборудования в США включает несколько основных категорий: оригинальные запчасти (здесь и далее - ОЗ), неоригинальные запчасти - «аф-термаркет» (AM), восстановленные запчасти (ВЗ) и запчасти, бывшие в употреблении (БУ). Каждая из этих категорий запчастей имеет свой сложившийся сектор рынка. В данном обзоре мы рассмотрим две крупные категории: ОЗ и AM. Следует отметить, что основная доля запасных частей на российском рынке относится именно к этим двум категориям.

ОЗ изготавливаются производителями оборудования и фирмами, с которыми производители оборудования имеют контракты на их изготовление. ОЗ характеризуются хорошим качеством и высокой ценой и снабжены фирменным знаком производителя. Большие компании, закупающие оборудование крупными партиями (от нескольких миллионов до десятков миллионов долларов), используют ОЗ в большом объёме . Это связано с тем, что изготовители предоставляют крупным владельцам оборудования льготные цены и хорошие кредитные условия на закупаемые запчасти. Соответственно происходит снижение затрат на закупку ОЗ, что важно, так как цены на них значительно выше, чем на другие категории запчастей. Большинство средних и небольших компаний, а также часть крупных компаний покупают в основном ту часть номенклатуры ОЗ, которая не покрывается другими категориями запчастей - AM и ВЗ. Экономически это целесообразно, так как AM и ВЗ значительно дешевле. На рынках запчастей, в частности в России, встречаются поставки контрафактных запчастей, незаконно маркированных фирменными знаками компаний-изготовителей. Эти запчасти-подделки не имеют отношения ни к одной из вышеперечисленных категорий (ОЗ, AM, ВЗ), их качество, естественно, ничем не гарантировано, и их использование часто приводит к длительным и дорогостоящим простоям оборудования.

В США сектор рынка для категории ОЗ достаточно крупный, его ежегодный оборот составляет сотни миллионов долларов.

AM запчасти изготавливаются независимыми компаниями, в большинстве своем не связанными с производителями оборудования. Такие фирмы осваивают изготовление определённого вида деталей, например: уплотнения, шайбы, шланги и т.д., или групп деталей для различных узлов двигателя: поршни, кольца, шатуны, коленвалы и т.д. Качественные AM снабжены фирменным знаком изготовителя или фирмы, несущей гарантийные обязательства по этим запчастям. Гарантийные обязательства по AM такие же, как и по ОЗ. Как правило, независимые производители запчастей начинают производство AM для моделей машин, которые выпускаются три-пять и более лет. Происходит это по нескольким причинам. К указанному сроку эксплуатации оборудования, в силу его износа, значительно возрастает потребность в запасных частях. Для освоения производства высококачественных, сертифицированных AM необходимо разработать технологии их изготовления, подобрать материалы и оборудование, а также провести эксплуатационные и другие виды испытаний. Всё это требует определённого времени. Помимо этого, необходимо выполнение правил, связанных с патентной защитой новых образцов оборудования. Как показывает анализ статистической информации, фирмы - производители AM обеспечивают изготовление от 30% до 75% всей номенклатуры запчастей, необходимых для ремонта и обслуживания оборудования различных моделей, в зависимости от времени их выпуска. В разных странах мира эксплуатируется от 65% до 85% оборудования, выпуск которого начат пять и более лет назад. Для России эта цифра ближе к верхнему пределу. Цены на AM ниже цен на ОЗ, причём, в зависимости от вида деталей, это снижение колеблется от 20% до 65%. Такая ценовая разница делает покупку AM, при условии их высокого качества, экономически целесообразной для практически любой компании, эксплуатирующей и ремонтирующей оборудование. Это обеспечивает хороший сбыт AM, поэтому в США сектор рынка этих запчастей достаточно крупный и его ежегодный оборот, так же, как и ОЗ, составляет сотни миллионов долларов.

Что является основными причинами более низких цен на AM? Производители оборудования при создании новых моделей несут крупные затраты на разработку их конструкции (от макетных образцов до серийных), доводку машин, различные виды испытаний, разработку комплексных технологий, вывод на серийное производство, гарантийное обслуживание и т.д. Эти затраты заложены в стоимости нового оборудования и в стоимости ОЗ, что значительно повышает их цену. Изготовители AM несут существенно меньшие затраты на освоение выпуска новых деталей, так как работают с дета-лями, взятыми из уже выпускающейся модели, и не затрачивают средств на создание новых конструкций. Указанные причины в основном и обеспечивают заметную и устойчивую разницу в стоимости ОЗ и AM.

