СКРТ — система контроля расхода топлива и GPS-мониторинга

СКРТ — это система контроля расхода дизельного/бензинового топлива, предназначенная для фиксации его потребления в конкретный промежуток времени. Данные, полученные в ходе такого учёта, нужны, чтобы понимать, сколько горючего спецтехника тратит на выполнение каждой конкретной операции, при езде с порожним или заполненным кузовом, на холостом ходу и т.п. Полученные данные можно использовать для того, чтобы рассчитать фактически потребляемое, а не теоретически необходимое количество топлива для каждого типа специальных машин (экскаваторов, бульдозеров, фронтальных погрузчиков, иной спецтехники) и тем самым правильно распределить бюджет.

Казалось бы, все расчёты уже сделаны (по отдельным видам специализированных машин на колёсных шасси они приведены в распоряжении Минтранса России от 14.03.2008 N AM-23-р (ред. от 30.09.2021) «О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»), и нужно просто придерживаться их. Также производители обычно указывают среднее потребление топлива в паспорте самоходной техники или в руководстве пользователя.

Но важно понимать, что усреднённые показатели не отражают реальную ситуацию с потреблением горючего на конкретном предприятии или в определённых условиях эксплуатации. Как в таком случае понять, насколько нормы списания в вашей компании близки к действительности и есть ли возможность сэкономить по этой части расходов, не прибегая к покупке менее качественного дизтоплива или бензина? Один из выходов — установить систему СКРТ и проанализировать реальный расход топлива спецтехникой.

Система контроля расхода дизельного топлива. Особенности и преимущества

Система учёта расхода дизельного топлива (СКРТ), используемая на спецтехнике (экскаваторы, фронтальные погрузчики, бульдозеры, автокраны и т.п.), имеет несколько нюансов относительно монтажа и эксплуатации, усложняющих её установку.

Так, среди «отягчающих обстоятельств» можно назвать:

Тем не менее задачи, которые можно решить с помощью системы контроля и учёта расхода топлива для спецтехники, стоят временных и материальных затрат и обычно окупаются, так как:

Помимо этого, система учёта расхода горючего осуществляет контроль следующих показателей:

Здесь важно сделать одну оговорку: датчик уровня топлива контролирует средний его расход в двух режимах эксплуатации техники (в поездке и по мото-часам). В первом случае рассчитывается расход горючего при перемещении техники (основывается на данных, получаемых во время движения машины). Во втором расчёт производится независимо от того, движется техника или работает на месте (например, в режиме экскавации).

Помимо экономического эффекта от установки системы учёта и контроля расхода дизельного топлива можно добиться ещё нескольких положительных моментов:

Принцип работы системы учёта и контроля расхода топлива (СКРТ)

Для отслеживания уровня дизеля/бензина в баке обычно применяется штатный (или стандартный) датчик. Перед установкой он калибруется. Но загвоздка состоит в том, что погрешность этого прибора может достигать 10 и более процентов (достаточно большой показатель, особенно, если в парке спецтехники компании находится не один десяток машин).

Поэтому, чтобы получать более точные данные, стоит воспользоваться погружными и/или проточными датчиками. В СКРТ они могут использоваться как по отдельности, так и совместно, тем самым нивелируя недостатки друг друга. Давайте рассмотрим подробнее особенности каждого типа.

Погружной датчик, или датчик уровня топлива, или ёмкостный датчик (ДУТ). Предназначен для измерения объёма горючего в баке. Принцип действия этого датчика СКРТ основан на диэлектрической проницаемости топлива (для каждого типа своя), поэтому датчик обязательно калибруется под бензин/дизтопливо и конкретный бак. ДУТ фиксирует любые изменения в объёме топлива, сообщает сведения о местах и времени заправки. Погрешность не превышает 2–5%.

Важно! При установке только этого датчика на спецтехнику, которая работает большую часть времени на пересечённой местности, в условиях бездорожья или карьеров, могут возникнуть сложности с анализом полученных от датчика данных. Так как из-за постоянных наклонов техники (экскаватора, бульдозера, фронтального погрузчика, экскаватора-погрузчика и т.п.) и колебания топлива датчик будет фиксировать постоянные его перепады в баке.

Компании, занимающиеся установкой ДУТ для учёта расхода горючего именно на специализированную дорожно-строительную, землеройную или карьерную технику, предлагают в таком случае учитывать при анализе не только перепады топлива, но и обращать внимание на то, какой промежуток времени длился этот спад. Например, если более 30 сек, а после уровень горючего не пришёл к обратному или близкому к нему значению, можно говорить о том, что имел место слив.

Проточный датчик, или расходомер (ДРТ). Более точен, чем ДУТ. Предназначен для контроля топлива прямым способом, непосредственно в топливных магистралях. Погрешность — обычно не превышает 1–3%. Из недостатков — не может контролировать объёмы заправки и слива. Необходим в случае, если расход топлива высок и нужно получить максимально точные данные о его потреблении (с минимальной погрешностью).

Важно понимать!

Во-первых, ДРТ требует врезки в топливную магистраль. Поэтому, если спецтехника находится на гарантии от производителя, она автоматически аннулируется.

Во-вторых, низкое качество дизтоплива может приводить к засорению датчика. Соответственно, постоянно будет возникать необходимость в его техобслуживании.

С учётом всего выше сказанного можно сделать вывод, что СКРТ позволяет:

Автор: Ольга Шульгович

Теги: Сервис и компоненты
Полная версия статьи