Дело Дормаша: сможет ли руководство предприятия выдержать пресс правоохранительных органов?
Журнал Строительная техника и оборудование
Скачать PDF

Дело Дормаша: сможет ли руководство предприятия выдержать пресс правоохранительных органов?

СКАЧАТЬ PDF
29 апреля 2011
В конце 2010 г. против гендиректора ЗАО Дормаш Вячеслава Гудкова возбудили уголовное дело за сокрытие денежных средств от уплаты налогов. На момент возбуждения дела завод сумел преодолеть кризис, и все долги по налогам были погашены

Казалось бы, ситуация нормализовалась, казна не пострадала, завод получил возможность работать дальше. Но уголовное преследование гендиректора продолжается. Что же сегодня происходит на этом одном из самых старейших и заслуженных заводов области?

НОВАЯ ИСТОРИЯ СТАРОГО ЗАВОДА

Когда в 2001 году инвесторы из Челябинска пришли на «Дормаш», завод выпускал всего одну модель грейдера. Инвесторы имели не только деньги, но и профессиональный опыт в продажах подобной техники, четкое видение того, какой сегмент техники нужно выпускать в Орле. Было принято решение делать не одну машину, а линейку техники, чтобы быть конкурентоспособными, особенно на зарубежном рынке. Позже на площадку «Дормаша» было переведено производство с «Погрузчика». Предприятие серьезно вложилось в модернизацию оборудования: приобрело сварочные роботокомплексы, которых пока нет в России, лазерную резку, газорезки, топиры (обрабатывающие центры).

До кризиса на «Дормаше» ежегодно проектировали и запускали в серию по одной новой машине. И на сегодня завод имеет в активе тяжелый грейдер (24 тонны) и три новых модификации бульдозера: 9,12 и 15 тонн тяги. Последний спроектировали, несмотря на кризис, и выпустили один образец. Сейчас идет подготовка к его запуску в серию.

Подобные машины делают в России только два гиганта еще советских времен - Челябинский и Чебоксарский тракторные заводы. Орловский бульдозер принципиально отличается от этой техники, поскольку в нем использован лучший опыт мировых производителей. Машина была сделана совместно с немецкими специалистами и протестирована в Германии.

Кроме того, на заводе обновили производство погрузчиков: выпущено четыре вида этой техники с использованием импортных комплектующих мировых лидеров отрасли. Спроектирован также универсальный экскаватор-погрузчик на собственном шасси (в России такие делают обычно на базе трактора МТЗ). И если в посткризисном 2010 году рост промпроизводства в Орловской области заметно превысил общероссийский уровень, то произошло это главным образом за счет производителей дорожно-строительной техники.

ШАНС ДЛЯ ВЫЖИВАНИЯ

Кризис серьезно ударил по «Дормашу». В январе 2009 года продажи заводской техники встали. Но все начисления - налогов, зарплаты - шли в обычном порядке. В итоге завод стал должником - в первую очередь налоговой инспекции, а также банков, поставщиков продукции (типичная ситуация, которая наблюдалась в кризис на многих промпредприятиях.)

Собственники «Дормаша» приняли решение удержаться на плаву, не допустить банкротства. Серьезно помогла в этом и администрация области. На заводе по минимуму сократили кадры, выпуск продукции. Почти 8 месяцев 700 человек получали зарплату (хотя и работали по сокращенному графику), содержали семьи и не пошли на биржу. Уже к концу 2010 года предприятие заплатило более 70 млн рублей налогов в бюджет.

Чтобы поддержать машиностроителей в кризис, Правительство РФ запустило две госпрограммы: по линии Минтранса и Минрегиона (в последней, кстати, участвовал мценский «Коммаш»). По сути, это был госзаказ для производителей дорожно-строительной техники, которую затем получали регионы. Программа предусматривала участие в торгах. Условия участия в них были жесткими. К примеру, предприятия не должны были иметь задолженности перед бюджетом, обеспечить серьезные денежные средства для участия в торгах. А тот, кто выиграл тендер, должен был иметь денежные средства для выполнения контракта. И только после того как он сделает технику и отгрузит ее, сможет получить за нее деньги.

