С целью достижения более высокой производительности и проходимости полуприцепных скреперов, работающих в сцепе с одноосными тягачами, разрабатываются новые конструктивные решения.
Рис. 1 Двухковшовый скрепер с дополнительным приводом на заднюю ось
У двухмоторных скреперов наряду с двигателем одноосного тягача имеется еще специальный двигатель на задней оси с трансмиссией для привода ходовых колес, включаемый при наборе грунта. При этом значительно увеличивается тяговое усилие машины, поскольку заднее колеса становятся ведущими. Двухмоторные скреперы серийно выпускаются зарубежными фирмами «Катерпиллер», «Аллис-Чалмерс», «Эвклид» (США) и др.
Дальнейшим развитием полуприцепных скреперов явилось создание двухковшовых скреперов (Рис. 2), у которых все ходовые колеса выполняются также ведущими.
Рис. 2 Схема работы двухковшовых скреперных агрегатов
а - набор грунта первым ковшом; б - набор грунта вторым ковшом; в - одновременная выгрузка грунта
Сдвоенные скреперы с шестью и восемью приводными колесами имеют гидравлическую или электроконтактную систему управления и принудительную разгрузку ковша. Разработка грунта производится поочередно: при заполнении ковша переднего скрепера порожний задний скрепер является толкачом, по заполнении ковша передиий скрепер работает в качестве тягача совместно с основным тягачом. Наибольшая глубина резания достигает 0,76 м, а толщина слоя отсыпаемого грунта - 0,66 м.
Применение механической передачи для привода задних колес значительно усложняет конструкцию машины. Поэтому все большее применение получает дизель-электрический привод с установкой на валу дизеля генератора, питающего током электродвигатели для привода каждого колеса, или дизель-гидравлический привод с высокомоментными гидромоторами на каждом колесе.
Привод ходовых колес по системе «мотор-колесо» (Рис. 3) или «гидромотор-колесо» позволяет без изменения конструкции базовой машины-тягача выполнять колеса прищепной манины ведущими и использовать вес машины для увеличения тягового усилия при резании грунта и в тяжелых дорожных условиях. Поэтому этот вид привода получает широкое применение как в скреперах, так и в других землеройно-транспортных машинах.
Рис. 3 Мотор - колесо
1 - планетарный редуктор; 2 - ведущая шестерня; 3 - подшипник; 4 - система охлаждения; 5 - статор; 6 - ротор; 7 - ведомый зубчатый венец; 8 - пневмошина
Агрегат «мотор-колесо» состоит из пневматической шины, обода и встраиваемых в него редуктора и электродвигателя обычно постоянного тока. В такой конструкции корпус электродвигателя является осью колеса и со свободной стороны имеет фланец для крепления к раме машины. Основными достоинствами привода по системе «мотор — колесо» и «ги-ршотор — колесо» являются упрощение кинематической схемы и, в частности, трансмиссии за счет удаления коробок скоростей, дифференциалов, карданных валов, фрикционных элементов и других узлов; возможность использовать полностью и рациоиалъно мощность дизеля во всех режимах работы машины, что существенно повышает ее производительность.