Специальные программы по аренде техники, осуществляемые её крупнейшими мировыми производителями
В настоящее время специальные программы по аренде техники реализуют такие лидеры мирового строительного и дорожного машиностроения, как компании «Caterpillar», «Volvo CE», «Komatsu», «Liebherr» и «Hitachi».
В наибольшем объёме арендой занимается компания «Caterpillar». Она начала создавать систему по традиционной аренде техники (rent-to-rent) с 1996 г. под названием Cat Rental Store. Для каждого предприятия, входящего в эту систему, характерны организация работ по лучшим мировым стандартам в сфере аренды и комплектование парка сдаваемой в аренду техники, помимо машин производства «Caterpillar» (в том числе обязательно с мощностью двигателя менее 120 л.с.), малогабаритными машинами, средствами малой механизации и инструментом лучших мировых производителей. Этот набор техники призван обеспечить эффективное выполнение небольшими строительными подрядчиками большинства работ на строительной площадке от начала и до конца. В такой набор входят: малогабаритные самоходные подъёмники, вилочные погрузчики, компрессоры и генераторы, сварочные агрегаты, водяные насосы и воздушные подогреватели, оборудование для резки бетона, мини-траншеекопатели, осветительные мачты, трамбовочные плиты, мини-катки и др. Предприятия, входящие в систему, оказывают друг другу содействие в выполнении заказов отдельных клиентов.
«Caterpillar» оказывает предприятиям, входящим в эту систему, помощь в виде:
- консультаций (по улучшению производственной деятельности, повышению эффективности, использованию передового опыта);
- обучения;
- предоставления методической документации (например Rental Barometer);
- льготного финансирования по приобретению техники;
- централизованного продвижения Cat Rental Store (реклама, пропагандирование и др.);
- содействия в продаже машин после 3–5 лет их сдачи в аренду и др.
По поводу продажи б/у машин после их сдачи в аренду у «Caterpillar» существует специальная программа, включающая в себя:
- высококачественный осмотр и восстановление работоспособности б/у машин по специальным стандартам;
- выдачу на такие машины сертификатов и гарантий;
- внесение машин в централизованную электронную базу данных в Интернете, доступную для клиентов;
- продажу б/у машин различными способами.
В настоящее время эта система включает в себя около 1600 предприятий, расположенных в Америке, Европе, Африке, на Ближнем Востоке, в Японии, Австралии и Новой Зеландии. В данную систему входят практически все дилеры «Caterpillar». На Россию данная система пока не распространяется. Польза от системы аренды для «Caterpillar» проявляется в росте спроса на новые машины, в значительном объёме продаж посредством аренды, а также в большей доходности для дилеров компании.
Следует отметить, что вопрос развития аренды входит в состав стратегических целей «Caterpillar». Кроме того, развитие аренды относится к обязанностям одного из вице-президентов компании.
Торговые арендные ассоциации
Под этим термином понимаются самоуправляемые и саморазвивающиеся неприбыльные торговые ассоциации. Торговыми они называются потому, что основной их целью является повышение объёмов реализации и прибыли от продаж собственного товара каждого предприятия, входящего в ассоциацию. При этом увеличение объёма продаж и прибыли обеспечивается благодаря реализации поддерживаемых всеми членами ассоциации первоочередных мер общего характера по совершенствованию бизнес-среды и организации деятельности отдельных предприятий.
Торговые ассоциации в сфере аренды уже несколько десятилетий существуют в США, Великобритании, Японии и др. странах. Сравнительно недавно такая ассоциация была создана и в КНР. В России подобные ассоциации отсутствуют. Значительное развитие торговых ассоциаций за рубежом в значительной мере обусловлено концепцией взаимозависимости, широко осознаваемой и поддерживаемой бизнес-сообществом. Согласно ей независимые предприятия, объединив свои способности и возможности, могут создать вместе что-то более значительное по сравнению с независимой деятельностью каждого из них. Особый интерес представляет вышеупомянутая ARA, охватывающая около 4200 предприятий. Её главной целью является «содействие успеху членов Ассоциации и росту арендной отрасли».
Стратегические цели ARA формулируются следующим образом:
- добиваться, чтобы члены ARA рассматривали своё пребывание в Ассоциации как основу успеха в бизнесе;
- ARA должна быть признана лидером по защите интересов своих членов в правительстве страны;
- аренда техники должна стать предпочтительным выбором для клиентов;
- члены ARA и арендная отрасль должны получать выгоды от дружеских отношений между Ассоциацией и организациями, имеющими общие интересы и цели;
- ARA должна занимать позицию эффективного лидера в арендной отрасли.
ARA предоставляет своим членам широкий набор услуг. В частности, она:
- проводит ежегодную выставку и конференцию;
- издаёт ежемесячный журнал;
- обучает персонал АП;
- организует семинары и круглые столы;
- выпускает разнообразную методическую и нормативную документацию;
- выпускает два Интернет-издания;
- участвует в законотворческой деятельности;
- ежегодно издаёт отчёт с анализом деятельности множества предприятий с целью бенчмаркинга;
- полномасштабно пропагандирует пользу от аренды;
- содействует предприятиям в льготном приобретении техники для аренды и др.