На «Дормаше» участие в госпрограмме расценили как шанс выжить в кризис. Однако счета предприятия были арестованы налоговиками, то есть оно было финансово парализовано. Единственный выход, чтобы попасть в программы и участвовать в торгах - работать через торговый дом предприятия. Его счета не были арестованы. И на них поступали средства в оплату за комплектующие по письмам «Дормаша» и «Погрузчика».

В итоге завод смог произвести продукцию, отгрузить ее потребителям и получить деньги, которыми постепенно «закрывал» свои долги. И заплатил не только начисленные налоги, но и штрафы и пени, набежавшие из-за задержки платежей.

УГОЛОВНОЕ ДЕЛО

В конце 2010 года отдел по налоговым преступлениям УВД по Орловской области возбудил уголовное дело в отношении генерального директора «Дормаша» Вячеслава Гудкова по статье 199.2 УК РФ - «Сокрытие денежных средств от уплаты налогов и сборов». Под этим подразумевается вывод денег через третьи лица, то есть сторонние организации. Хотя к ним трудно отнести торговый дом «Погрузчика»: оба предприятия являются его акционерами и давно работают через ТД. Директору вменили сокрытие денежных средств, но деньги шли на приобретение комплектации для производства дорожно-строительной техники, содержания предприятия - все это подтверждено документально.

При этом налоговая инспекция знала, что завод работает через торговый дом: с этого же счета он платил и налоги. К моменту возбуждения уголовного дела против директора налоговая задолженность предприятия была погашена вместе со штрафами и пенями.

«Утверждение о том, что образовавшиеся недоимки по налогам и сборам в связи с их неполным перечислением в бюджет являются налоговым преступлением, подпадающим под действие ст. 199.2 УК РФ, незаконно, поскольку все вопросы по налогообложению между государством и налогоплательщиками регулируются Налоговым кодексом РФ без какого-либо вмешательства следственных органов». Это цитата из заключения независимого эксперта, исследовавшего материалы уголовного дела Вячеслава Гудкова.

Первое дело в районном суде директор проиграл. И готовится обжаловать его в кассации. В суде ему настойчиво рекомендовали «покаяться», тогда ему «светит» минимальный штраф 250 тыс. рублей и судимость на всю оставшуюся жизнь. С чем Вячеслав Гудков категорически не согласен.

СТОП-СИГНАЛ ДЛЯ ИНВЕСТОРА

Преодолев кризис, «Дормаш» строит планы на будущее. В частности, планирует продолжить программу производства нового бульдозера. Но все зависит от того, как долго руководство предприятия, инвесторы смогут выдерживать пресс правоохранительных органов.

В то время как Президент РФ ограничивает вмешательство силовиков в дела бизнеса, смягчает наказание за финансовые преступления, в Орловской области, похоже, наблюдается обратный тренд - когда директора завода упорно пытаются объявить уголовником.

«Дормаш» и «Погрузчик» - давно уже бренды Орловской области. Как впрочем, и «ОРЛЭКС», который, вероятно, скоро пополнит список предприятий, которые мы потеряли. А области нужны работающие заводы.

Сегодня обладминистрация активно привлекает инвесторов. К примеру, подо Мценском планируется уже к концу года создать технопарк и открыть там минимум три новых производства.

Однако история уголовного преследования директора нормального живого предприятия - плохой знак для инвесторов. Это аксиома, не требующая доказательств.

Людмила Федосова, «Просторы России»

Оцените, пожалуйста, статью,
нам очень важно ваше мнение:
5
5
5
7
Лучшие материалы Экскаватор Ру у вас на почте! Никакого спама
Подписаться
Нажимая на кнопку «Подписаться», вы даете свое согласие на обработку персональных данных.