Какой бизнес выиграл в кризис?

СКАЧАТЬ PDF
Говорят, что кризис - это новые возможности. Хорошие слова, бодрые. Но для кого именно? Кто выигрывает в кризис?

Совершенно очевидно, что кризис в отечественной экономике наступил. Не менее очевидно и то, что источники банковского финансирования покупки новой строительной техники для российских компаний сегодня закрыты. А значит, нужно продлить эксплуатационный ресурс той техники, что имеется.

Проблем с запчастями нет?..

Сервисные центры занимают несколько иную нишу рынка, нежели производители, хотя их деятельность взаимосвязана. И если сейчас зарубежные компании, работающие на территории России, испытывают некоторые сложности с продажами техники, то в работе сервисных центров наблюдается даже положительная динамика.

Главным в работе сервисного центра является квалифицированный персонал (техники-механики, инженеры и т.д.). Возможно, в будущем отказ от импортных деталей коснется рынка запасных частей и компонентов, необходимых для проведения ремонта. Как считает Андрей Квасов, технический директор компании CVH, официального дилера Magni и SAEZ, поскольку этот процесс будет стихийным, он никак не повлияет на рабочие процессы. "На сегодняшний день не пострадало ни одно из направлений, и, возможно, в будущем замещение импортных запасных частей на аналогичные отечественные положительно скажется на стоимости работ при условии их высокого качества и низкой цены".

На данный момент сервисные центры проблем с ввозом запчастей не испытывают. Бывают небольшие задержки в поставке из-за дополнительных проверок таможенных служб, но это, как заявляют представители компаний, не критично. Однако проблемы со стоимостью импортных запасных частей существуют: расчет с поставщиками происходит в валюте, а так как курс ее не стабилен, цены часто меняются, что отпугивает покупателей. Например, Александр Шведов, начальник сервисной службы компании "Лонмади", официального дилера JCB в России, отмечает 30-40-процентное повышение закупочных цен на комплектующие.

Закупочные цены на комплектующие выросли на 30-40%Источник фото: skladskoe.netЗакупочные цены на комплектующие выросли на 30-40%

Российские запчасти - миф или реальность

С точки зрения российского правительства, переход на запчасти, изготовленные отечественными производителями, призван спасти экономику страны и помочь компаниям пережить нынешний кризис. Однако у руководителей сервисных центров и дилерских компаний мнение несколько иное. Некоторые вообще не собираются использовать в своей работе комплектующие российского производства.

Андрей Кузнецов, руководитель отдела сервиса JCB в России, комментирует переход на запчасти российского производства: "Даже если какая-то экономическая выгода существует, мы ее не рассматриваем. Использование фирменных запчастей JCB - это позиция компании". 

С другой стороны, при условии достойного качества и более низкой цены, чем у импортных запасных частей, в условиях нестабильного курса, а уж тем более коротких сроков поставки смысл и экономическая выгода в частичном переходе, естественно, существует. Но так как производители настаивают на установке оригинальных запасных частей, а также из-за специфичности некоторых компонентов, полный переход на российские детали вряд ли возможен. Их замена отечественными аналогами будет интересна и выгодна только владельцам подержанной техники.

Обеспечить в полном объеме потребность в запасных частях у российского производства не получится. Даже при наличии возможности, потребуются большие финансовые инвестиции в разработку, производство и внедрение узлов и компонентов, которые не представлены на российском рынке. По мнению специалистов, шансы занять освобождающуюся европейскую нишу могут не российские, а скорее китайские и индийские производители. Однако это станет возможным только при полной блокировке импорта из Европы.

Российские производители запчастей не смогут обеспечить рынок в полном объемеИсточник фото: skladskoe.netРоссийские производители запчастей не смогут обеспечить рынок в полном объеме

"Из-за отсутствия аналогов нашей техники на российском рынке, отечественные производители не скоро смогут что-то предложить. Конечно, мелкие детали, способные заменить европейские, уже существуют, и их с успехом используют, но это - капля в море", -  отмечает Андрей Квасов, технический директор компании CVH.

Две стороны одной медали

Из-за повышения цен на зарубежные комплектующие и, как следствие, увеличение стоимости обслуживания и ремонта техники у официальных дилеров, последним стоит опасаться того, что клиенты пойдут обслуживать машины в "гаражные мастерские". Однако в данном сегменте существует и абсолютно противоположная реакция. Почему так происходит?

Как рассказал Андрей Квасов, технический директор CVH, многие клиенты, "обжегшись" на некачественных ремонтах и запчастях "серых центров", переходят к официалам. "И дело даже не в некачественных комплектующих, а в том, что для проведения сложных ремонтов, диагностик и прочего необходимо специально оборудование и обученный персонал, который можно найти только у официальных дилеров", - отметил он.

А. Квасов отмечает значительный отток клиентов от "подпольных" сервисных центров. "Многим клиентам кажется, что по истечении гарантийного периода нет смысла платить официалу за проведение качественного сервисного обслуживания. И они начинают проводить его своими силами или с помощью знакомых "кулибиных". Но после первых недорогих и ненужных ремонтов, они понимают, что деньги заплачены, а результата нет. Из-за простоя техники и связанных с этим убытков, многие клиенты делают выбор в сторону официальных сервисных центров".

Сейчас наблюдается отток клиентов от "серых" сервисных центровИсточник фото: skladskoe.netСейчас наблюдается отток клиентов от "серых" сервисных центров

Конечно, в случае поломки или подошедшего времени ТО лучше обращаться к официальным дилерам. Но на практике, как уже сказано выше, владельцы пытаются сэкономить на ремонте. В том числе бывают случаи, когда они полностью перекладывают ответственность за нее на плечи машиниста, иногда прописывая это в договоре найма отдельным пунктом. Ремонт техники - дело отнюдь не дешевое, особенно сейчас в связи со скачком курса валюты. А работая неофициально, СТО может позволить себе опустить цены вдвое и даже втрое.

Приведем несколько комментариев посетителей форума Экскаватор Ру о работе некоторых сервисных центров (комментарии не имеют отношения к работе вышеуказанных компаний):

Олег Гадько:

- На CAT 324 разморозили двигатель. Позвонили официалам - ремонт 700 тысяч рублей. Такие вот новогодние подарочки…

Пользователь СаньСэй на вопрос Атамана о целесообразности ремонта гидравлического масляного  насоса или покупке нового ответил следующее:

- Увидев цифры, добавить нечего: ценник совсем не гуманный. Дешевле отремонтировать самому, чем новый брать.

davush1:

- Запчасти компания продает отлично, и складывается впечатление нормальной организации с нормальным персоналом. Но как только вы попадаете в сервис, начинается самое неприятное. Дело в том, что там работают сплошные любители-самоучки.

Форсунки с ТНВД поменяли, но заменить топливные фильтра и бак с топливными трубками промыть не предложили. В итоге через 500 км пробега снова пришлось менять форсунки. Генеральный директор не признает ошибки своих подчиненных, на все претензии у него один аргумент: "Что было - то было".

 

Наша группа в Telegram

Быстрая связь с редакцией в WhatsApp!

Заметили ошибку? Выделите участок текста и нажмите Ctrl+Enter, чтобы оповестить редакцию сайта.
Оцените, пожалуйста, статью:
Оценивших: 6, оценка: 4,33 из 5
Нам очень важно ваше мнение
4,33
5
1
6