Формирование физиологических и патологических сдвигов со стороны различных систем организма, частота и степень выраженности этих нарушений зависят от эргономических данных рабочего места и особенностей человека. Характер и глубина вибрационных нарушений обусловлены изменениями в вестибулярном анализаторе, опорно-двигательном аппарате, сердечно-сосудистой системе, гемодинамике кровообращения, нейро-гуморальной сфере. Чувствительной к вибрации является оптовестибулоспинальная система с развитием основных клинических проявлений: головные боли, несистемные головокружения, нарушение координации, лабильность артериального давления, изменение сосудов глазного дна, признаки неврозоподобного синдрома и вегетативной дисфункции, боли в мышцах спины, поясничном отделе позвоночника. Вибрация вызывает снижение остроты зрения, нарушение цветоощущения, сужение поля зрения, уменьшение устойчивости ясного видения, снижение функциональной подвижности, расстройство фиксации предметов глазом, нарушение четкости восприятия объектов, затруднение чтения приборной информации. При воздействии значительных доз вибрации у мужчин отмечено угнетение половой функции, развитие импотенции церебрально-спинального типа.
Снижение уровней вибрации рабочих мест и улучшение их эргономических характеристик позволит решить одну из важнейших проблем улучшения условий труда и сохранения здоровья рабочих. Уровень и частотный спектр вибраций на рабочем месте водителя зависит от профиля дороги, скорости движения, уровня вибраций двигателя, подвески шасси и кабины и, наконец, сиденья водителя. Одним из основных средств борьбы с неизбежной вибрацией и обеспечения удобной рабочей позы и сравнительно дешевым средством является качественное сиденье водителя. Современное водительское сиденье имеет две основных части - это посадочное место (само сиденье и спинка с подголовником) и подвеска сиденья (достаточно сложное устройство с пружиной - механической или пневматической, амортизатором и специальным направляющим устройством). Посадочное место должно обеспечить оптимальную рабочую позу водителя, прежде всего, с точки зрения сведения к минимуму напряжения в позвоночном столбе - для этого необходимо обеспечить изменение профиля спинки, например, с помощью специальных воздушных карманов, расположенных под обивкой, в которые подается воздух, или из которых он стравливается в атмосферу. Подушки сиденья решают вопросы высокочастотной виброзащиты и создают необходимый режим тепло - и влагообмена. При необходимости предусматривается подогрев подушек с помощью специальных термоэлементов, подключаемых к бортовой электросети.
К посадочному месту относятся также повышающие комфорт водителя - подлокотники и способствующий оптимальной рабочей позе - подголовник. Эти элементы имеют свои регулировки – подлокотники, как правило, делают откидывающимися, а в некоторых случаях имеется возможность менять их угол наклона и точку крепления. К посадочному месту крепится и пояс безопасности. Таким образом, совершенное водительское сиденье является сложным узлом, а защита водителя от вибрации при движении автомобиля представляют собой инженерную задачу, требующую больших затрат.
На рисунке представлено наиболее сложное водительское сиденье немецкой фирмы “Grammer-AG” с ручками управления (джойстиками) машиной и его механизмами. Это сиденье может использоваться в экскаваторах и тяжелых кранах и промышленных тракторах большой мощности. Отечественные сиденья, как правило, характеризуются низким коэффициентом подавления вибраций, низким сроком службы и и плохими эргономическими показателями. Сиденья фирмы “Grammer-AG” перекрывает весь спектр выпускаемой техники. Они могут устанавливаться на машины при их производтве, а также можно заменять сиденья новыми при ремонте машин. Высокий срок службы сиденья (более 10 лет) почти всегда превышает срок службы машины.
Но у производителя машин нехватает денег на зарплату рабочим, а у потребителя нет средств на покупку более дорогой машины. И получается, что и производитель и клиент заинтересованы на практике получить дешевую машину. Но чем оборачивается эта мнимая экономия за счет рабочего места водителя в будущем для обеих? Насколько экономически выгодно для клиента покупать дешевую машину, а производителю устанавливать более качественное сиденье? С помощью разработанной нами методики можно показать, что кроме социальной значимости защиты операторов транспортных средств, виброзащита приносит конкретному предпринимателю (производителю и потребителю машин) реальный экономический доход. Расчеты показывают, что только узкий класс машин не приносит дохода – это машины с низким коэффициентом загрузки в смену (менее 0,2) и машины, работающие на малых скоростях и в условиях идеальной дороги. Методической базой для разработки методики по оценке экономической эффективности установки виброзащитных сидений на транспортные и строительно-дорожные машины являются - современные методические материалы по бизнес-планированию и методология имитационного моделирования предприятия.
Воспользуемся официальными данными профсоюзов Германии за 1995 год. Средний километраж грузового автомобиля в 1995 г. составил для местных сообщений 45.000 км и для перевозок на дальнее расстояние 145.000 км при 230 - 340 дней времени использования в год. Зарплата водителя в 1995 г. в обороте нетто составила в местном сообщении 43,7 % и в дальних перевозках 36,6 %. Заболеваемость в 1995 г. составила в целом 4,9 %, (т.е. при 220 рабочих днях 10,8 пропущенных (по болезни) дней). Убытки составили для местного сообщения 215 ДМ и для дальних перевозок 323 ДМ за день (в расчете на одного водителя).
Для России этот показатель, с учетом состояния наших дорог, значительно выше. Особенно важен комфорт на рабочем месте для более вибронагруженных машин - строительно-дорожных и тракторов. Только издержки пропущенных дней в году делают оправданным приобретение комфортабельного сиденья для водителя грузового автомобиля. Сокращение и исключение пропущенных дней, а также увеличение времени эксплуатации грузового автомобиля в году дает только прибыль.
Установка высококачественного сиденья на отечественных машинах это не только улучшение комфорта и эргономичности рабочего места – это получение машины с улучшенными эксплуатационными характеристиками незначительными по сравнению со стоимостью машины средствами.
На совещании в Холдинге СДМ отмечалось, что сбыт отечественной строительно-дорожной техники затруднен в силу значительной конкуренции аналогичной зарубежной техники "second-hand" (в том числе и по уровню комфорта на рабочем месте - В.С.)
Удешевить стоимость импортируемых сидений можно поэтапно:
1. Организация сборки сидений из зарубежных комплектующих с использованием отечественного крепежа.
2. Налаживание изготовления отдельных деталей.
3. Разработка и организация производства отечественных высококачественных сидений.
В наше время, когда, наконец, в России начинают устанавливаться рыночные отношения, приходится задумываться о возможных путях повышения прибыли предприятий, тесно связанных с эксплуатацией различных машин - грузовиков, автобусов, самосвалов, тракторов, строительно-дорожных и горнодобывающих машин. Одним из них, на первый взгляд не очевидным, является создание комфортных условий для водителей.
Бобров Б. Ф., Соловьев В.С.