Особенности организации деятельности АП в России
За последние пять лет аренда строительной техники в РФ интенсивно развивается. При этом среди российских предприятий-арендодателей можно выделить:
- дочерние предприятия крупных зарубежных арендных компаний: (например, санкт-петербургские «Рамирент Машинери» и «Заневка Прокат»);
- предприятия-дилеры зарубежных производителей (например, московские «Техстройконтракт», «Лонмади» и «Инстройтехком-Центр»);
- предприятия-дилеры и дочерние торговые предприятия крупных российских производителей (например, «Промтрак» из Твери, «Четра - Промышленные машины» из Чебоксар);
- строительно-монтажные предприятия (например, «Акрос» из Санкт-Петербурга и «Механизация МСМ-1» из Москвы);
- предприятия различной направленности (например, московские «Мусору Нет» и «Маяк»);
- АП с иностранными инвестициями (например, «Рентек» и «Рентакран» из Москвы и Подмосковья);
- АП с российскими инвестициями (например, «Строй-Рент» из Санкт-Петербурга, московские «ПТМ-Столица» и «Вертикаль»);
- предприятия-продавцы техники (например, «Рабочие машины» из Москвы и «Предприятие Стройкомплект» из Екатеринбурга).
Число АП и объём их деятельности постоянно увеличиваются. Соответственно, резко усиливается конкуренция на российском рынке аренды.
При этом большинство РП предоставляют товар, существенно (в несколько раз) отличающийся по качеству (в худшую сторону) от лучших зарубежных компаний. По сравнению с последними, российские АП демонстрируют гораздо более низкие (до 2–5 раз) показатели эффективности своей деятельности. Это обусловлено сравнительно неразвитой организацией деятельности ряда предприятий-арендодателей, в основном проявляющейся — по сравнению с передовым опытом — в следующем:
1. РП в своей маркетинговой деятельности в основном придерживаются невысокой по эффективности концепции «интенсификации продаж товара», которая направлена на завоевание клиента за счёт продажи любым способом имеющегося у предприятия товара. При этом продавца не интересует, кто покупает этот товар и почему. В передовой практике преимущественно распространена концепция «чистого маркетинга», которая отталкивается от рынка, опирается на нужды клиентов, ориентируется на согласование всех маркетинговых действий, влияющих на потребителей, и утверждает, что для прибыльной деятельности необходимо наладить долгосрочные отношения с потребителями, основанные на потребительской ценности товара и удовлетворённости потребителей. Ориентация на клиента и потребительскую ценность — вот главные составляющие роста продаж и прибыли.
Соответственно, из-за ориентации на неэффективную концепцию многие РП ограниченно используют все потенциальные возможности современных методов маркетинга.
2. РП в основном не используют современный высокоэффективный процессный подход к организации деятельности предприятия. Они не идентифицируют основные и вспомогательные процессы, не устанавливают для процессов результативные и процессные показатели, не планируют и не измеряют эти показатели, не управляют процессами и не занимаются их развитием.
3. РП постоянно не занимаются совершенствованием услуг, процессов, работников, знаний и стиля работы персонала с использованием современных методов. Тем самым РП не реагируют на постоянное ужесточение внешних условий функционирования. Ни одно из предприятий не использует высокоэффективный метод «Шесть сигм».
4. РП в основном не занимаются созданием идеологических основ ведения бизнеса, способствующих мотивации персонала в успешной работе предприятия. Имеется в виду использование правильно составленных ценностей, миссии, видения, ключевых факторов успеха, стратегических целей и стратегических установок.
5. На большинстве РП используется несовершенный менеджмент. Имеются в виду неразвитые подсистемы корпоративного и функционального управления, отсутствие правильных целей, несовершенное планирование и неэффективная организация выполнения планов. В недостаточной мере проявляется лидерство руководителей.
6. Большинство РП не управляют качеством предоставляемых услуг, не учитывают, что фактическое восприятие качества услуг потребителями в значительной мере обусловлено качеством взаимоотношений персонала арендодателя и потребителей. РП не уделяют внимание вопросам обеспечения высокого уровня надёжности, производительности и экономичности работы сдаваемой в аренду техники.
7. Большинство РП не считают, что главным ресурсом компании становятся знания её персонала. РП не занимаются вопросами выявления того, какие знания нужны, какие знания имеются, и что надо делать для повышения уровня знаний персонала. У персонала многих предприятий отсутствует серьезная подготовка по основам ведения бизнеса, маркетинга, менеджмента, экономики, качества, эксплуатации и сервиса техники, строительства и др.
8. Большинство РП не применяют бенчмаркинга с целью выявления лучших достижений и последующего их использования на предприятии. Имеются в виду лучшие достижения не только в российской, но и в зарубежной практике отраслевого и межотраслевого уровня.
9. Большинство РП не используют современную систему управления парком сдаваемых в аренду машин, являющуюся основой для успешного ведения бизнеса. Эта система, как известно, охватывает такие взаимосвязанные подсистемы, как формирование парка, использование парка по назначению, технический сервис машин, обеспечение запасными частями и эксплуатационными материалами, финансовое и информационное обеспечение функционирования парка техники.
10. На большинстве РП отсутствует развитая информационная система, позволяющая эффективно решать множество практических задач, с том числе с использованием современного программного обеспечения для ЭВМ. Практически не применяется управленческий учёт.
11. РП практически не пользуются полезными услугами консультационных фирм для содействия успешному и ускоренному развитию.
12. Многие РП применяют недостаточно совершенные процессы предоставления в аренду техники с оператором, а также технического сервиса.
13. Применяемые формы договоров, как правило, не стимулируют высококачественную и эффективную работу предприятия-арендодателя.
По нашему мнению, только те предприятия, которые смогут устранить перечисленные недостатки в организации работы, смогут успешно функционировать на российском и мировом рынках аренды техники.
д.т.н., профессор, академик РАПК,
генеральный директор ООО «Фирма МС Консалтинг» (г. Москва)
msconsulting.ru