AM имеют разное качество: от высокого, не уступающего ОЗ, до низкого, не отвечающего необходимым требованиям. Основными причинами разброса качества является то, что AM производятся как современными высокотехнологичными заводами в США, Канаде, странах Европы и их филиалами в других странах (качество высокое), так и предприятиями, не имеющими необходимого оборудования и не владеющими соответствующими технологиями (качество низкое). В основном такие фирмы расположены в слаборазвитых (третьих) странах.

Для взвешенного решения вопроса о том, какую категорию запчастей выбирать - 03 или AM, - необходимо владеть полной информацией о том, какая номенклатура требуемых запчастей покрывается высококачественными AM и какие фирмы эти детали производят. Определяющим становится фактор правильного выбора производителей и поставщиков высококачественных запчастей.

На рынке запчастей в США работает большое количество как компаний-производителей, так и поставщиков AM из различных стран мира. Многие из них работают на этом рынке на протяжении десяти и более лет. Эти компании производят и поставляют детали высокого качества. AM этих компаний сертифицированы и защищены гарантиями производителей. Каждая из этих компаний имеет свой сектор рынка и работает с постоянными покупателями на протяжении многих лет. Последнее, в частности, подтверждает, что эти компании производят и поставляют AM высокого качества.

Для сравнительного анализа цен на AM и ОЗ на рынке США и связей с рынком России использовалась база данных компании «Aurora International Inc.», г. Денвер, США, которая на протяжении 10 лет специализируется на поставках различного оборудования и запасных частей к нему для российских потребителей. База данных компании содержит информацию о номенклатуре, ценах и качестве поставляемых запчастей более чем по 250 фирмам и постоянно пополняется. Кроме этого, имеется информация о том, сколько лет эти компании работают на рынке запчастей, об их специализации, репутации и т.д. Достоверность и полнота информации подтверждены совместно выполненными контрактами, отзывами покупателей и партнёров и сертификатами качества поставляемой продукции.

Для сравнительного анализа цен на AM и ОЗ из базы данных была взята информация по фирме «Caterpillar»: для бульдозеров D6H, D9L, DION, погрузчиков 938, 988, 992, экскаваторов САТЗЗО, САТ235 - и по фирме «Komatsu»: для бульдозеров D65, D155, D355 и погрузчиков WA320, WA380, WA420. При этом использовалась информация по ценам для трёх характерных видов запасных частей: резинотехнические изделия, подшипники, детали двигателя. В состав групп входят резинотехнические изделия: О-кольца, сальники, уплотнения; подшипники: подшипники качения и скольжения; детали двигателя: поршни, кольца, шатуны, гильзы, седла клапанов. Для рынков США и России на диаграммах 1 (а, Ь, с), 2 (а, Ь, с), 3 (а, Ь, с) представлена связь цен и различных видов запасных частей, указанных выше. Диаграммы 1 (а, Ь, с) - резинотехнические изделия. Диаграммы 2 (а, Ь, с) - подшипники. Диаграммы 3 (а, Ь, с) - детали двигателя.

По вертикали отложены цены, причём для сравнения за базовую принята цена ОЗ, так как эти части изготовлены производителем оборудования. Цена ОЗ - это отношение стоимости ОЗ, взятой из «прайс-листа» для дилеров, к самой себе. На всех диаграммах: верхняя горизонтальная линия показывает цену ОЗ (единица). Цена AM взята как отношение стоимости AM к стоимости ОЗ, т.е. в долях единицы. Это позволяет наглядно оценить соотношение цен на AM и ОЗ.

На горизонтальной оси показаны характерные детали каждой группы. Диаграмма 1 (а, Ь, с): А, В - О-кольца, С, D -уплотнения, Е, F - сальники. Диаграмма 2 (а, Ь, с): А, В, С -подшипники качения, D, Е, F -подшипники скольжения. Диаграмма 3 (а, Ь, с): А - поршни, В - седло клапана, С - шатуны, D - гильзы, Е - пальцы, F - кольца. Для рынка США на диаграммах 1 (а), 2 (а), 3 (а) представлены зависимости цен деталей AM и ОЗ для каждой группы.

Линии 1 - граница минимальных цен, а линии 2 - граница максимальных цен. Область между ними есть диапазон цен на AM для каждой группы. Линии 3 - средняя цена в каждой группе. Для каждой диаграммы брались данные по пяти лучшим изготовителям запчастей AM по соответствующей группе.

