Стандарты токсичности в Евросоюзе. Дизельные "сердца" внедорожных машин

СКАЧАТЬ PDF
Первые законодательные нормы Евросоюза, ограничивающие токсичность отработавших газов (ОГ) внедорожных самоходных машин, были опубликованы 27 февраля 1998 г. (Директива 97/68/ЕС). Нормы для дизелей внедорожных машин вводились в два этапа: Stage I вступили в силу в 1999-м, Stage II – в зависимости от полезной мощности моторов с 2001-го по 2004г

Какое же оборудование подпадает под действие этих стандартов? Прежде всего это промышленные буровые установки, компрессоры, строительные колесные погрузчики, бульдозеры, внедорожные грузовые транспортные средства, мобильные экскаваторы, которые могут передвигаться по дорогам общего пользования, вилочные погрузчики, машины для уборки и ремонта дорог, снегоуборочная техника, наземное вспомогательное оборудование для аэропортов, оборудование вертикального доступа, подъемники, а также самоходные подъемные краны.

Под действие этих стандартов подпадают сельскохозяйственные и лесозаготовительные тракторы, однако сроки вступления в силу для них иные (Директива 2000/25/ЕС от 22 мая 2000 г.). Моторы, используемые на водных судах, железнодорожных локомотивах, самолетах и в генераторных энергетических установках, под действие стандартов Stage I/ II не подпадают.

9 декабря 2002 г. Европейский парламент принял Директиву 2002/88/ЕС, содержащую дополнения к Директиве 97/68/ЕС, посвященной внедорожным машинам: дополнительно вводились стандарты токсичности ОГ небольших бензиновых моторов мощностью менее 19 кВт для коммунальных машин. Директива также распространяет действие стандартов Stage II на моторы, работающие при постоянной частоте вращения. Стандарты токсичности ОГ коммунальных машин в значительной степени приведены в соответствие со стандартами США по токсичности ОГ маломощных моторов коммунальных машин.

 

Предлагаемые нормы Stage III/ IV по токсичности ОГ двигателей внедорожных машин были опубликованы Европейской комиссией 27 декабря 2002 г. и приняты Парламентом в октябре 2003 г. Нормы Stage III постепенно вступят в силу с 2006-го по 2013 г. Нормы Stage IV будут вводиться в действие в 2014 г. Стандарты Stage III/ IV в дополнение к тем категориям, которые подпадают под действие норм Stage I/ II, ограничивают токсичность ОГ двигателей железнодорожных локомотивов и водных судов, используемых на внутренних водных транспортных артериях. Под действие норм Stage III/ IV подпадают только новые транспортные средства и оборудование, а машины, уже находящиеся в эксплуатации, можно продолжать использовать, если они соответствуют нормам Stage I/ II, даже после замены.

Законодательные органы Евросоюза, США и Японии совместно работают над гармонизацией в мировом масштабе стандартов токсичности ОГ двигателей, чтобы ускорить и сделать единообразным развитие моторов и сертификацию на токсичность ОГ для производителей этого оборудования. Нормы Stage I/ II были частично приведены в соответствие со стандартами США. Предлагаемые нормы Stage III/ IV гармонизированы со стандартами Tier 3/ 4 США.

На основе директив Евросоюза должны быть созданы национальные законы государств-членов. Переходный период с налоговыми льготами продолжительностью до двух лет предоставляется в большинстве стандартов токсичности ОГ двигателей внедорожных машин для моторов, произведенных до официальной даты вступления в действие законодательства. Поскольку конкретную продолжительность каждого льготного периода, от 0 до 2 лет, самостоятельно определяет каждое государство – член Евросоюза, точный график введения в действие законодательства может различаться в разных странах.

Стандарты Stage I/ II

Нормы, установленные стандартами Stage I и Stage II, не должны превышать величин, приведенных в табл. 1. Нормы, принятые в Stage I, ограничивают токсичность ОГ, выходящих непосредственно из камеры сгорания (КС), т. е. до того, как ОГ поступят в какое-либо устройство в составе системы выпуска, нейтрализующее ОГ. Токсичность ОГ измеряется в соответствии с методикой ISO 8178C1 (8-режимный цикл) и выражается в г/кВт·ч. При сертификации на соответствие нормам Stage I/ II двигатели должны испытываться на топливе с содержанием серы 0,1...0,2% по массе.

Стандарты Stage III/ IV

Предложенные стандарты Stage IIIA, Stage IIIB и Stage IV для дизельных агрегатов самоходных внедорожных машин представлены в табл. 2, 3 и 4.

Стандарты Stage IV ограничивают предельное содержание сажи (твердых частиц) в пределах 0,020...0,025 г/кВт·ч. Системы выпуска двигателей, чтобы обеспечить соответствие этим нормам (составляющим приблизительно 90%-ное уменьшение содержания токсичной составляющей по сравнению с нормами Stage II), по-видимому, придется оборудовать сажевыми фильтрами. Для некоторых модлей может также потребоваться нейтрализация ОГ при помощи каких-либо устройств в системе выпуска, например, избирательная каталитическая нейтрализация ОГ с аммиачным реагентом (SCR), чтобы обеспечить соответствие очень жестким нормам Stage IV по NOx – 0,4 г/кВт·ч.

Чтобы измерить уровень токсичности ОГ в реальных условиях, совместно с Агентством по защите окружающей среды США (ЕРА) разработана новая методика испытаний на переходных режимах NRTC (Nonroad Transient Cycle – Методика испытаний на переходных режимах для внедорожных самоходных машин). NRTC будет применяться параллельно с предыдущей методикой испытаний на постоянных режимах ISO 8178, которая называется NRSC, для измерения содержания твердых частиц (сажи) в ОГ (в соответствии с нормами Stage IIIB и Stage IV) всех моторов, кроме работающих при постоянной частоте вращения. По желанию производителя NRTC может также использоваться для измерения содержания газообразных токсичных составляющих в ОГ в соответствии с нормами Stage IIIA и для измерения газообразных токсичных веществ в ОГ по нормам Stage IIIB и Stage IV. Методика испытаний на постоянном режиме NRSC (ISO 8178) должна применяться в соответствии с нормами Stage I, II и IIIA и для моторов, работающих при постоянной частоте вращения, а также в соответствии со Stage IIIB и Stage IV для измерения газообразных токсичных составляющих ОГ.

Образцовое топливо, используемое для испытаний на одобрение типа транспортного средства (сертификации) в соответствии со Stage III, должно содержать серы от 1000 до 2000 частей на 1 млн. Для оценки содержания сажи в ОГ в соответствии с предлагаемыми нормами Stage IV необходимо будет использовать топливо со сверхнизким содержанием серы 10...50 частей на 1 млн. Согласно Директиве 2003/17/ЕС не содержащее серы дизельное топливо (10 частей на 1 млн.) будет продаваться в странах Евросоюза с 2009 г., скорее всего, и для внедорожных самоходных машин.

Предлагаемое определение срока эксплуатации  устанавливается в 3000/ 5000 часов для двигателей мощностью не более 37 кВт, работающих при постоянной частоте вращения/ при различных режимах соответственно, и 8000 часов - для моделей мощностью более 37 кВт.

Нормы Евросоюза по токсичности ОГ

 

Нормы Евросоюза по токсичности ОГ

П. Станкевич

Рекомендуем также:

Наша группа в Telegram

Быстрая связь с редакцией в WhatsApp!

Заметили ошибку? Выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter, чтобы оповестить редакцию сайта.
Оцените, пожалуйста, статью:
Оценивших: 0
Нам очень важно ваше мнение