Как видно из диаграмм 1 (а), 2 (а), 3 (а), максимум средних цен на детали всех групп для AM (линии 3) ниже, чем для ОЗ, на 27-31%, а минимум цен на AM ниже, чем ОЗ, на 40-58%. Следовательно, усреднённое снижение цен при приобретении AM составляет 33,5-44,5% по сравнению с ОЗ, или 1,5-1,8 раза. Для более точной оценки экономии средств следует внести корректировку, связанную с «удельным весом» данного вида запчастей в среднестатистическом контракте, требуемыми сроками поставок и т.д. С учётом статистических данных экономия средств несколько меньше и составляет в среднем 30-40% по сравнению с ОЗ, или затраты ниже в 1,4-1,65 раза. Важной особенностью цен на запчасти AM на рынке США является значительный их разброс. Диаграммы показывают, что для всех групп деталей он составляет 35-60% от средних цен (линии 3), или 20-30% от цены ОЗ. При наличии полной информации об изготовителях AM можно за счёт оптимального их выбора снизить уровень цен на запчасти от средних (линии 3) в сторону минимальных цен (линии 1), не поступаясь качеством поставок. Это может позволить дополнительно сэкономить от 5% до 10% средств. В целом, экономия средств при оптимальной организации закупки запчастей составляет 35-45%, или затраты в 1,5-1,8 раза меньше, чем на ОЗ. Значительный разброс цен на AM при практически одинаковом высоком качестве говорит о «непрозрачности» этого сектора рынка, т.е. одна и та же запчасть одинакового качества имеет разную цену. Разница достаточно большая и составляет до 50%. Обычно для сложившейся рыночной экономики, каковой является экономика США, на близкую по качеству продукцию разброс цен на одноимённые изделия невелик.

 Диаграмма 1. Резинотехнические изделия
 Диаграмма 1. Резинотехнические изделия

 

 Диаграмма 2. Подшипники
 Диаграмма 2. Подшипники

 

 Диаграмма 3. Детали двигателя
Диаграмма 3. Детали двигателя

В чём причины этой необычной ситуации? К основным причинам мы бы отнесли следующие: 1) данный сектор рынка интенсивно развивается, расширяются, и создаются новые производства запчастей, идёт борьба за клиентов, и следовательно, ценообразование только формируется; 2) покупатели достаточно консервативны и предпочитают работать с одними и теми же поставщиками на протяжении долгого времени; 3) у потребителей отсутствует полная информация о производителях и поставщиках AM.

В последние несколько лет информационное обеспечение потребителей в США значительно улучшилось. Происходит это за счёт увеличения тиража и объёмов рекламы, выпуска периодических специализированных изданий, улучшения работы ассоциаций и объединений производителей и поставщиков AM, использования Internet - компании имеют website, что позволяет им быть представленными в крупных информационных системах. В разных странах мира проводятся ежегодные специализированные выставки, в которых участвуют крупные производители ОЗ и AM, а также крупные оптовые поставщики. Некоторые компании производят продажу запчастей через Internet «online».

На российском рынке запчастей достаточно полно представлены только компании -производители оборудования, их дилеры и дистрибьюторы. Они имеют свои склады и представительства в некоторых городах России. Все эти фирмы поставляют ОЗ. Это позволяет потребителю решать вопросы ремонта оборудования, но по высоким ценам. Российские компании, эксплуатирующие импортное оборудование, ежегодно закупают запасные части на десятки миллионов долларов. В то же время, на территории России практически нет крупных складов AM, т.е. данный сектор рынка, с более дешёвыми, но качественными запасными частями, находится в стадии становления. Для сравнения: в США имеются десятки компаний, на действующих складах которых находятся запчасти AM на десятки миллионов долларов. Создание складов запчастей AM в России, при профессиональном подходе к данному вопросу, - перспективный и прибыльный бизнес. В настоящее время основная масса поставок AM в Россию происходит через небольшие и средние компании-поставщики из разных стран Европы, Канады, США и др., а также через российские посреднические фирмы. Профессиональный уровень компаний-поставщиков различный. Поэтому все особенности и недостатки рынка США могут быть перенесены на российский рынок, причём в их худших проявлениях. Информационное обеспечение потребителей насчет производителей и поставщиков AM недостаточно, а зачастую носит случайный или предвзятый характер. Поставляется значительное количество запчастей низкого качества. Для сравнительного анализа информация по ценам на запчасти была взята у российских компаний, ежегодно покупающих AM в объёмах от $30000 и более, и из «прайс-листов» компаний-поставщиков. На диаграммах 1 (Ь), 2 (Ь), 3 (Ь) представлены зависимости цен деталей AM и ОЗ для каждой группы от разных изготовителей и поставщиков для российских покупателей. Линии 4 и 5 показывают границы для минимальных и максимальных цен AM на российском рынке. Как видно из диаграмм 1 (Ь), 2 (Ь), 3 (Ь), диапазон цен на эту категорию запчастей достаточно размыт по сравнению с рынком США. Минимальные цены (линии 4) подняты вверх практически до уровня средних цен на рынке США. Граница максимальных цен (линия 5) также смещена в сторону их существенного повышения, до уровня ОЗ, а иногда и несколько выше. Средний уровень цен AM в России (линии 6 на диаграммах 1 (Ь), 2 (Ь), 3 (Ь)) составляет 70-90% от стоимости ОЗ, или в 1,1-1,4 раза ниже. Следует учитывать, что имеют место поставки запчастей низкого качества. Это увеличивает риски значительных убытков покупателей при их использовании. Если для оценки затрат исключить низкокачественные AM, цены на которые находятся в нижней части ценового диапазона на диаграммах, то средняя стоимость высококачественных AM на российском рынке ещё выше, как минимум на 4-5%. С учётом дополнительных факторов: «удельного веса» данного вида запчастей в среднестатистическом контракте, объёма закупок, сроков поставок, особенностей доставки и т.д. -снижение затрат на закупку AM по сравнению с ОЗ на российском рынке составляет 5-25%, или в 1,05-1,33 раза ниже. Это снижение затрат значительно меньше, чем на рынке США. На диаграммах 1 (с), 2 (с), 3 (с) представлены средние цены на рынках США (линии 7) и России (линия 8) для трёх видов запчастей. Разрыв в ценах на высококачественные AM в СИТА и России составляет 15-35%. Таким образом, российский покупатель тратит на закупку одних и тех же AM запчастей в 1,2-1,4 раза больше средств, чем в США. При профессионально обоснованном выборе производителей и поставщиков AM можно значительно уменьшить эту разницу и приобрести высококачественные запчасти по ценам, близким к ценам в США В целом, снижение затрат на российском рынке по закупке AM в сравнении с ОЗ может составить 1,4-1,7 раза. Такая экономия средств будет и должна быть близка к тому, что происходит на рынке в США.

Выводы:

1. На рынках США и России используются в основном четыре категории запчастей для ремонта различного оборудования: оригинальные - 03; изготовленные в системе «Аф-термаркет» - AM; восстановленные - ВЗ и бывшие в употреблении - БУ.

2. Оригинальные запчасти (03) производятся фирмами - изготовителями оборудования. Запчасти имеют хорошее качество и высокие цены. Они снабжены фирменным знаком, сертифицированы и имеют гарантии производителя. Ежегодный оборот данного сектора рынка в США составляет сотни миллионов долларов.

3. Высококачественные «Афтер-маркет» запчасти (AM) производятся независимыми производителями и имеют существенно более низкие цены, чем 03. Эти запчасти снабжены фирменным знаком, сертифицированы и имеют гарантии производителя. Ежегодный оборот данного сектора рынка в США составляет сотни миллионов долларов.

4. Производители AM обеспечивают изготовление от 30% до 75% всей номенклатуры запчастей, необходимых для ремонта оборудования, в зависимости от модели и года его выпуска.

5. Использование контрафактных (поддельных) запчастей 03 и некачественных AM приводит к длительным простоям оборудования и значительным убыткам.

6. Обоснованный и правильный выбор производителей и поставщиков AM является важнейшим фактором эффективности использования запчастей и экономии средств на их закупку.

7. Использование высококачественных AM позволяет снизить затраты на закупку запчастей в 1,5-1,8 раза, по сравнению с 03 на рынке США.

8. Использование высококачественных AM на российском рынке может снизить затраты на закупку запчастей до 1,4-1,7 раза по сравнению с 03, сейчас это снижение составляет 1,05-1,33 раза.

9. Создание в России складов запчастей AM для обеспечения строительного, дорожного и горного оборудования качественными и недорогими запчастями является перспективным и прибыльным бизнесом.

 

по материалам журнала "Строительная техника и технологии"
автор:
Зорин В.А., д.т.н., МАДИ(ГТУ),
Шохрин Б.З., к.т.и., президент «Aurora International Inc.», USA

 

Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.
Заметили ошибку? Выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter, чтобы оповестить редакцию сайта.
Оцените, пожалуйста, статью:
Оценивших: 7, оценка: 5 из 5
Нам очень важно ваше мнение
5
5
5
7
Подписаться на новости
рынка спецтехники
Подписаться